Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96


Все статьи автора(3) Светлана Леонидовна Гусенкова,
учитель литературы МБОУ СОШ № 4
Центрального района г. Новосибирска

Симфония для детей или музыкальный оксюморон?

И снова здравствуйте. Вот уже сегодня мы в гостях у Оперного театра в неожиданном амплуа. Сегодня мы не слушатели оперы или зрители балета. Сегодня мы в гостях у симфонического оркестра театра Оперы и балеты. Мы, юные слушатели, слушаем два больших музыкальных произведения  для детей. Слово симфония в нашем сознании сочетается с чем-то очень сложным, длинным и скучным. Но это представление о симфонии дилетантское, поверьте. Напомню, что знакомство с симфонией, равно как и с оперой, стоит начинать аккуратно, можно сказать, ювелирно, заранее готовя ребят к правильному восприятию услышанного. Тогда не будет возникать ощущение: дети и симфония – это музыкальный оксюморон. Еще раз обратимся к словарю и прочтем, что слово оксюморон обозначает сочетание несочетаемых понятий, например, как у Льва Толстого «Живой труп» или у Николая Гоголя «Мертвые души». Так вот, дети и музыка крупной формы вполне сочетаемы, только нужно знать, с чего начать и как готовить к этому заранее.

Так случилось, что в этом году нам, т.е. мне и моим юным ученикам-шестиклассникам, повезло невероятно: под занавес нашего изучения в рамках курса русского языка и литературы темы  «Описание животных» Оперный театр предложил премьеру симфонической сказки Сергея Прокофьева «Петя и волк» и симфонических картинок «Карнавал животных» К. Сен-Санса. Обычно на уроках русского языка во время работы над сочинением по теме «Описание животных» я включаю много музыкальных фрагментов к тем художественным текстам – описание животных – которые подбирают ребята и я сама. Включаю, в том числе, и Сен-Санса. Конечно, «Лебедя», дополняя его фрагментом из кинофильма «Анна Павлова». Ребята, слушая эпизоды из рассказов Л. Толстого, В. Бианки, Н. Сладкова и повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», с удовольствием соотносят свои представления о такой прекрасной  и гордой птице, как лебедь, с музыкальной интерпретацией Камиля Сен-Санса. Тем более, если в прошлом году они уже посмотрели балет «Лебединое озеро» и почитали  сказки Андерсена об этих изумительных созданиях.  Конечно, есть о чем писать в сочинении. Ведь мы, слушая музыку, представляем себе взмах сильных крыльев, похлопывание ими по воде, поворот гибкой шеи, грациозной и тонкой, как талия балерины. Исполнение этот чудной музыки симфоническим театром создает еще большее впечатление и запоминается уже на всю жизнь. 

Ребята с удовольствием не только слушали музыку, а каждый думал о том, как он расскажет об услышанном  своим одноклассникам. И вот что получилось…

Художники предложили свои зарисовки, сделанные буквально во время звучания музыки.

На чем рисовали? На чем пришлось, хотя у художника под рукой, как и у журналиста, всегда найдется блокнот и карандаш…

 

 

Эта зарисовка Ани Волковой запечатлела те юмористические картинки композитора, которые ей больше всего запомнились, а вот «Лебедя» она услышала так…

 

 

По-другому в сознании современного слушателя, наверное, эта музыка и не воспринимается!.. Классика балета…

А посмотрите, какая интересная «Кукушка»: что здесь на первом плане? Кукушка, одинокая и тоскующая, или лес, несколько загадочный и грустный? А ведь так было и в музыке. Шестиклассница Таня Лосева услышала музыку правильно и зарисовала это, пусть даже в папином блокноте… А рядом, конечно, знаменитый «Аквариум»!

 

 

Юные журналисты написали новостную статью в школьную газету о премьере  3 апреля сего года. Вот некоторые фрагменты…

«В тот день в концерном зале театра Оперы и балета отмечали сразу два юбилея: 120-летие со дня рождения композитора С. Прокофьева и 105-летие со дня премьеры «Карнавала животных» (первоначально зоологической фантазии) К. Сен-Санса.  Перед первым отделение дирижер оркестра Петр Белякин рассказал, какие инструменты будут звучать в симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и Волк». Параллельно музыке солист оперы Василий Новиков рассказывал сюжет самой сказки. Было хорошо слышно, как шла, подбоченясь и переваливаясь, неторопливо сначала шла утка. Да, сначала она не спешила, и музыка была медленная, а когда на нее напал Волк, утка явно забеспокоилась: музыка ускорялась точно так, как  птица могла торопиться все больше и больше, стараясь убежать от злого хищника.  Короткая, отрывистая музыка, с некоторым переливом явно напоминала о начале партии птичек, кружившихся над поляной. А страшный волк, чью партию озвучивал контрабас, был очень страшен для малышей, сидящих в зале.

Перед вторым отделением Михаил Мищенко, пианист и участник этого концерта, рассказал о Зоологических картинках Сен-Санса. Юным слушателям предстояло услышать комическое музыкальное изображение слона, петуха и кур, ушастых зверей, т.е. ослов, черепах и даже пианистов, хотя последние вовсе не животные. А почему их в одиннадцатом номере изобразил комическим образом композитор, вы узнаете, если сходите на такой концерт! Получите приятные впечатления!» (фрагмент из статьи Ольги Яровой, 6 класс)

А вот что рассказали нам ученики начальной школы, которых мы тоже встретили в театре…

«Алеша Харин, ученик 3 «Г» нашей школы и его мама, Эльмира Энгельсовна, артистка симфонического оркестра, пригласили нас на концерт. Мы пошли и не пожалели. Это был не просто концерт, а концерт-знакомство с музыкой симфонической и инструментами, составляющими такой оркестр. В антракте впервые некогда было бежать в буфет, потому что музыканты выложили на стол перед сценой духовые инструменты: флейту, гобой, фагот, трубу… Можно было не только посмотреть на них вблизи, расспросить об инструменте музыканта, например, дорогой ли, как изготавливаются такие инструменты, но даже «подудеть» давали. Здорово!

Во втором отделении мы слушали и радовались, когда узнавали исполнение отдельных картин: «Лебедя» и «Аквариум». Мы слушали их на уроках музыки. Такие концерты будут в театре продолжены. И мы пойдем слушать их!»

Как видите, симфоническая музыка и дети – вполне совместимы, и очень приятно, что руководство театра решило начать приобщать юных посетителей театра к такой музыке. В этом подобные концерты – хорошее подспорье нам, учителям литературы: ведь что, как ни музыка слова и музыка звука, включая их тон, их ритм, позволит формировать у ребят с раннего возраста воображение, фантазию и умение рассказать о своих впечатлениях. Спасибо Оперному за премьеру!

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела