Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96


Все статьи автора(5) Любовь Васильевна Шишкина,
педагог дополнительного образования,
руководитель лекторских групп
музея истории школы МБОУ СОШ № 187
Ленинского района г. Новосибирска

Поисково-исследовательский проект «Это надо живым!»

Если сравнить историю с книгой, то страницы её могут быть написаны разной краской. История школы № 187 – не исключение. Зелёным цветом свежей травы сохраняются на воображаемых страницах дебюты, открытия, «боевые крещения». Сияют золотом славные победы и имена героев. Сразу обращают на себя внимание надписи, посвящённые ценностям и идеалам – они имеют цвет  пионерского галстука и сказочных гриновских парусов. Только есть и такие страницы, перелистывая которые чувствуешь одновременно гордость и боль, тоску и благодарность. Цвет их – траурный чёрный…

В  истории 187-ой они помогают нам хранить память об одном выпускнике – Александре Валерьевиче Бурмистрове. С его именем навсегда связаны образы заботливого внука и любящего сына, любознательного ученика и достойного защитника Отечества, награждённого Орденом Мужества – посмертно…

10 января при выполнении боевого задания в республике Чечня Александр получил осколочное ранение, которое стало роковым. Сегодня, спустя годы, помнить о Саше и его самоотверженном служении Родине нам помогают копии писем, сохранённых мамой и бабушкой, фотографии из семейного и школьного архивов, воспоминания учителей и одноклассников.

Чтобы каждый участник образовательного знал об Александре и гордился таким выпускником, по инициативе актива Музея истории школы ему посвятили поисково-исследовательский проект «Это надо живым!».

Актуальность его объясняется следующим. 30 сентября 2011 года в школе появилась мемориальная доска, посвящённая А. Бурмистрову и положившая начало созданию Музея истории школы.

10 января 2011 исполнилось 16 лет со дня гибели Саши, однако сведения о нём немногочисленны, информация разрознена. Очевидно, что школа должна заботиться о более качественном сохранении памяти о таких особых учениках.

Цель проекта – обеспечение дополнительных условий для патриотического воспитания школьников на основе совместного изучения участниками образовательного процесса судьбы выпускника, с честью выполнившего воинский долг. Также был сформулирован комплекс конкретных задач.

  1. Организационные:
    • создать инициативную группу, включающую представителей классных коллективов и актива Музея, для координации проекта и подключения к нему других участников школьного сообщества.
  2. Поисково-исследовательские:
    • проанализировать имеющиеся в Музее материалы по теме;
    • изучить уровень информированности учащихся и педагогов об Александре Бурмистрове;
    • выявить интересы музейной аудитории по тематике проекта;
    • определить возможные пути дальнейшей поисковой и исследовательской работы.
  3. Информационные:
    • организовать информирование школьного сообщества о сущности проекта и этапах его реализации.
  4. Коммуникационные:
    • включить в совместную работу лидеров классов, ребят, обладающих творческими способностями, актив Музея;
    • наладить связь с информантами из числа работников ОУ, выпускников, представителей общественности.
  5. Кадровые:
    • создать механизмы по привлечению учеников и других участников школьной жизни к деятельности Музея.
  6. Материально-технические (финансовые):
    • выпустить электронные и печатные сборники материалов проекта для работы по патриотическому воспитанию.
  7. Дизайнерско-оформительские:
    • провести выставку детских работ, посвящённых Родине, Миру, защитникам Отечества;
    • методически и эстетически оформить имеющиеся и полученные в ходе проекта материалы.
  8. Оценочно-рефлективные:
    • изучать, что и в какой степени участникам школьной жизни известно о судьбе

Александра как защитника Родины и нашего выпускника, что они хотели бы узнать в дальнейшем.

Реализация проекта включала пять взаимосвязанных этапов:

  • Изучение и систематизация имеющихся материалов по теме.
  • Разработка и реализация серии массовых мероприятий патриотической направленности.
  • Организация поисковой акции «Живое слово» (для учащихся 5-10 классов).
  • Проведение конкурса детского творчества «Отчизны славные сыны» (для учеников начальной школы).
  • Творческая и методическая обработка собранных материалов с последующей передачей их в Музей истории школы.

Сейчас, когда проект завершён, можно смело заключить, что сделано было немало. В годовщину гибели Александра состоялось открытие Декады Памяти. Старшеклассники приняли участие в линейке у мемориального уголка.

Для учеников 0-4 классов были организованы «информационные десанты»: активисты  9-х классов с утра посетили каждый кабинет и в творческой форме сообщили о начале Декады и её содержании.

Кроме того, была реализованы и другие патриотические мероприятия. Среди них Уроки Мужества (вторая декада января), подготовленные классными руководителями. Программа «Живое слово» (27.01), которая была проведена в актовом зале в день снятия блокады Ленинграда и стала площадкой для подведения промежуточных итогов одноимённой акции.  По итогам конкурса детского творчества «Отчизны славные сыны» в Музей переданы стихи и прозаические размышления учащихся о войне и мире, рисунки, работы в технике оригами (самолётики и парашюты в знак того, что Александр служил в воздушно-десантных войсках). В преддверии майских праздников наиболее удачнее работы украсили стенд перед Музеем и стали экспонатами мини-выставки. Финал проекта ознаменовался акцией «Цветы в День Рождения» (4.05) – суть в возложении красных гвоздик к мемориалу в день, когда Александру могло исполниться лишь 35 лет.

В результате поисковой работы собраны дополнительные сведения. Например,  воспоминания 3 учителей и 1 одноклассницы Александра, статья в газете «Timix», повествующая о нашем выпускнике (автор Никита Кощавка, выпускник 2010 года). В ходе обмена с музеем «Афган» МБОУ СОШ № 20 на постоянное хранение получена «Книга Памяти: Чеченская республика».

Исторические, методические, художественные и иные материалы по теме проекта должным образом оформлены и хранятся в Музее в свободном доступе. Они легли в основу банка уроков, виртуальных экскурсий и других занятий. Реализовывать их можно как в формате актового зала, так и при работе с отдельным классом.

Поисково-исследовательская работа будет продолжена в соответствии с выявленными интересами музейной аудитории. А главное благодаря проекту удалось расширить пространство патриотического воспитания ОУ. Привлечь внимание к личности столь достойного выпускника. Охватить большое количество людей общим значимым делом. Создать предпосылки для дальнейшего количественного и качественного расширения деятельности Музея истории школы в сфере дополнительного образованию подрастающего поколения.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 213)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела