Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Все статьи автора(7) Татьяна Владимировна Помулева,
юрисконсульт отдела юридического сопровождения и
мониторинга МКУ Городского центра по профилактике
социального сиротства «Солнечный круг» г. Новосибирска

Летний отдых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

С наступлением теплых дней большинство людей начинают задумываться о предстоящем проведении лета: планировать выезды на природу, походы в лес, купание. Дети мечтают о поездках в летний лагерь или на дачу, а родители заботятся об организации их отдыха.

Но не обо всех детях могут позаботиться папы и мамы. Возникает вопрос, а как же реализуется право на отдых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей? В том случае, если ребенок воспитывается в опекунской семье, то обязанность по организации досуга подопечного возлагается на опекуна (приемного родителя). Планирование такого отдыха производится законным представителем ребенка самостоятельно, при необходимости возможно согласование места отдыха с органом опеки и попечительства.

При желании, опекун может подать в отдел пособий и социальных выплат по месту фактического проживания ребенка заявление на получение путевки в загородное детское оздоровительное учреждение. При подаче такого заявления у ребенка не должно быть общих медицинских противопоказаний к направлению в загородное учреждение.

Согласно Порядку предоставления бесплатных путевок детям-сиротам и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в организации отдыха детей и их оздоровления за счет средств областного бюджета Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 28.02.2011 № 77-п (далее – Порядок) опекуну к вышеуказанному заявлению необходимо представить следующие документы:

1) копию документа, подтверждающего полномочия законного представителя ребенка в случае, если законный представитель ребенка не является родителем;

2) копию свидетельства о рождении ребенка (паспорта);

3) справку о регистрации ребенка по месту жительства (пребывания);

4) справку о необходимости санаторно-курортного лечения, выданную лечебно-профилактическим учреждением (для получения путевки в санаторный лагерь);

5) справку отдела социального обслуживания населения администрации муниципального района (городского округа) Новосибирской области, подтверждающую факт нахождения ребенка в трудной жизненной ситуации, если ребенок находится в трудной жизненной ситуации.

Выдача путевок гражданам осуществляется в порядке очередности представления заявлений.

В случае, когда ребенок не может прибыть по уважительной причине (болезнь) при наличии выданной путевки в оздоровительное учреждение, родители (законные представители) в течение двух дней со дня, когда ребенок заболел, должны вернуть путевку по месту ее выдачи с приложением медицинской справки (п. 8 Порядка).

Если ребенок не прибыл в оздоровительное учреждение без уважительной причины, при наличии выданной путевки, и путевка своевременно (не позднее, чем за 7 дней до начала заезда) не была возвращена родителями (законными представителями) по месту ее получения, путевка считается использованной. Повторная ее выдача в текущем году не допускается.

Документом, подтверждающим пребывание ребенка в оздоровительном учреждении, является отрывной талон к путевке.

Таким образом, ребенок может отдохнуть летом как в семье опекуна, так и в оздоровительном учреждении.

Летний отдых детей-сирот, находящихся в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся безе попечения родителей, (далее – Учреждение) организуется этим Учреждением. Дети-сироты, проживающие в детских домах и школах-интернатах, в приемных или опекунских семьях, не имеющие общих медицинских противопоказаний к направлению в загородное детское оздоровительное учреждение, ежегодно направляются на отдых и оздоровление.

Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ при наличии медицинских показаний детям-сиротам, лицам из их числа, могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

Однако, если ребенок находится в Учреждении это не означает, что он не сможет провести летнее время в кругу гостевой семьи, пообщаться со взрослыми и ощутить заботу с их стороны.

Правила временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 432 предусматривают, что Учреждения вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях).

То есть любой гражданин, обратившийся в орган опеки и попечительства и получивший соответствующее разрешение, может принять ребенка в свою семью на летний период.

Временная передача детей в семьи граждан не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется в интересах детей в целях обеспечения их воспитания и гармоничного развития. Срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 1 месяц.

При наличии документально подтвержденных исключительных обстоятельств (выезд на отдых в пределах территории Российской Федерации, каникулы продолжительностью более 1 месяца, прохождение курса лечения и иные случаи) срок временного пребывания ребенка (детей) в семье может быть увеличен с письменного согласия органа опеки и попечительства по месту нахождения Учреждения, если такое увеличение срока не нарушает прав и законных интересов ребенка (детей). При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 3 месяца.

Длительность, периоды и конкретные сроки (в течение года) пребывания ребенка (детей) в семье гражданина определяются Учреждением, по согласованию с гражданином с учетом обеспечения непрерывности процессов обучения, лечения или реабилитации (социальной, медицинской, психологической, педагогической) ребенка (детей).

При этом ребенок может досрочно вернуться в Учреждение по своему или желанию гражданина, принявшего его в семью.

Необходимо отметить, что граждане, принявшие решение взять ребенка на каникулы, должны осознавать всю полноту ответственности, возлагающуюся на них в связи с приходом в семью нового человека, быть готовыми создать дружественную атмосферу с целью благоприятного совместного проведения летнего отдыха.

Дети, являющиеся братьями и сестрами, находящиеся в одном Учреждении, временно передаются в семью гражданина вместе, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или по желанию самих детей это невозможно.

Временная передача детей осуществляется в семьи совершеннолетних граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, за исключением:

а) граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

б) граждан, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в родительских правах;

в) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

г) граждан, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

д) граждан, имеющих на момент временной передачи в их семью ребенка (детей) судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;

е) граждан, имеющих инфекционные заболевания в открытой форме или психические заболевания, больных наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом;

ж) граждан, не имеющих постоянного места жительства на территории Российской Федерации.

Также передача ребенка (детей) в семью гражданина не допускается, если:

– это противоречит желанию ребенка, либо может создать угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию, либо нарушает его права и охраняемые законом интересы;

– выявлены факты совместного проживания с гражданином, в семью которого временно передается ребенок (дети), родителей этого ребенка (детей), лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах (кроме случаев, когда родителям, родительские права которых ограничены судом, разрешены контакты с ребенком (детьми).

Для принятия ребенка в гостевую семью, во-первых, необходимо обратиться в орган опеки и попечительства по месту своего жительства для получения заключения о возможности временной передачи ребенка (детей) в свою семью (далее – Заключение), представив соответствующее заявление и следующие документы:

а) копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);

б) справку органов внутренних дел, подтверждающую отсутствие у гражданина судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;

в) выписку из домовой (поквартирной) книги или иной документ, содержащий сведения о проживающих совместно с гражданином совершеннолетних и несовершеннолетних членах его семьи;

г) справку лечебно-профилактического учреждения об отсутствии у гражданина заболеваний, либо медицинское заключение по форме 164/у-96, выданное лечебно-профилактическим учреждением.

Орган опеки и попечительства в течение 15 дней с даты получения от гражданина заявления оформляет Заключение, которое действительно в течение 1 года с даты его подписания, или письменный мотивированный отказ в его выдаче.

Во-вторых, после получения Заключения, желающий временно принять ребенка (детей) в свою семью, представляет в Учреждение следующие документы:

а) заявление о временной передаче ребенка (детей) в свою семью (в свободной форме);

б) копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);

в) Заключение, выданное органом опеки и попечительства в установленном порядке;

г) согласие совместно проживающих с гражданином совершеннолетних, а также несовершеннолетних, достигших 10-летнего возраста членов его семьи на временную передачу ребенка (детей) в семью гражданина, выраженное в письменной форме.

В свою очередь, Учреждение предоставляет гражданину сведения о детях, которые могут быть временно переданы в его семью, и оказывает содействие в подборе ребенка (детей).

Эти меры необходимы для установления наиболее полной информации о ребенке и его предполагаемых взаимоотношениях с членами семьи гражданина, у которого он будет проводить летний отдых.

Решение о временной передаче ребенка (детей) в семью гражданина или об отказе в такой передаче принимается руководителем Учреждения в течение 15 дней с даты представления гражданином вышеуказанных документов.

Такое решение оформляется в форме приказа руководителя Учреждения, с оригиналом которого гражданин должен быть ознакомлен под роспись.

При временной передаче ребенка в семью гражданину выдаются копии документов, необходимых ребенку (детям) в период временного пребывания его в семье гражданина.

Учреждение вправе оказывать детям и гражданам, в семьи которых они временно передаются, услуги по социальному, медицинскому, психологическому и (или) педагогическому сопровождению.

Гражданин, в семью которого временно передан ребенок (дети), не вправе:

а) осуществлять вывоз ребенка (детей) за пределы территории Российской Федерации;

б) оставлять ребенка (детей) под надзором третьих лиц, кроме случаев помещения ребенка (детей) в медицинскую организацию для оказания срочной медицинской помощи или в соответствующие подразделения органов внутренних дел.

Гражданин, в семью которого временно передан ребенок (дети), обязан:

а) нести ответственность за жизнь и здоровье ребенка (детей) в период его временного пребывания в семье;

б) получить письменное согласие Учреждения, в случае перемены места нахождения ребенка (детей);

в) предоставить ребенку (детям) возможность связываться с руководителем или сотрудниками Учреждения и (или) органом опеки и попечительства;

г) по окончании установленного срока временной передачи в семью незамедлительно возвратить ребенка (детей) в Учреждение;

д) в течение 1 дня информировать Учреждение о возникновении ситуации, угрожающей жизни и (или) здоровью ребенка (детей), а также о заболевании ребенка (детей), получении им (и) травмы, о помещении ребенка (детей) в медицинскую организацию для оказания срочной медицинской помощи или в соответствующие подразделения органов внутренних дел.

В случае возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью ребенка Учреждение принимает меры по незамедлительному изъятию ребенка (детей) из семьи гражданина и возвращают его в Учреждение.

Законодательством Российской Федерации предусматривается, что дети-сироты, находящиеся на попечении опекунов или в Учреждениях, по согласованию с органами опеки и попечительства могут выехать на отдых и за пределы Российской Федерации.

Ребенок, как правило, выезжает из Российской Федерации совместно хотя бы с одним из родителей (не лишенным родительских прав и не ограниченным в родительских правах), усыновителей, опекунов или попечителей. В том случае, если ребенок выезжает без сопровождения, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие вышеназванных граждан на выезд с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить (ст. 20 Федерального закона Российской Федерации «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ).

В целях контроля выезда детей за пределы Российской Федерации органы опеки и попечительства ведут учет детей-сирот, выехавших из Российской Федерации, а также осуществляют контроль за их своевременным возвращением в Российскую Федерацию.

В случае, если один из родителей, усыновителей, опекунов (попечителей) заявит о своем несогласии на выезд ребенка из Российской Федерации, такой вопрос разрешается в судебном порядке.

Заявление о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации подается лично одним из родителей, усыновителем, опекуном или попечителем ребенка в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту жительства (пребывания), либо в орган пограничного контроля, либо в дипломатическое представительство (консульское учреждение) Российской Федерации в случае, если заявитель постоянно проживает за пределами Российской Федерации.

Одновременно с заявлением необходимо представить: документ, удостоверяющий личность заявителя; нотариально заверенные копии документов, подтверждающих родительские права в отношении ребенка или факт установления усыновления (удочерения), опекунства либо попечительства в отношении указанного гражданина.

Поскольку органы опеки и попечительства не могут контролировать процесс отдыха детей за пределами Российской Федерации, ответственность за их жизнь и здоровье, защита прав и законных интересов возлагаются на родителей, усыновителей, опекунов (попечителей).

При организованном выезде групп детей без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов (попечителей) обязанности законных представителей несовершеннолетних несут руководители выезжающих групп (ст. 22 Федерального закона Российской Федерации «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ).

Обобщая все вышесказанное, можно заметить, что дети-сироты не остаются без внимания взрослых, которые помогают им организовать свой отдых и интересное времяпровождение в период летних каникул, в том числе и за пределами Российской Федерации.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 8)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела