Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Все статьи автора(10) Галина Михайловна Рожкова,

социальный педагог отдела развития семейных форм устройства
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
МКУ Городского центра «Семейный совет» г. Новосибирска

На каникулы в семью

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – особая категория людей, которая перенесла боль утраты родительской заботы, любви, внимания. Эти ребята не имеют опыта семейной жизни. Они лишились материнского тепла и семейного очага.

В целях реализации главного права ребенка – жить и воспитываться в семье – в Новосибирске в 2007 году была объявлена акция «Каникулы в семьях горожан». Она направлена на развитие семейных форм устройства, для предоставления возможности каждому ребенку, проживающему в учреждении общественного воспитания, побывать в семье на каникулах и в праздничные дни. Ее организатором является Главное управление образования мэрии.

Важно, чтобы ребенок, воспитывающийся в детском доме, хотя бы на время побывал в семье. Наиболее ценно, когда пригласившие не теряют связь с воспитанником после его ухода, а взвесив все плюсы и минусы, оценив свои силы и возможности, оформляют документы на усыновление, опеку или попечительство.

Многие знают, что в детдомах живут ребята, которые по разным причинам попали в категорию «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Наслышаны они также о том, что находятся желающие усыновить, взять сироту под опеку или в приемную семью. Однако не всем воспитанникам выпадает такое везение. Некоторые живут в интернатных учреждениях до совершеннолетия, а потом выходят в самостоятельную жизнь. Чаще всего их никто не ждет, им трудно освоиться в новом мире без близких людей. Возникает масса житейских проблем. Принято считать, что в детском доме ребенок обеспечен всем необходимым. Но на самом деле он лишен самого главного – опыта проживания в семье: не видит, как выстраиваются взаимоотношения между ее членами, как распределяются и исполняются различные роли (матери-отца, жены-мужа, сына-дочери, внука-внучки).

Трудно назвать точную дату, когда впервые возникла идея звать в гости воспитанников. Сотрудники некоторых интернатных учреждений, видя, что дети многое недополучают, социально запущены, брали их к себе домой на выходные, на каникулы. Многие опытные воспитатели приглашали в гости «любимчиков». Делалось это совершенно бескорыстно и безвозмездно. Часто на свой страх и риск руководители детского дома или приюта разрешали детям побывать у тех людей, которых хорошо знали.

Гостевой режим можно рассматривать как форму общения с детьми, находящимися в государственных интернатных учреждениях, в результате которой, возможно сформировать довольно устойчивые дружественные связи. Отношения могут перерасти в опеку, усыновление, наставничество, шефство. У ребенка появляется взрослый человек, к которому он может обратиться за помощью в сложной ситуации, получить совет или поддержку.

Приглашение воспитанника интернатного учреждения разными людьми воспринимается неоднозначно. Специалисты по охране прав детства беспокоятся о том, что дети болезненно переживают возврат в учреждение. Но как показывает опыт, всегда можно снизить травматизм разлуки, используя договоренность с ребенком перед его размещением в семье. Нужно объяснять ему – зачем и на какой срок он туда идет. Это создает определенный настрой и не формирует беспочвенных иллюзий. Ребенок должен понимать: он идет в гости!

Воспитатели отмечают, что ребята возвращаются взбудораженными, ими труднее управлять. Однако сотрудники детских домов, приглашавшие детей к себе, замечали в своих воспитанниках стороны личности, которые не проявлялись в условиях учреждения.

Веским аргументом «за» является мнение участников интернет-конференции, которые не раз брали воспитанников детских домов:

– «Гости – это радость для ребенка, а иногда и смысл жизни, повышение его ценности как в глазах сверстников, так и в его собственных. А от самооценки зависит очень многое в судьбе человека».

– «Любое доброе участие обделенным общением детям в радость. Можно просто задаться вопросом: почему сироты должны жить рядом с нами за непроницаемой стеной, и пойти узнать, как они там? И однажды взять с собой на прогулку вместе с сыном мальчонку из соседнего детдома».

Замечено, что гостевой режим полезен не только детям, но и взрослым: он дарит много светлых и радостных минут общения. Приглашая в свой дом сироту, вы помогаете ему выйти за рамки, созданные системой государственного воспитания, увидеть другой мир, зарождаете в нем мысли о будущем, строить и планировать которое в казенных стенах он не научится.

Пребывание в гостях не сводится только к развлечениям: общение с семьей многое дает для развития детей. Происходит обучение и коррекция поведения ребенка в тех или иных формах, завязываются эмоциональные контакты с потенциальными родителями, родственниками и друзьями.

Долгое время программа гостевого режима не была регламентирована какими-либо нормативными или законодательными актами, что вызывало некоторые организационные вопросы. Постановлением Правительства РФ от 19.05.2009 г. № 432 утверждены Правила временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

В прошлом году около 150 детей побывали в семьях горожан, 11 затем были приняты на воспитание. Каждый желающий с декабря 2010 по январь 2011 года смог пригласить к себе домой на зимние каникулы ребят, воспитывающихся в государственных учреждениях.

Основная причина принятия детей – это сопереживание, сочувствие, жалость и желание эмоционально отзывчивых людей принять участие в судьбе ребенка-сироты. Даже если вы не возьмете в семью насовсем, воспитаннику можно писать письма, звонить. Ведь самое главное для любого человека – быть кому-то нужным.

Впереди летние каникулы. Утвердившись в своем желании пригласить в гости ребенка из детского дома, обратитесь в отдел опеки и попечительства района по месту вашего жительства. Ознакомьтесь с перечнем необходимых документов, (основные – паспорт, справка об отсутствии судимостей, медицинское заключение, выписка из домовой книги). Специалисты помогут составить соответствующее заявление.

Чтобы оградить и себя, и ребенка от возможных конфликтов и преждевременных разочарований, предварительно получите полную информацию о нем у сотрудников детского дома (воспитателей, врача, социального педагога), проконсультируйтесь у специалистов по вопросам выстраивания взаимоотношений.

 

Об этом можно прочитать:

  1. Альтшулер, Б.Л., Красницкая, Г.С. «Гостевой режим для детей-сирот».
  2. Пронина С.И. «Право ребенка».
  3. На сайте http://innewfamily.narod.ru
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 8)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела