Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96


Все статьи автора(8) Людмила Юрьевна Аргунова,
учитель географии МБОУ «Гимназия № 10»,
руководитель РМО учителей географии и экономики
Железнодорожного района г. Новосибирска

Роль конкурсного движения в развитии личности ученика

«Инноватика в образовании должна нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах». (Белова Ж.В.)

Конкурсное движение всегда открывало для ребенка что-то новое: знание, способ познания, форму представления знания, собственные способности и возможности их применения. Современное конкурсное движение отличается широким разнообразием форм (карусели, викторины, олимпиады, проекты). Но самое замечательное, что дети имеют право выбора конкурса по своим интересам, возможность доступа к разнообразной информации через Интернет, они могут сравнивать свои работы с критериями или работами других участников, высказывать свое мнение и принимать участие в обсуждении результатов конкурса. Я хочу рассказать о тех конкурсах, в которых принимала участие  гимназия № 10 г. Новосибирска.

Ежегодно Методической лабораторией географии Московского Института Открытого Образования (МИОО) проводится дистанционная обучающая олимпиада по географии, в которой принимают участие команды из городов России и Ближнего Зарубежья (Казахстан, Украина, Эстония). Всего было проведено 11 олимпиад по самым разным темам. Вот некоторые из них: «Население мира» 2007, «Полярные области Земли» 2008, «Политическая карта мира» 2009, «Источники географической информации» 2010, «Современный мир – глобальный мир» 2011.  Каждая олимпиада длится около трех  месяцев и состоит из нескольких туров:

  • представление команды;
  • обучающий тур;
  • самопроверка результатов обучающего тура;
  • практический тур;
  • семинар для учителей географии; 
  • конкурсный тур;
  • перекрестная проверка результатов конкурсного тура.

Как правило, для представления команды необходимо проявить свои творческие способности, например, сочинить стихотворение о природе, населении, хозяйстве своей местности. В обучающем туре участники знакомятся с темой предстоящей олимпиады и выполняют задания, проверять которые будут самостоятельно по ключам, присланным после завершения тура. На данном этапе главным является распределение сил в команде, проверка организаторских способностей капитана команды и выработка критического отношения к результатам собственного труда. Практический тур предлагает задания, нацеленные как на поиск теоретических знаний, так и на создание самостоятельного продукта. Практический тур всегда предполагает элемент исследовательской деятельности, в котором члены команды должны проявить аналитические способности, логику и креативность мышления. Методический семинар, пожалуй, самая интересная часть олимпиады для учителя, так как включает в себя обмен опытом работы. Он состоит из двух частей:

  • Разработка урока или его фрагмента по определенной теме (в соответствии с темой ДООГ) любого школьного курса географии.
  •  Представление своего опыта по определенной методической теме в любой форме. Обсуждение присланных материалов.

Данный семинар длится 1,5 месяца, и за это время можно познакомиться со многими учителями, посетить разнообразные сайты, как самих учителей, так и командные, открыть для себя много нового и интересного, обогатить свою копилку щедро представленным опытом работы (уроки, игры, технологии, краеведческая деятельность, презентации и т.д.). Немаловажно то, что рассказывая о себе и предоставляя свои разработки, получаешь оценку своей работы, можешь поспорить и доказать свою точку зрения или наоборот учесть замечания и тем самым добавить что-то новое в свое творчество. К тому же учителя не просто делятся своим опытом, но и зарабатывают баллы для своей команды. Задания  конкурсного тура требуют показать умения применять географические знания,  предметные и метапредметные умения в новой ситуации: обобщить имеющиеся знания, установить географическую закономерность, изложить свою точку зрения и доказать ее. Данные задания самые сложные и для их успешного выполнения необходима хорошо организованная работа команды. Желательно использовать разные формы коммуникативной деятельности: парную, групповую, «мозговой штурм». Завершающим этапом ДООГ является перекрестная проверка заданий конкурсного тура. Каждая команда получает ответы трех команд и критерии ответов на конкурсный тур. Задача, стоящая перед командой: проверить соответствие выполненных заданий критериям ответов. На первый взгляд все очень просто, чем больше ты найдешь ошибок у других, тем меньше они получат баллов. Однако, читая чужие ответы, ребята переживают, пытаются проанализировать и достойно оценить ответы каждой из трех команд. Немаловажно также и то, что по каждому туру было «необходимо не только собрать материал из разных источников информации, сделать выводы, но и написать текстовой отчет, то есть предъявить коммуникативный навык – написать так, чтобы это было коротко, понятно, грамотно, аргументировано, логично». Задания разных туров к тому же могут быть интегрированы с другими областями знаний: историей, социологией, астрономией, математикой, что, безусловно, вызывает интерес и доказывает неразрывную связь географии со всеми науками, побуждает к познанию. Среди разнообразных заданий наибольший интерес учащихся вызвали следующие:

  • распределить космические снимки природных зон в определенной последовательности и объяснить ее;
  • сравнить измерения Земли древними арабами и современными учеными;
  •  исследовать территориальную подвижность разных поколений путем опроса представителей своей семьи (бабушек и дедушек, родителей, братьев и сестер);
  • составить тезисы на основе лекций В.О. Ключевского «О русской истории» с последующим объяснением влияния природы Русской равнины на историю народа;
  • определить причины возникновения своего населенного пункта, составить характеристику его географического положения и проследить изменение положения во времени. Для наглядности было необходимо составить две картосхемы положения в период появления населенного пункта и в современное время;
  • составить список «горячих точек» Евразии с 1950 года, обозначить их на карте, определить географическую закономерность их размещения, проанализировать причины такого расположения;
  • предложить свои способы картографического изображения для создания карт «Олимпийские объекты», «Размещение гостей олимпиады», «Климат» по предложенному содержанию. Составить свои карты со своим содержанием и способами изображения;
  • по предложенным зимним и летним температурам определить семь типов климата на одном материке, определить и объяснить закономерности их размещения, назвать материк и доказать свою точку зрения;
  • предложить свои критерии понятию «Мировой город». Может ли Москва считаться таковым? Объяснить свою точку зрения;
  • в двух соседних государствах проживает один и тот же народ. В одном государстве он составляет подавляющее большинство населения и даже дает название государству, а в другом является национальным меньшинством. Однако это «меньшинство» количественно больше, чем «большинство» в соседней стране. О каких странах и о каком народе идет речь? Объясните причины подобного расселения этого народа;
  • на протяжении своей истории в ряде стран изменились столицы. Только в XX веке столицы менялись более чем в 20 государствах мира. Что являлось причиной изменения столиц? Укажите не менее трех причин, приведите по 2 примера, иллюстрирующих каждый случай. Оправдались ли ожидания государств, изменивших местоположение столицы?
  • написать эссе «Формирование образа России у жителей других стран при пересечении ее ими с запада на восток и с востока на запад». Объяснить различия, если таковые имеются.

Как видите, задания и вопросы действительно непростые, они предполагают работу с энциклопедическим, статистическим, картографическим материалом. Для выполнения данных заданий необходимо анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать, выдвигать гипотезы, делать выводы, составлять резюме. Часто мнения ребят по одному и тому же вопросу не совпадают и им приходиться выслушивать каждого, взвешивая все «за» и «против». Форма представляемого ответа также может быть различна: сочинение-размышление, карта или картосхема, диаграммы, расчеты, таблицы и схемы.

Гимназия № 10 участвовала в двух олимпиадах. ДООГ 2009 года была пробной, не все было понятно, особенно в плане отправки выполненных заданий. По итогам олимпиады команда  гимназии  получила диплом за активное участие в олимпиаде.

 

К ДООГ 2010 мы отнеслись со всей серьезностью. Работы было много, собирались после уроков и на каникулах. Временами уставали, и было желание остановиться, но все-таки марафон был выдержан. Наша команда «Центр Державы» заняла первое место среди команд России и ближнего зарубежья.

http://geo.metodist.ru/doog/2009/diplom/act/id_355_4act.html.

http://geo.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=113&Itemid=137

http://geo.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=330&Itemid=117 

Вопросы и задания ДООГ активно используются на уроках, а также в ходе подготовки к олимпиадам разного уровня. Они помогают формировать интерес учащихся к географии, повышают мотивацию получения географических знаний; расширяют кругозор и творческий потенциал учащихся, формируют у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах, эффективно использовать информационные технологии.

Итоги подведены, а у ребят остались самые светлые воспоминания об олимпиаде, о наших долгих географических «посиделках», спорах и размышлениях, а также надежда на будущие олимпиады.

Гапонов Евгений:

«Получил огромное удовольствие от проделанной работы. Люблю работать в коллективе, особенно, когда дело касается поиска и обработки информации. Очень понравились вопросы конкурсного тура, где была проделана полноценная исследовательская работа. Естественно, узнал много нового, поменял взгляд на некоторые вещи. Надеюсь, удастся поучаствовать в следующем году в подобных олимпиадах».

Сазонова Виолетта:

«Участвуя в этом конкурсе, я узнала много интересного, расширила свои знания в области географии. Мне всегда нравилось работать в коллективе. Мы собирались все вместе и отвечали на поставленные вопросы. Это был незабываемый опыт работы в команде. Так же я бы хотела поучаствовать в такой олимпиаде еще не раз. И надеюсь, что у нас все получится!»

Грушецкая Марина:

«Участие в данном конкурсе для меня не в новинку: я принимала участие в прошлом году в ДООГ. Команда учла ошибки прошлого года, и это помогло нам получить такие внушительные результаты. Что касается меня, работа такого типа действительно полезна и в жизни, и в учебе. Это одновременно дает новые знания о мире и делает тебя человеком интересным для общения. Думаю, я еще не раз буду принимать участие в таких олимпиадах, и команду всегда будет ждать успех».

Гриценко Алексей:

«Я, так же как и другие участники конкурса, уже не в первый раз участвую в таких конкурсах. Мне очень нравится работа в команде. Здесь проявляются умения работы в коллективе, которые будут востребованы в дальнейшей жизни».

Другим вариантом конкурсной работы может стать участие в проекте ГлобалЛаб. (http://www.globallab.ru/)

Данный проект – виртуальная научная лаборатория школьников, экспериментальная площадка для организации исследовательских и проектных работ ребят разного возраста. Самое ценное, на мой взгляд, в этом проекте то, что он помогает организовать данную работу среди учеников 5-7 классов. Ведь именно в этом возрасте у ребят существует огромное желание узнать что-то новое и попробовать свои силы. Для работы в проекте необходимо найти единомышленников, создать команду, составить геопаспорт, т.е. рассказать о команде и отметить место своего населенного пункта на карте (важно знать о нем точные географические координаты, высоту, среднюю температуру июля и января, количество осадков, расстояние до водоема), выбрать и описать участок. Затем можно участвовать в работе проекта по этапам, которые вовсе не обязательно проходить все, можно по желанию. Среди них: процессы в природе, молекулы у нас в доме, наш общий небосвод, синхронный экологический стоп-кадр, природа весной, гимнастика ума. http://www.globallab.ru/mim/catalog/531.ru.htm. Изучив внимательно МИМы (мультимедийные исследовательские модули), Вы поймете, что одному учителю географии, если он не биолог по второй специальности, придется трудно. В нашем случае у команды было два руководителя учитель географии Аргунова Л.Ю. и учитель биологии Слободянюк В.И. Наша команда «СБГ – союз географов и биологов» проводила исследования, связанные с определением высоты Солнца с помощью самодельных эклиметра и гномона 22 декабря в день зимнего солнцестояния.

 

 

21 марта в день весеннего равноденствия с помощью самодельного  гномона определялось поясное время астрономического полдня двумя способами: по длине тени (самая короткая) и по ее направлению (на север).

В этот же день мы измеряли температуру воздуха, температуру снега (на глубине 10 см, 20 см, 30 см), температуру на поверхности почвы. Можно много раз повторять ученикам, что под снегом теплее, но когда они самостоятельно измерят температуру на разной глубине, только тогда поверят  в это утверждение.

№ п/п

Глубина

Температура

1

На поверхности снега

-27? С

2

На глубине 10 см

-22? С

3

На глубине 20 см

-15? С

4

На глубине 30 см

- 9? С

 В данном проекте можно найти разнообразные задания для практической работы на местности, которые помогут учителю раскрыть содержание достаточно сложных понятий, а  детям путем собственных исследований получить твердые знания. В ходе выполнения проекта проходит соревнование между командами, причем работа каждой команды доступна для всех, а в конце учебного года проходит голосование за лучшие команды, которые получают призы.

 



Еще один вариант конкурсного движения в географии – конкурс для учащихся «Географическое пополнение». http://geo.1september.ru/index.php. http://geo.1september.ru/topic.php?TopicID=15&Page=1 Конкурс организован газетой «География». В нем могут принять участие,  как коллективы учащихся, так и отдельные ученики. Конкурс проходит как бесконечная вереница туров. Задания публикуются раз в 1-2 месяца. За каждое правильно выполненное задание (или элемент задания) участник получает очки, которые никогда не сгорают, а накапливаются тур за туром. На каникулы зимние и особенно летние задание выдается особенное, требующее не столько поиска теоретической информации, сколько практических действий. Рейтинговая таблица печатается в газете «География», поэтому всегда можно узнать свою сумму баллов и количество заработанных баллов за каждое задание. Кроме того после проверки всегда производится разбор задания. А лучшие работы учеников или печатаются, или особо отмечаются, что является немаловажным стимулом для ребенка. Участник, на­бравший в сумме 9 баллов, объявляется лауреатом конкурса и получает почетный диплом. Почетный диплом высылается также тренеру лауреата. Задания данного конкурса бывают и простые и сложные, но участник вправе пропустить задание, которое почему-либо ему не нравиться или очень сложное для него. Источники знаний, с которыми предполагается работа, бывают разнообразными: энциклопедические тексты и тексты художественных произведений, марки, географические карты, живописные полотна русских художников, статистические данные, гербы и флаги, собственный социологический опрос, собственные фотографии и т.д. По этим ссылкам Вы можете посмотреть некоторые из заданий прошедших туров:

Согласитесь, такие задания очень помогут учителю в разработке индивидуальной траектории развития учащихся, которым тесны границы школьного предмета «география», которые хотят и могут заниматься исследовательской работой. По мере возможности я использую некоторые задания и вопросы на уроках, в роли опережающих заданий или мини-исследований. В нашей школе в данном конкурсе участвовали и команда, и отдельные ученики.

Я выбрала эти три конкурса, так они наиболее доступны для учителя и его учеников, они помогают формировать ученикам уверенность в своих силах, но самое главное они бесплатны.

Конкурсное движение существовало и раньше, однако оно охватывало определенную часть наиболее успешных учащихся. Современные конкурсы, особенно дистанционные, оказывают реальную помощь учителю в  создании  личности каждого ученика, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Они помогают развивать способность человека к самореализации; становятся для человека дорогой самодвижения к самосовершенствованию и проявлению разносторонних дарований.

Литература:

  1. Белова Ж.В. «Наша цель – успешные дети».
    http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-26.htm
  2. Дистанционная обучающая олимпиада по географии МЛГ МИОО.
    http://geo.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=64&Itemid=57
  3. «Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в ОУ г. Москвы».
    http://www.educom.ru/ru/documents/biblioteka/advices.php
  4. Хуторской А.В. «Педагогическая инноватика – рычаг образования».
    http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-26.htm
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 9)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Конкурсное движение на уроках английского языка как фактор успешного развития каждого ученика
2. Профессиональный конкурс как показатель уровня педагогического мастерства учителя
3. Субъективный взгляд на профессиональное мастерство педагога
4. Роль конкурсного движения в развитии личности ученика
5. Конкурсное движение
как способ развития всех видов компетенций

6. Боремся и побеждаем
7. Сценическая самопрезентация педагога: советы конкурсантам
8. Правовое просвещение школьников – будущих избирателей
9. Практико-исследовательская деятельность учащихся при обучении химии в условиях реализации модели взаимодействия с учреждениями высшего профессионального образования на примере изучения темы «Окислительно-восстановительные реакции»
10. Методическая разработка интегрированного урока по физике и ОБЖ для учащихся 8 класса «Составление и сборка электрических цепей в целях самозащиты»
11. Уроки математики с учетом доминирующего канала восприятия информации
12. Основы технического перевода при обучении французскому языку в классах предпрофильной подготовки и профильного обучения
13. Дистанционный конкурс – новая форма работы современного учителя
14. Литературная студия «Бродячий щенок»
15. Студия современной песни «Тоника»