Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Жанна Михайловна Самойлова,
воспитатель специальной школы-интерната № 152
VI, VIII вида для детей с нарушениями развития интеллекта и
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Кировского района г. Новосибирска

Таланты и поклонники

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею…

 

Однажды одна моя ученица Оля ответила мне отказом на мою просьбу о ее выступлении на школьном празднике, мотивировав тем, что у нее нет никаких способностей. Кроме того, девочка считала себя недостойной выступления и пения проникновенной песни: «Жанна Михайловна, вы поете гораздо лучше меня, вот и выступайте…»

Видно на лицо – девочка талантлива: от природы в ней заложен огромный творческий потенциал, который необходимо развивать, но в данный момент из нас двоих это понимала только я. Было бы глупо и совершенно непрофессионально мне, как педагогу, допытываться и задавать стандартные вопросы: «Почему ты не хочешь петь?»

На минуту я задумалась. Эта девочка сирота. С самого рождения от нее отказались родители. Судьба таких детей мне известна. С первого вздоха, с первой секунды жизни любое живое существо нуждается в заботе, теплоте материнского тела, ласке, получая все это, ребенок чувствует себя защищенным. Проанализировав же ее положение, я поняла – она одна. Да у нее есть подруги и друзья, она общается со сверстниками. Но она одинока в душе. И таких детей, как Оля, в нашей школе много. Я испытала чувство стыда перед ребенком за то, что взрослые люди так предательски поступили по отношению к ней, оставив в неизвестности.

Вместо дотошных нравоучений и уговоров я спросила: «Ты знаешь, что такое талант?» Девочка молчала, подбирая нужные слова для определения… И тогда я начала свой рассказ, который мне поведала когда-то моя первая учительница. Это была притча о талантах из Библии. Оля слушала, не отрывая от меня своих сияющих голубых глаз. В них я разглядела неподдельный интерес. Я продолжала: «Для того чтобы развиваться, нужно много работать – в первую очередь над собой. В жизни все достается через труд, усердие, иногда муки страданий, но не через иллюзии и угнетение себя. Нужно прислушиваться к своему сердцу, ощущениям, к стрункам души, желаниям, анализируя итоги своих достижений. Все известные миру люди прошли через это».

Мои воспитанники – это мои дети. Каждый родитель хочет, чтобы с его ребенком ничего не случилось. Но что за жизнь, если ничего не происходит – она однотонна и однородна по своей структуре. Может быть, есть смысл научить ребенка смотреть на проблемы под другим углом, более взрослым, трезвым взглядом – через призму реальных возможностей, положительных эмоций и действий? Сберегая все нежное и хрупкое, что может дать росток, превращаясь со временем в прекрасный благоуханный цветок. Но и он гибнет, если за ним не ухаживать: не рыхлить, не поливать, не питать почву. Значит мало научить ребенка достижению своей цели. Пусть он даст жизнь другим цветам – идеям, принципам, планам, которые станут прекрасным бескрайним полем, размножаясь в геометрической прогрессии.

День за днем проходили репетиции праздника. Оля раз за разом выдавала положительные результаты. На концерте ей рукоплескала вся школа. Совсем недавно она призналась: «Как здорово, что Бог дал людям таланты, не стоит их закапывать в землю. А тот, кто их зарыл, не думаю, что он счастлив».

И я призываю всех: не бойтесь жизни – отвергайте бездействие в ней.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 9)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела