Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96


Елена Иннокентьевна Муравьева,
учитель-дефектолог
МБОУ Начальная школа – детский сад № 33
Калининского района г. Новосибирска

Системный подход при решении коррекционных задач в работе с детьми с глазной патологией

Районный семинар с таким названием был проведен в МБОУ «Начальная школа – детский сад № 33». На него были приглашены воспитатели всех детских садов Калининского района.

Почему мы решили, что эта тема будет интересна, хотя большинство приглашенных не работали в детских учреждениях, ориентированных на воспитание и обучение детей с глазной патологией? Статистика показывает, что количество детей с нарушением зрения растет с каждым годом. Не все эти дети посещают специализированные сады. Поэтому нам хотелось рассказать педагогам, какими особенностями развития отличаются «наши» дети и поделиться опытом в создании системы работы по преодолению этих особенностей.

Около двадцати лет в нашем учреждении существуют группы для детей с нарушением зрения. В этом учебном году эти группы посещают 73 воспитанника. Конечно, это самый лучший вариант для ребенка с глазной патологией, так как медицинский персонал: врач-офтальмолог, сестры-ортоптистки работают непосредственно в учреждении. И различные способы офтальмологического воздействия в сочетании с общеукрепляющими мероприятиями и лечением сопутствующих заболеваний проводятся параллельно образовательному процессу. Кроме этого, одним из наиболее важных преимуществ лечения косоглазия и амблиопии в нашем учреждении является то, что ребенок окружен воспитателями и тифлопедагогом, которые осуществляют постоянный контроль за выполнением назначений врача, поддерживают интерес ребенка к лечению.

Нарушение зрения сдерживает формирование зрительно-двигательных взаимосвязей, отрицательно сказывается на овладении движениями. Успешность коррекции движений зависит от взаимодействия зрительного и кинестетического контроля в результате применения специальных средств и методов, направленных на преодоление двигательных нарушений, снятие мышечного и эмоционального напряжения.

К нашей системе «подключаются» музыкальный руководитель и хореограф. Музыкальные занятия способствуют развитию артикуляционной моторики, мимических движений, эмоциональному раскрепощению. Хореограф помогает детям развивать общую моторику, невербальные средства общения, темпо-ритмическое чувство, двигательную память, координацию движений, учит пространственной организации движений.

Нарушение осанки, мышечного тонуса, неправильная постановка стоп – частые спутники нарушения зрения у детей. На помощь «приходят» массажист и наша гордость и радость малышей – бассейн.

 

 

Но, если у ребенка нет возможности посещать наш сад, есть ли вероятность помочь ему не в специализированном учреждении? Да, конечно!

Во-первых, «глазного» ребенка нужно понять. В начале семинара была раскрыта тема: «Роль зрительного восприятия в становлении психики детей дошкольного возраста». Учителем-дефектологом Муравьевой Еленой Иннокентьевной была подготовлена компьютерная презентация. Гости узнали о психических функциях, в которых участвует зрительное восприятие, и трудностях в их развитии, когда зрительное восприятие не сформировано в должной мере. В презентации было продемонстрировано, какими методами и приемами возможно преодолеть эти трудности.

В практической части дано открытое занятие воспитателем высшей категории Захаровой Натальей Алексеевной. Наши гости попали в сказочный лес. Дети средней группы вместе с педагогом спасали «здоровячков» и одновременно уточняли представления о пространственных понятиях, развивали способность различать пространственные признаки предметов, учились передвигаться в названном направлении, развивали динамическую и статическую координацию движений, развивали прослеживающую функцию глаза, развивали зрительное восприятие при соотнесении предметных изображений в различных модальностях (силуэтные и реальные), активизировали сохранные анализаторы.

 

 

Это маленькое сказочное приключение помогло понять зрителям, что знакомые игры и задания в занимательной форме могут «заставить» ребенка с нарушенным зрением совершать «героические» поступки. То есть преодолевать свои трудности, а значит развиваться наравне с нормально видящими детьми.

После путешествия гостей ждал еще один сюрприз – приглашение на спектакль. Воспитатель Гусельникова Надежда Викторовна и дети подготовительной группы приготовили театральную постановку «Теремок на новый лад. Или кто как видит».

 

 

Мы считаем театрализованную деятельность важным компонентом при решении коррекционных задач. Это и отработка движений ребенком, и отражение образа персонажа, и, конечно, воспитание уверенности в себе. Уверенности в себе часто не хватает нашим детям. Ребенок, анализируя свои достижения и успехи детей «без очков», часто замечает, что он не «первый». С переживаниями подобного рода педагоги сталкиваются нередко. Играя в спектакле, ребенок автоматически становится нашей маленькой «звездой» и понимает, что достоин восхищения. Конечно, мы следим за тем, чтобы «звезды светили» по очереди.

Затем, не менее интересным был рассказ воспитателя первой категории Сизовой Ольгой Васильевной о том, как сформировать у детей положительное отношение к очкам и окклюзии (специальной «заклейке» на глаз). Сначала педагог предложила гостям побыть детьми с нарушенным зрением. Большинство гостей примерили окклюзии на свои глаза. Непривычно, неудобно. С этим дискомфортом сталкиваются наши дети, когда им делается врачом такое назначение. Как научить ребенка не просто терпеть неудобство, а понимать, что это назначение важно и даже ценить его. Начинается все с работы с родителями. Без их помощи наши усилия обречены на дополнительные трудности. Понять, как видит ребенок, родителям помогает альбом «Как видит человек с нарушенным зрением». Множество красочных иллюстраций заверяют родителей в необходимости сотрудничать с врачом и педагогами. Также Ольга Васильевна использует в работе с родителями электронную почту. Через Интернет воспитатель осуществляет отправку фотографий детей и видеофильмов, проводит дистанционное консультирование.

Для ребенка игра – очень важная часть жизни. В сюжетно-ролевой игре «Больница» «врач» производит осмотр пациента-куклы, назначает заклейку и объясняет, почему снимать ее нужно очень редко.

 

 

Затем педагог организовывает совместную деятельность «Заклейка может быть забавной». Заклейку можно раскрасить, наклеить на нее картинки, сделать любого цвета. А с такими красивыми заклейками можно и фотосессию проводить под названием «Мы – красотульки!». И очки, конечно, не забыли. Целый фильм сняли о том, какие они полезные.

В конце встречи наши будущие выпускники исполнили танец. Гости убедились, как красиво могут двигаться дети с нарушением зрения.

Конечно, такое всестороннее воздействие на ребенка не может не дать результатов. Уровень развития наших выпускников стабильно высокий. И мы рады делиться нашим опытом работы со всеми желающими. Ждем новых встреч!

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 9)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела