Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96


Ольга Александровна Романенко,
методист и руководитель МВК «Дорогами детства»
ЦРТДиЮ Заельцовского района
г. Новосибирска

Из опыта работы профильного отряда музейной направленности

Каникулярный отдых – социально педагогическое явление, эффективность которого обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и образовательной деятельности, интенсивностью общения детей и взрослых в этот период.

Лето – это время, когда дети, осваивая каникулярное пространство времени, пытаются узнать что-то новое и интересное. Лето – это самое яркое по эмоциональной насыщенности пора у школьников. Детям просто необходима смена деятельности и впечатлений. Летняя большая перемена дана школьникам не только для укрепления здоровья, но и для продолжения процесса воспитания, развития и становления их в деятельности, которую они принимают душой и сердцем. Воспитание осуществляется, когда есть богатый мир деятельностных отношений. Чем разнообразнее дела и отношения, разностороннее, в конечном счете, ребенок.

«Важна смена школьного и домашнего образа жизни на альтернативный, лагерный образ. Она способна сформировать у ребят фонд счастливых воспоминаний» (С.А. Шмаков).

Бесспорным лидером в системе дополнительного образования детей являются инновационные лагеря, например, профильные лагеря (смены), куда ребят собирали по признаку увлеченности общим делом. Хотя такие лагеря были и раньше, и в настоящее время изменилась форма их проведения, осталось главное – педагогический поиск, новации и главным действующим лицом остается ребенок и его Дело. Более того, в нынешних условиях многие учреждения дополнительного образования детей освоили городскую среду обитания таких лагерей.

Для активизации работы с детьми в летний период был предложен вариант работы профильного отряда музейной направленности на базе Центра развития творчества детей и юношества Заельцовского района.

 

Отчёт о работе

профильного отряда с музейным направлением

(для активистов школьных музеев Заельцовского района)

июнь 2010 г.

Цель: создание в каникулярное время такого образовательно-воспитательного пространства музейной направленности, которое обеспечит растущей личности ребенка активизацию ее творческого потенциала, самовыражения в творческой деятельности, формирование социально-нравственной устойчивости, толерантного сознания, подготовленности к жизнедеятельности в новых условиях.

Задачи:

  • «создание условий – средовых, духовных и деятельных – для раскрытия самооценки каждого ребенка, удовлетворения его интересов, раскрытия его способностей, неудовлетворенных школой»;
  • создание условий для приобретения участниками новых знаний в сфере своего интереса, выработка умений и навыков в избранном виде деятельности;
  • формирование среды, благоприятной для усвоения участниками социального опыта в процессе общения со сверстниками, людьми старшего поколения;
  • активизация творческих инициатив детей.

Режим работы: с 09.45 до 12.30.

План-сетка

1.

01.06.

09.45

10.00-12.30

  • Сбор. Планирование на день.
  • Экскурсия по ЦРТДиЮ
  • Обзорная экскурсия в музее «Дорогами детства» ЦРТДиЮ.
  • Мини-презентация школьных музеев «В кругу твоих друзей расскажи про свой музей».
  • Знакомство с планом работы отряда.  

 

 Романенко О.А. (ЦРТДиЮ)

2.

02.06.

09.45

10.00-12.30

  • Сбор. Планирование на день.
  • Экскурсия по истории зоопарка. «Пресс-конференция с сотрудником Новосибирского зоопарка по теме: «Новосибирский зоопарк: вчера и сегодня».
  • Тренинг на командообразование.

Романенко О.А.

Смирнова Т.С.(Новосибирский зоопарк)

Жердева Е.В. (ЦРТДиЮ)

3.

03.06.

09.45.

10.00-12.30

  • Сбор. Планирование на день.
  • Подготовка к оформлению электронных презентаций. Композиция «листа».
  • Просмотр DVD-фильма «Верой и правдой», посвященный 50-летию Новосибирского зоопарка.
  • Выбор тематики проекта по созданию презентации о Новосибирском зоопарке. Обсуждение. Выстраивание плана работы.  Подбор материала из разных источников.

Романенко О.А.

Пуртова С.А.(ЦРТДиЮ)

Романенко О.А.

4.

04.06.

09.45

10.00-12.30

  • Сбор. Планирование на день.
  • Мастер-класс «Актёрское мастерство экскурсовода».
  • Просмотр DVD-фильма «Новосибирскому зоопарку 60 лет».

Романенко О.А.

Кабанова Т.П. и её воспитанники(ЦРТДиЮ)

Романенко О.А.

5.

07.06.

09.45

10.00-12.30

  • Сбор. Планирование на день.
  • Занятие в компьютерном классе № 1. Создание презентации о Новосибирском зоопарке. Изучение инструментария, освоение приемов. 

Романенко О.А.

 

Халманская О.Г.

Романенко О.А.

6.

08.06.

09.45

 

10.00-12.30

  • Сбор. Планирование на день.
  • Занятие в компьютерном классе № 2. Создание презентации Новосибирского зоопарка. Обработка тематической информации. 

Романенко О.А.

 

Халманская О.Г.

Романенко О.А.

8.

10.06.

09.45

10.00-12.30

  • Сбор. Планирование на день.
  • Коллективное  проведение экскурсии для воспитанников детского дома Заельцовского района.
  • Занятие в компьютерном классе № 3. Создание презентации Новосибирского  зоопарка. Завершение  работы. 

Романенко О.А. Романенко О.А. и воспитанники отряда

Халманская О.Г.

Романенко О.А.

9.

11.06.

09.45

10.00-12.30

  • Сбор. Планирование на день.
  • Посещение отрядом музея истории развития Октябрьского  района.

Романенко О.А.

Антропов Е.В. (музей ИОР)

Романенко О.А.

10

15.06.

09.45

10.30-

12.30

  • Коллективное проведение экскурсии для воспитанников летнего лагеря школы № 33.
  • Подведение итогов. Задание «на лето». Планирование на следующий учебный год.
  • Чаепитие.

Романенко О.А. и воспитанники отряда, руководители школьных музеев.

 

В апреле 2010 года музей «Дорогами детства» ЦРТДиЮ выступил с инициативой по организации работы на его базе летом межшкольного профильного отряда музейной направленности. На последней встрече руководителей школьных музеев Заельцовского района была озвучена эта идея, и предложено откликнуться всем желающим. Активно отреагировали ОУ: гимназия № 9, СОШ № 33 и СОШ № 131 (11 школьников).

Работа отряда с музейной спецификой явилась для музея «Дорогами детства» первым опытом в этом направлении. Планирование по ходу работы отряда приходилось корректировать, т.к. привлекая других педагогов и специалистов, было необходимо учитывать их возможности. Запланированные темы занятий были интересны не только школьникам, но и самим педагогам, так как преломление их специальности в музейную практику выявило новое видение получения интересного результата работы. Дети и взрослые вместе активно участвовали в разворачивании событий – будь то обучающее занятие, совместное проведение экскурсии или активный отдых.

После завершения работы отряда его воспитанники получили задание самостоятельно дополнить свои презентации о Новосибирском зоопарке.

Договорились встретиться в конце сентября, чтобы показать дополненные презентации, рассказать о своих поисках и поделиться своими находками. Далее, пополнив свои презентации материалами, найденными коллегами – другими ребятами, юные экскурсоводы получат возможность  использовать презентации для провидения экскурсий по истории Новосибирского зоопарка в своих школах. Не исключена возможность совместного проведения этих экскурсий.

Главным результатом работы отряда считаю то, что дети, отработав музейную практику, изъявили желание  продолжить посещение музея «Дорогами детства»: проводить  совместные экскурсии для летних школьных лагерей Заельцовского района, вместе активно отдыхать (совместный просмотр фильмов о зоопарке и их обсуждение, посещение зоопарка, активные игры) и просто общаться. Юные экскурсоводы участвовали в проведении 12 экскурсий о Новосибирском зоопарке. 207 детей услышали их интересные рассказы и приняли участие в организованных ими играх. Педагоги, сопровождающие экскурсантов, записали в музейную книгу отзывов положительные впечатления о работе экскурсоводов и аниматоров в одном лице.

В начале нового учебного года, на первом районном совещании руководителей музеев ОУ будут вручены от ЦРТДиЮ Грамоты и детские свидетельства о прохождении музейной практики музеям, обеспечившим работу профильного отряда.

Считаю, что для более успешной работы летнего  профильного отряда музейной направленности в следующем учебном году необходимо:

  1. Использовать опыт уже отработавшего летнюю смену отряда. Создать презентацию о его работе.
  2. Найти возможность для выделения на время работы отряда помощника руководителя отряда – вожатого. И тогда численность детей в отряде можно увеличить.
  3. Расширить круг привлеченных для работы на отряде специалистов разных направлений: для обучающих занятий, организации тренингов, активных игр, практических занятий прикладного характера, встреч с интересными людьми, посещений музеев.
  4. Продолжить возможность использования современной видеотехники, интернет-ресурсов.
  5. Обеспечить  возможность ведения фотодневника работы отряда.
  6. Разработать отрядную символику и атрибутику.
  7. Продлить работу отряда на весь период работы летних школьных лагерей (июнь).
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 20)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела