Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96


Все статьи автора(2) Ирина Александровна Елисеева,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ № 388 «Малышка»
Калининского района г. Новосибирска

Что мы Родиной зовём?

Патриотизм есть высокое благороднейшее и священное чувство.

Полюбим родину такой, какая она есть, прислушаемся к биению её сердца.

Е.И. Рерих

 

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. За эти годы мы растеряли многие ценности души человеческой, и даже приобщение к церкви, столь модное сегодня, не возвращает утрату, патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Кризисные явления в социально-экономической, политической, культурной и других сферах жизни нашего общества обострили многие нравственные проблемы. Этот процесс коснулся и такого важного структурного элемента общества, как институт семьи. Из семейного быта исчезают понятия «родной дом», священные места и предметы, уходят в прошлое совместные обеды, семейные праздники и традиции. В моей методической копилке есть очень хорошее стихотворение, посвященное семье.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездка на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнения, трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите.

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

«Какая хорошая ваша семья!»

 

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, с любви к своему народу, дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Сегодня возникла необходимость взглянуть на воспитание с современных позиций, реализовать на практике условия для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через грамотное построение педагогического процесса в детском саду. Именно поэтому в детском саду идет восстановление утраченных связей между поколениями, идет формирование у детей чувства исторической сопричастности к своему роду.

Очень хочется, чтобы наши детки выросли хорошими людьми, уважающими старших и своих сверстников. Хочется так воспитать ребятишек, чтобы они любили ту землю, на которой они родились, ту страну, в которой они живут. И это наша основная задача педагогов.

Учитывая значимость данной темы, мы выстроили свою работу таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками процесса. Когда дети достигают возраста средней группы, мы ведем работу по формированию представлений о себе как личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других. Одним из таких отличий является имя ребёнка. Показать разнообразие имён позволяют специально организованные занятия и упражнения: «Назови ласково», «Праздник имени». Это позволяет помочь ребёнку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку, дети с гордостью рассказывают о том, кто из великих людей носит такое же имя.

В старшей группе начинается работа по ознакомлению дошкольников с родным краем («Моя малая родина», город, микрорайон). На этом этапе мы собираем, анализируем и доводим до детей всю интересную информацию о том населенном пункте, где они живут. Здесь совместно с родителями организуем прогулки-экскурсии: «Родная улица», «Что интересного в сосновом бору?», «Парад Победы», «Прогулка к Памятнику воинам». У нас существует традиция: накануне великого праздника Победы с детьми подготовительной группы и родителями ходить к Вечному огню поклониться и возложить цветы в знак благодарности погибшим воинам. К нам на занятия и праздник приходят ветераны войны, дети с огромным интересом слушают рассказы о войне, рассматривают фотографии, ордена и медали.

Одним из разделов патриотического воспитания является ознакомление с государственной символикой России. Как же помочь ребёнку глубже понять смысл такого сложного государственного символа, как герб? Как научить почувствовать его, а не только запомнить и повторить? Свои первые занятия мы посвящаем объяснению происхождения таких символов, как флаг и герб. Опыт нашей работы показывает, что эта тема лучше всего раскрывается на примере герба своего родного города. Каждый город, создавая свой герб, пытается вместить в ограниченное пространство что-то очень дорогое для себя. Это могут быть его героические или трагические страницы истории; та профессия, ремесло, которыми он славился, словом то, чем город гордится.

Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности на благо Отечества, поэтому необходимо поощрять деятельность ребёнка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, города. Ребятишки с особым трепетом и старанием изготавливают подарки к 23 февраля и 8 марта, сочиняют стихи, посвящённые своей семье, детскому саду и любимому городу!

Невозможно воспитать патриота без знаний русских народных традиций. Чтобы приобщить наших детей к русской народной культуре, мы с раннего детства читаем им сказки. В настоящий момент сказки уже не рассказывают и не читают, чаще всего родители просто включают DVD-плеер с каким-нибудь мультиком и занимаются своими делами. Хорошо, если это старые, добрые мультфильмы и затрагиваются корневые русские вопросы. А если нет? Современные дети не знают многих русских понятий, например, таких, как «клубок», «прялка», «веретено», а, следовательно, не понимают смысл русских сказок. Многие не знают загадок, не умеют проводить сравнения и искать отгадку. Но радует тот факт, что детям всё это интересно. Хочется поделиться и рассказать о том, как мы знакомим наших детей с «Русской избой», предметами обихода, одеждой. С помощью родителей наша группа была оформлена в стиле «Русской избы»: русская печь, стол, покрытый белоснежной вышитой скатертью, сундуки, домашняя утварь. На стенах избы фотографии дедушек и бабушек, свадебные фотографии родителей. Устраивались «посиделки», где рассматривались семейные альбомы, просматривались диски со старинными обрядами и праздниками.

В заключении хочется подчеркнуть, что чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, осознание причастности к судьбе Родины.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 17)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела