Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96


Татьяна Александровна Попырина,
учитель математики второй квалификационной категории
МБОУ СОШ № 167 Октябрьского района г. Новосибирска

Уроки математики с учетом доминирующего канала восприятия информации

Образовательный процесс для учащихся представляет собой восприятие и усвоение предложенной информации. Однако у меня давно возник вопрос, почему одни дети схватывают эту информацию на лету, другие же не могут усвоить даже после многократных повторений. В связи с этим я два года назад начала работу над темой: «Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках математики с учетом доминирующего канала восприятия информации». Изучая литературу по данной теме, я пришла к выводу, что каждый ребенок отличается индивидуальными особенностями восприятия, следовательно, строить образовательный процесс необходимо с учетом этих особенностей. Так в зависимости от типа восприятия все люди делятся на 3 основных категории:

  • визуалы
  • аудиалы
  • кинестетики

Визуалы – это люди, которые лучше воспринимают поступающую информацию посредством органов зрения. Аудиалы лучше усваивают такую информацию на слух. Для кинестетиков более важным является осязание и обоняние.

Для того чтобы сделать образовательный процесс не только более эффективным, но и более интересным, увлекательным как для ребенка, так и для педагога или родителя, важно знать, к какой категории относятся ваши учащиеся. К примеру, можно объяснять материал, используя для этого все каналы восприятия: слух, зрение, осязание. В этом случае больше шансов, что учащийся надолго усвоит необходимую информацию.

Представители разных групп восприятия отличаются чертами поведения, уровнем дисциплины, внимательности.

Визуал. Тихий, задумчивый, с трудом завязывает контакты с людьми, друзей почти нет, послушен, учится легко (успешно), любит конструктор, телевизор, компьютер, к животным равнодушен,  хотя может полюбоваться, гулять не любит, очень разборчив в еде и одежде, зрелища производят сильные впечатление, но рассказывает о них мало, при переживании стресса замыкается в себе, в своей речи употребляет слова, связанные в основном со зрением.

Чаще всего учащиеся-визуалы на переменах остаются в классе или предпочитают выйти в коридор, где будут наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.

Восприятие визуалом учебного материала, математических объектов становится продуктивным, если он видит одновременно с объяснением учителя, графики, таблицы, рисунки, схемы, иллюстрации, фотографии, учебные фильмы или компьютерные презентации.

У учащихся-визуалов хорошо развито образное мышление, они прекрасно работают со схемами и моделями. Использование компьютерных технологий обеспечивают успешность объяснения учителем нового материала таким учащимся. Важное значение имеет наличие дидактического  раздаточного материала, причем эстетика его оформления играет немаловажную роль для визуалов.

Типы заданий, которые можно предложить визуалам:

Задания в виде записей, ярко, красиво, красочно оформленные карточки, найти что-то в учебнике, тетради самостоятельно, рассмотреть, сделать вывод, работа с обучающими и контролирующими компьютерными программами, записать ответы на вопросы с помощью проектора, компьютера.

Аудиал. Говорит без умолку, без труда вступает в контакты с детьми и взрослыми, любит слушать, когда читают или рассказывают, с трудом запоминает написание букв, непослушен, на замечания взрослых возражает, к еде и одежде равнодушен, не любит красочных зрелищ, при переживании стресса срывается на крик, не способен сосредоточится, склонен к  всевозможным угадываниям, употребляет слова связанные со слуховым восприятием.

Учащиеся-аудиалы используют перемену для того, чтобы наговориться и пошуметь.

Такие учащиеся  хорошо воспринимают учебный материал, слушая его, желательно объяснять новый материал выразительным голосом, с интонацией, выделяя важные моменты. На уроках для аудиалов нужны звуковое сопровождение и диалог, не стоит запрещать им  проговаривать свои действия.

Типы заданий, которые можно предложить аудиалам:

Прочитывать задание вслух учителю, сочинить что-либо, рассказать классу, объяснить своему другу что-либо, можно вызвать к доске во время математического диктанта, выписать главные мысли и обосновать их, задания по анализу, сравнению, сопоставлению фактов и явлений.

Кинестетик. Очень подвижен, главное – заниматься делом, очень самостоятелен и талантлив, все надо потрогать, хорошо воспринимает запахи, отлично развит вкус, очень любит животных, в речи употребляет слова описывающие чувства и движения.

Для кинестетиков перемена нужна, чтобы размяться.

Главный способ восприятия учебного материала у таких учащихся – движение, чтобы понять новое, им надо сделать, повторить действие руками. Если это справочная информация, то для запоминания кинестетику надо записать ее собственноручно.

Типы заданий, которые можно предложить кинестетику:

Задания, направленные на перекладывание фишек, рисование, моделирование, пересчет предметов, исследование, нахождение нескольких способов решения, задания с четкими инструкциями по их выполнению, задание – дать свое определение изучаемого понятия, свою формулировку закона или его следствия, выдвинуть свои гипотезы.

Приведу некоторые примеры из своей практики:

Для облегчения своей работы я собрала данные всех наблюдений по тому, какие формы и методы работы лучше использовать для различных этапов урока в одну таблицу.

 

 

Визуал

Кинестетик

Аудиал

Начало урока

Чертежи на доске, таблицы, формулы, ярко и эстетично оформленные, портреты, картинки к уроку

Модели

Проговорить тему, эпиграф, цитаты к уроку

Активизация знаний

Графический диктант, тесты,  «Поле чудес», «Прочти и запиши наоборот» и т.д.

«Угадай тему урока», тесты, «Заморочки из бочки»  и т.д.

Фронтальный опрос, математический диктант, устный счет с закрытыми глазами, устный счет с дирижированием и т.д.

Новый материал

Театрализация, компьютерные презентации, найди ошибку, задания на  отгадку,  задача по типу «Эврика», мозговой штурм и т.д.

Исследовательская работа, компьютерные презентации, задания на отгадку, задача по типу «Эврика», мозговой штурм  и т.д.

Проблемный диалог, компьютерные презентации со звуковым воспроизведении-

ем, задания на  отгадку,  задача по типу «Эврика», мозговой штурм  и т.д.

Отработка, закрепление, повторение ЗУН

Печатная машинка, «Угадай-ка», математическая азбука, первичный опрос, «Аукцион» и т.д.

Практическая работа, задания по типу «Угадай-ка», первичный опрос, «Аукцион» и т.д.

Задания «Верно – неверно», озвучивание заданий, задания по типу «Угадай-ка», первичный опрос, «Аукцион» и т.д.

Контроль

Контрольная работа по открытым текстам, тесты, самооценка, групповой опрос и т.д.

Контрольная работа по открытым текстам, самооценка, групповой опрос, творческий опрос и т.д.

Диктант, фронтальный  опрос, самооценка, групповой опрос, творческий опрос и т.д.

Домашнее задание

Творческая работа включает зрительное изучение чего-либо

Творческая работа включает исследование чего-либо тактильным способом

Творческая работа включает задания на прослушивание какой-либо информации

 

Элемент урока по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».

 

Аудиалы

Визуалы

Кинестетики

У учителя в руках  наглядный материал дробь.

Каждый знает за версту,
Видеть дробную черту,
Над чертою числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель
Дробь такую непременно,
Надо звать …
/обыкновенной/.

– Что показывает знаменатель дроби? Назовите его. Числитель? Назовите его.

 

Обязателен рисунок или схема, таблица и т.д.

Из 3-ех карточек с числами и наглядного материала придумать  правильные дроби и составить примеры на сложение и вычитание, которые могут решить остальные учащиеся.

 

Преподавание математики с учетом доминирующего канала восприятия информации приводит к тому, что у ребенка исчезает боязнь неуспеха, страх перед заданием, ведь он имеет возможность выполнить работу индивидуальным способом, перевести предложенное задание на свой «язык», в рамках тех отношений, которые адекватны его типу восприятия.

Я полагаю, что образовательный процесс, выстроенный таким образом, позволит не только усваивать математику, учить ребенка думать, развивать интуицию, воображение, пространственные представления, опираясь на его субъектный опыт, но и создавать атмосферу сотрудничества, сотворчества, соразмышления.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 66)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Конкурсное движение на уроках английского языка как фактор успешного развития каждого ученика
2. Профессиональный конкурс как показатель уровня педагогического мастерства учителя
3. Субъективный взгляд на профессиональное мастерство педагога
4. Роль конкурсного движения в развитии личности ученика
5. Конкурсное движение
как способ развития всех видов компетенций

6. Боремся и побеждаем
7. Сценическая самопрезентация педагога: советы конкурсантам
8. Правовое просвещение школьников – будущих избирателей
9. Практико-исследовательская деятельность учащихся при обучении химии в условиях реализации модели взаимодействия с учреждениями высшего профессионального образования на примере изучения темы «Окислительно-восстановительные реакции»
10. Методическая разработка интегрированного урока по физике и ОБЖ для учащихся 8 класса «Составление и сборка электрических цепей в целях самозащиты»
11. Уроки математики с учетом доминирующего канала восприятия информации
12. Основы технического перевода при обучении французскому языку в классах предпрофильной подготовки и профильного обучения
13. Дистанционный конкурс – новая форма работы современного учителя
14. Литературная студия «Бродячий щенок»
15. Студия современной песни «Тоника»