Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Екатерина Михайловна Григорьева,
заведующая школьной библиотекой
первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 16 Октябрьского района г. Новосибирска

Библиотека в образовательном пространстве школы: цели и возможности

Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда,

когда в ней царят четыре культа: культ Родины,

культ человека, культ книги и культ родного слова.

В.А. Сухомлинский

Школьная библиотека является краеугольным камнем в концепции модернизации образования. В соответствии с реализацией стандартов второго поколения, библиотека осуществляет системный подход к организации информационной и культурной среды школьного сообщества. Ориентационная модель библиотеки как информационного и социо-культурного центра ставит перед собой следующие цели:

– развитие и удовлетворение потребностей в повышении интеллектуальных и культурных компетенций школьников;

– формирование информационной культуры личности;

– воспитание гражданственности и патриотизма;

– содействие успешной интеграции школьников в социо-культурную среду общества;

– информационное обеспечение педагогического коллектива в соответствии с уровнем требований к их профессиональному мастерству.

Информационные ресурсы библиотеки составляют: книги и периодические издания (6300), оптические диски (230), видеофильмы (47), электронные продукты школьников и педагогов (60 работ), библиографическая БД (4860 описаний), Интернет.

Центр в лице библиотеки охватывает широкое поле деятельности:

– традиционное обслуживание на абонементе и в читальном зале;

– осуществление доступа к библиотечным ресурсам через пункт выдачи в ДОУ;

– совмещение функций медиатекаря;

– консультации и сопровождение работы пользователей ПК;

– организация массовой работы (устной, наглядной);

– ведение библиотечных (интегрированных) уроков по воспитанию информационной культуры;

– творческое проектирование;

– комплектование и организация фонда;

– учёт и обработка новых поступлений;

– аналитическая роспись периодических изданий;

– создание электронного каталога (АБС «MARC»);

– информационное обеспечение педагогического коллектива (с элементами ИРИ);

– участие в городских конкурсах и мероприятиях методического объединения;

– поддержание связей с внешними партнёрами;

– организация внешкольных мероприятий и др.

Устремлённость к единым целям и задачам предопределяет тесное взаимодействие библиотеки с внутренними структурами и внешними социальными партнёрами.

В лице пользователей библиотечно-информационных услуг выступают дифференцированные группы школьного сообщества: администрация школы, воспитатели и дети ДОУ, педагогический коллектив, учащиеся, родители. Формы и методы взаимодействия с каждой из групп определяются категорией пользователя, его местом в образовательном процессе, возрастными особенностями и прочими характеристиками.

Учащиеся начальной школы – самые активные и благодарные читатели. Но почему происходит так, что многие из них через несколько лет теряют интерес к чтению? Виною тому – взрослые. В начале учебного года библиотекарь проводит беседы с родителями первоклассников. Необходимо как можно раньше дать им представление о психологии чтения детей и удержать от серьёзных ошибок. Одна из них – оставлять ребёнка наедине с книгой тогда, когда он к этому ещё не готов. Ребёнок, научившийся складывать буквы в слова, пока не читатель. Взрослые ещё долгое время должны быть рядом, помогая ребёнку полюбить книгу и чтение. Традиция семейного чтения создаёт благоприятную  атмосферу интеллектуального и духовного общения детей и родителей, поднимает авторитет книги в процессе получения знаний. Встречи с родителями положительно сказываются на чтении первоклассников: накануне праздника «Посвящение в читатели» (январь2011 г.) 50% учащихся 1-х классов уже были записаны в библиотеку и прочитали по 10-12 книг.

Важный аспект просвещения родителей – информационная безопасность. Интенсивное распространение средствами массовой культуры западных стереотипов мышления и ценностей жизни, влияние «клипового сознания» на формирование личности ребёнка должно стать отдельной темой разговора на родительских собраниях. Современный книжный рынок требует большой осторожности. Библиотекарь выступает с предостережением от пагубного влияния низкопробной литературы, периодики, мультимедийной продукции, рекомендуя противопоставлять этому течению лучшие образцы мировой художественной литературы. Совет библиотекаря может быть очень уместным при выборе книг для домашней библиотеки.

Для введения ребёнка в мир книги применяются традиционные и инновационные методы работы. В работе с детьми младшего школьного возраста очень важно использовать зрительный канал получения информации. Библиотечные уроки-презентации открывают большие возможности в изложении материала, влиянии на эмоциональную сферу ребёнка. В прошлом учебном году на таких уроках, посвящённых краеведческой, литературной и военной тематике, поприсутствовало 210 учащихся. Очень эффективно непосредственное общение детей с книгами на выставках и обзорах. На 32 тематических выставках из 713 представленных книг детьми взято 620. В детской среде продвижение чтения через игру даёт также хорошие результаты. Мероприятия сопровождаются активным посещением библиотеки и повышением читаемости. Интегрированные уроки, дополненные библиотечными ресурсами, содействуют усвоению учебного материала и активизируют интерес к познавательному чтению.

В деле приобщения ребёнка к книжной культуре важная роль отводится взрослым. Социализирующую роль при выборе литературы учащимися играет мнение учителей, родителей, товарищей. С возрастом авторитет взрослых снижается, предпочтение отдаётся мнениям сверстников. Поэтому при рекомендации книг детям различных возрастных категорий используются отзывы о книгах не только педагогов, но и читателей-детей.

В группе учащихся среднего звена поднимается вопрос об утверждении мотивированного делового и досугового чтения. Возвращения приоритета книги можно достичь только консолидированными усилиями библиотекаря и педагогов. Традиционное участие школьников в научно-практических конференциях и проектной деятельности по различным дисциплинам стимулирует интерес к деловому чтению. Данная категория читателей начинает выступать в роли активных пользователей библиотечных информационных ресурсов. На уроках библиотечно-библиографической грамотности учащимся прививаются навыки самостоятельного поиска, отбора и аналитико-синтетической переработки информации, работы с электронным каталогом в АБС «MARC». В реализации данного направления работы практикуются интегрированные уроки учителя информатики/технологии и библиотекаря. В прошлом году в школе было проведено 16 библиотечных уроков, которые посетили 351 человек. Из них 5 уроков было интегрированных. Данному направлению работы придаётся большое значение, т.к. именно на этом этапе обучения закладывается стремление к непрерывному образованию, позволяющему современному специалисту быть конкурентоспособным на рынке труда.

Особого внимания заслуживают учащиеся старших классов. Сформировавшийся круг интересов, творческий характер авторского проектирования позволяет их выделить в отдельную группу с признаками научной деятельности. Для информационного обеспечения научных проектов учащихся необходимо использование метода дифференцированного обслуживания. Тематическое информирование осуществляется в ретроспективном и текущем аспектах с привлечением всех ресурсных возможностей центра. Синтез полученных навыков и умений ориентироваться в информационном потоке позволяет обучающимся успешно решать поставленные задачи, способствует воспитанию креативной личности, создаёт хорошие предпосылки для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.

Функциональное чтение ни в коей мере не должно умалять значение досугового чтения. Психологи детского чтения отмечают падение рейтинга литературы как вида искусства. Книгу оттесняют на задний план современные формы детской электронной культуры. Для поддержания интереса к книге библиотека организует выставки и обзоры литературы, беседы о книгах, громкие чтения с обсуждением, проводит устные журналы, уроки-презентации, конкурсы и викторины, формирует папку отзывов на книги. В помощь читателям создаются малые формы библиографии: памятки о знаменитых людях, аннотированные списки литературы, дайджесты (всего 25 названий). На литературные вечера и встречи за «круглым столом» приглашаются литературные деятели и представители других организаций, способствующих формированию культуры личности подростков.

Для проведения уроков и классных часов часто используются электронные продукты школьников, библиотекаря, мультимедийные диски. В библиотеке создаётся архив авторских работ в печатном и электронном вариантах (электронный вариант – 60 работ).

Газета «Школ@.ru», выпускаемая учащимися, – одно из востребованных средств массовой информации. В этом зеркале отражаются все события школьной жизни. Популярность печатного издания делает его привлекательным для библиотечного сотрудничества. Передовые статьи позволяют привлечь внимание учащихся к важным вопросам культуры, нравственности. Материалы под рубрикой «У библиотечной полки» информируют о новинках литературы, пропагандируют шедевры отечественной и зарубежной классики. Здесь же помещаются отзывы о книгах и прошедших мероприятиях, что помогает формировать культуру чтения, улучшать имидж библиотеки.

Выполняя задачу социализации подростков, библиотека включает в круг социальных партнёров городские учреждения и организации: Дом детского и юношеского творчества, городские библиотеки, ГПНТБ СО РАН, Областная юношеская библиотека, Библиотека им. М.М. Пришвина, библиотека им. Бориса Богаткова, Музей истории Октябрьского района, Областной Краеведческий музей и др. Очень гармонично дополняют этот перечень экскурсии в храмы г. Новосибирска. Участие в городских конкурсах неоднократно приносило нашим школьникам и библиотекарю звание лауреатов:

– Петри Мария за участие во Всероссийском конкурсе библиотек «БиблиОбраз-2007» в номинации «Читать всегда, читать везде»;

– Тетюцкая Мария и Тетюцкий Пётр за участие в городском конкурсе Книгочеев «115 лет Новосибирску» в номинации «Надежда»;

– Вяткина Светлана за участие в городском конкурсе Книгочеев «115 лет Новосибирску» в номинации «Зеркало души»;

– Григорьева Екатерина Михайловна за участие во Всероссийском конкурсе библиотек «Библиобраз-2007» и за участие в конкурсе «Лучший тематический урок», посвящённый 80-летию Октябрьского района;

– Григорьева Екатерина Михайловна, 2-е место в III Областном конкурсе «ПедИнициатива 2010», номинация «Виртуальная книжная выставка «Выбирай и читай» (Виталий Закруткин и его повесть «Матерь человеческая»).

Научно-методическая работа – неотъемлемое и очень важное направление деятельности библиотечного центра. Инновационные проекты, авторские программы, описание методического опыта, информационно-библиографические издания, рекламные буклеты – далеко не полный перечень печатной продукции. Многие инновации стали достоянием библиотечных служб других образовательных учреждений, благодаря активной позиции автора в кругу профессионального сообщества.

В технологии передачи знаний учащимся ведущая роль отводится  педагогам. Для реализации задач библиотечно-информационного сопровождения педагогического коллектива комплектуется разнообразный по тематике и видам носителей фонд. По отношению к данной категории специалистов, кроме традиционного библиотечного обслуживания на абонементе и в читальном зале, библиотека выполняет функции информационной службы. В её задачи входит сбор, аналитико-синтетическая переработка и доведение документальной и фактографической информации до заинтересованных потребителей. Информационное обслуживание  строится c использованием элементов системы ИРИ (избирательное распространение информации) на основе электронной БД «MARC SQL» и Интернет-ресурсов. Для обеспечения педагогов текущей и ретроспективной информацией используются индивидуальные и групповые методы информирования. Группы обслуживания дифференцируются по функциональному и тематическому признакам. Создана картотека запросов 35 абонентов, в соответствии с которыми им направляется библиографическая информация, первоисточник или копия статьи. В общей сложности за год абонентам направлено 131 сообщение, выполнено 600 страниц копий.

Главное условие текущего информирования – оперативность. Это направление отличается от традиционного библиотечного обслуживания активными методами работы: информация ищет потребителя, а не наоборот. Периодичность устанавливается в зависимости от потока информации. Обратная связь осуществляется в устном виде, что позволяет корректировать запросы в течение всего периода обслуживания.

Важная составляющая информационного обслуживания – электронная база данных. Она систематически пополняется описаниями всех видов документов, поступающих в фонд, включая аналитические описания статей из периодических изданий и сборников. (Статистика по БД: всего документов – 4860, из них 2470 – книги, остальные – статьи).

Особую значимость для учителей представляют Дни информации (ДИ), проводимые в учительской. В течение ДИ можно познакомиться с новыми поступлениями, обменяться мнением с коллегами, оформить заказ на литературу и ксерокопирование. Только на одном из них было представлено 60 документов, посетило мероприятие 28 человек, сделаны заявки на 13 первоисточников, выполнено ксерокопирование 55 статей.

Локальная сеть, связывающая библиотеку с аудиториями, позволяет оперативно направлять необходимые сведения заинтересованному кругу специалистов. Своевременное владение учителями информацией о новых технологиях, методических разработках, материалах в помощь повышению квалификации даёт возможность им находиться на переднем крае педагогической науки и практики, повышает эффективность и качество процесса обучения, позволяет наилучшим образом удовлетворять социальный заказ всех участников педагогического сообщества.

Приложение. Видеоприглашение в библиотеку МБОУ СОШ № 16

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 42)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела