Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96


Светлана Валерьевна Сашенко,
воспитатель МБДОУ д/с № 72
Калининского района г. Новосибирска

Сказкотерапия как часть воспитательного процесса детей дошкольного возраста

В наше время технического прогресса (телевизор, компьютер, игровые приставки) все реже и реже происходит общение родителей и детей через чтение книг. Окружающий мир буквально обрушивается на детей в своем многообразии, которое значительно превышает его способность объяснить наблюдаемое. Ребенок очень эмоционален, поэтому любая, даже мелочная, на наш взгляд, проблема, является для него серьезным испытанием. Он ищет помощи у родителей, однако зачастую мы ограничиваемся умными фразами, брошенными вскользь, которые такому малышу просто непонятны.

Ни для кого не секрет, что только незначительный процент родителей читают детям сказки, рассказы, стихи и т.д. А справедливо ли чтобы книга занимала второй план в жизни ребенка? И столь ли важно ее значение?

В своей работе мы стараемся большое внимание уделять сказкам. Сказки – это просто неисчерпаемый кладезь народной мудрости, на которой воспитывались наши предки.

Отечественные специалисты в области сказкотерапии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, И.В. Вачков, К. Нартова-Бочавер, О.В. Защиринская, Д.Ю. Соколов и др. считают, что это не просто одно из направлений психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Мы полагаем, что главной задачей при использовании в работе сказкотерапии является нравственное, экологическое, трудовое, патриотическое, умственное, гражданское воспитание, а также развитие творческих способностей детей.

Многие считают, что сказки – лишь интересное проведение времени и приятное занятие. Сказка оказывает своего рода терапевтическое действие на сознание ребёнка и помогает ему находить решения его маленьких проблем. Волшебные сказки обладают замечательным набором четко прорисованных ролей – положительного героя легко отличить от отрицательного, плохое от хорошего, черное от белого. Именно в волшебной сказке легко найти себе героя «по душе» – то есть похожего на тебя самого. А потом пройти с ним вместе долгий путь испытаний и вернуться из него другим – обновленным, более мудрым. Они являются важным механизмом развития в ребёнке тонкого понимания внутреннего мира человека, способом снятия тревоги и страха и воспитания уверенности в своём будущем. Сказки помогут воспитать ребёнка, помочь преодолеть негативные стороны его формирующейся личности. Пугливому и робкому ребёнку полезно почитать сказку «О трусливом зайце», жадному, эгоистичному «О рыбаке и рыбке», «Три жадных медвежонка», капризной девочке – «Принцесса на горошине» и т.д.

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. Не достаточно просто прочитать сказку, чтобы ребенок ее лучше запомнил, мы стараемся помочь понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Анализируем поступки персонажей, представляем себя на их месте, тогда запоминание происходит осознанно, глубоко.

Сказка – незаменимый помощник в нашей работе. Она помогает выявить особые причинно-следственные связи и явления, приоткрывает для дошкольника завесу в чудесный мир фантастических образов. Сказка формирует нравственно здоровую личность ребенка. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – всё это мы передаём детям с помощью сказки.

Мы с удовольствием сочиняем сказки! Сказки получаются добрыми, волшебными и умными. В наших сказках предметы оживают, разговаривают, радуются, смеются. И конечно всегда с ними происходят волшебные превращения. Наши дети очень любят сказку о «Витаминке», где происходит её знакомство с микробами, о «Зубной фее», которая учит детей правильно чистить зубы и другие сказки. Ребята слушают с большим интересом. У сказки практически безграничные возможности. С ее помощью можно дать совет, помочь взглянуть на проблему по-другому, подтолкнуть ребенка к творческому поиску и попытке самостоятельно ответить на свои вопросы, дать информацию, которую ребенку было бы трудно воспринять без сказочной обертки.

В своей работе используем коллективные и индивидуальные творческие задания:

     – Рассказать знакомую сказку по кругу.

     – Нарисовать сказку.

     – Разыграть сказку. Дети распределяют роли.

     – Рассказать о пользе продукта и о том, какие блюда из него можно приготовить.

     – Придумывание своей сказки.

     – Оформление книги «Полезные сказки» (обложка, иллюстрации).

     – Изготовление костюмов-нагрудников (ткань, бумага).

     – Разыгрывание придуманных сказок.

     – Узнай сказку по песенке героев.

     – Продолжить сказку.

Могут быть и другие творческие задания:

«Встречи героев». Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.

«Новые сказки». Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии связной речи.

Возьмите хорошо знакомую, любимую ребенком сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. А что произойдет, если там появится еще злой волшебник или герои найдут волшебную палочку, исполняющую любые желания.

Чтобы воспитание было более эффективно, мы проводим для родителей консультации, например: «Все ли сказки хороши», «Воспитание сказкой», «Через сказку, фантазию, игру – верная дорога к сердцу ребенка»; родительские собрания, выпускаем буклеты: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок!», «Народная мудрость в пословицах и поговорках» и многое другое.

Подводя итог проделанной работе, можно с уверенностью сказать, что дети, как губка, впитывают все, что им преподносят, все то, чему их учат и, самое главное, чтобы эти знания были положительными. Чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. И именно сейчас, в наше время, нужно возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И этому способствует литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости.

 

 

Берегите зубки

Коллективно составленная сказка детьми средней группы.

 

Девочка Катя очень любила конфеты, мороженое и пирожное. А вот чистить зубки не любила и ходить к стоматологу боялась. У неё заболел зубик, и она не пошла в садик, осталась дома. Внезапно в комнате стало темно. Катя услышала злой голос в своей комнате «ха-ха-ха»! Катя испугалась и спряталась под одеяло. Через несколько минут Катю кто-то позвал добрым, ласковым голосом. Она выглянула из-под одеяла. В комнате стало светло, а посреди комнаты стояла королева – Зубная паста. «У меня к тебе очень серьезное дело, Катя, – сказала королева. – Один из моих друзей заболел, и помочь ему можешь только ты. Он лежит в больнице на планете Здоровья, а обидел его коварный Кариес. Как только он видит, что кто-то на Земле не ухаживает за своими зубками или не ходит к зубному врачу, то сразу же нападает». Кате стало стыдно. Она догадалась, что зубик заболел из-за нее и поэтому очень захотела ему помочь. Королева это поняла и посоветовала следовать ее советам, чтобы зубик быстрее выздоровел:

     – чистить зубы утром и вечером;

     – после еды полоскать рот;

     – не грызть твердое;

     – не есть много сладкого;

     – посещать зубного врача.

Ведь злобный Кариес слабеет, когда дети правильно ухаживают за своими зубами. Есть у меня еще хороший друг – стоматолог, который всегда помогает детям. Королева Зубная паста улыбнулась и попрощалась. А Катя решила, что завтра пойдет к стоматологу, и будет следовать советам королевы Зубной пасты.

 

 

Сказка про кошечку

Шурко Полина, 5 лет

 

Жила-была кошечка Мурка. Как-то утром она проснулась и увидела, что на улице светит яркое, веселое солнышко и решила прогуляться в парке. Она позвонила своим друзьям, чтобы они погуляли вместе с ней. В парке они катались на каруселях, качались на качелях, ели мороженое, играли на зеленой травке в догонялки. И ничего не предвещало беды. Но вдруг Мурка наступила на стекло от разбитой бутылки, которое лежало в траве. Она заплакала – ей было больно, из лапки бежала кровь. Друзья не оставили ее в беде. Помазали ей лапку йодом, перевязали бинтиком. Но ей все равно было больно наступать на лапку. Тогда они придумали надуть воздушные шарики, чтобы Мурка полетела домой.

Берегите природу – не мусорьте! Ведь такое может произойти с каждым.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 9)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела