Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96


Все статьи автора(3) Нина Александровна Склянова,
доктор медицинских наук, профессор,
директор ГЦОЗ «Магистр» г. Новосибирска

Елена Владимировна Кушнеренко,
заместитель директора по научно-
методической работе ГЦОиЗ «Магистр» г. Новосибирска;
Елена Брониславовна Лейтан,
кандидат медицинских наук, доцент,
заведующая лабораторией кинезиотерапии
ГЦОЗ «Магистр» г. Новосибирска

Здоровье детей, лишенных родительской любви

Ежегодно на территории Российской Федерации растет число детей-сирот. По данным Информационно-аналитического управления аппарата Совета Федерации РФ, лишь 10% детей, лишившихся попечения родителей, стали сиротами вследствие смерти или инвалидности родителей, остальные 90-95% детей имеют живых кровных родителей – это так называемые социальные сироты.

Татьяна Яковлева, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия», член Комитета Госдумы по охране здоровья, 21 сентября 2010 года, выступая на научно-практической конференции «Питание и здоровье детей», отметила, что из 26 миллионов детей, проживающих в России, 700 тыс. – социальные сироты, воспитывающиеся государством или в чужих семьях.

По данным директора департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ А.А. Левитской, состояние здоровья детей-сирот России характеризуется высокими показателями заболеваемости, особенно на этапе устройства в государственное учреждение (по результатам углубленного осмотра 640 заболеваний на 100 детей).

В связи с чем, как полагает В.Р.Кучма, д.м.н., профессор, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, большое значение приобретают условия обучения и воспитания детей-сирот, способствующие всестороннему развитию личности и формированию здорового, адаптированного в современном обществе человека.

Несмотря на рациональное питание и соблюдение режима, к концу пребывания в доме ребенка, нормальное физическое развитие отмечается только у 33,3% детей. Отклонения поведения наблюдается у 89,2% детей, сна – у 48%. Наиболее значимым являются нарушения эмоциональной сферы (74,5%).

Исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что длительное пребывание в большом коллективе, в однотипных условиях, ограниченный контакт с внешним миром приводит к тяжелым последствиям. Даже при хорошем питании и медицинском обслуживании дети, растущие в условиях депривации, резко отстают в психическом и физическом развитии от сверстников.

В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:

  • I группа – здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
  • II группа – дети, у которых отсутствуют хронические болезни, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения; реконвалесценты, особенно перенесшие тяжёлые и средней тяжести инфекционные болезни; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела или избыточной массой тела; дети часто и/или длительно болеющие острыми респираторными инфекциями; дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций;
  • III группа – дети, страдающие хроническими болезнями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основной болезни; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций (степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребёнка);
  • IV группа – дети, страдающие хроническими болезнями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими болезнями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями; возможны осложнения основной болезни; основная болезнь требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определённой мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка;
  • V группа – дети, страдающие тяжёлыми хроническими болезнями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основной болезни, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

У воспитанников детских домов с возрастом нарастает частота различных нарушений здоровья. У детей-сирот раннего возраста в структуре заболеваемости преобладают врожденные аномалии и отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (43,7%), а у детей старшего возраста – болезни органов пищеварения и дыхания. Они в 8,4 раза чаще попадают в больницы, чем их сверстники, воспитывающиеся в семьях.

Дети-сироты имеют худшие показатели физического здоровья за счет дефицита массы тела и низкого роста, большинство из них относятся к третьей и четвертой группам здоровья.

Пребывание в интернатных учреждениях отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей. Уровень заболеваемости в домах ребенка выше в 2 раза, чем у детей, воспитывающихся в семьях, отмечается нарастание количества воспитанников с отставанием в физическом и нервно-психическом развитии, происходит рост хронической заболеваемости.

Зафиксирован ранний возраст (до 11 лет) начала курения и употребления алкогольных напитков детьми-сиротами.

У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отмечается высокий уровень распространенности психических и поведенческих расстройств (около 100 заболеваний на 100 детей). В структуре выявленных отклонений в психическом здоровье у всех детей первое место принадлежит расстройствам психологического развития, в том числе специфическим расстройствам развития школьных навыков.

Тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении, среди сирот выявлялась в 4 раза чаще, чем у детей, воспитывающихся в семьях.

Около 11% детей-сирот страдают умственной отсталостью.

У 30% детей-сирот диагностированы эмоциональные расстройства и расстройства поведения; треть отклонений приходится на гиперкинетическое расстройство поведения, которое проявляется гиперактивностью и нарушенным вниманием.

Ребенок-сирота – это ребенок, переживший утрату, разлуку, разрыв отношений в младенчестве, в детском или подростковом возрасте. Его ранний опыт наполнен травматическими переживаниями. Именно этим обусловлено личностное своеобразие и особенности взаимодействия ребенка-сироты с миром и другими людьми. Матери таких детей не умели или не могли выполнить те свои функции, которые необходимы для полноценного, гармоничного развития детей – обеспечить возможность расти и познавать мир, не опасаясь погибнуть.

Нестабильность, многочисленность и «текучесть» социального окружения в детских домах, отсутствие главной фигуры, заботящейся о ребенке, ведут к закреплению чувств нестабильности и беззащитности, тормозят психическое развитие ребенка-сироты, не дают ему возможность научиться устанавливать прочные связи с другими людьми. Материнская депривация (отсутствие или недостаток материнской заботы) является мощным патогенным фактором формирования личности ребенка, его психического и интеллектуального развития. Характерный для депривированных детей симптомокомплекс в виде недоразвития эмоциональной сферы, задержки или искажения формирования психических функций называется «синдромом сиротства».

Психические травмы, полученные до поступления в детский дом, наследственные и психосоматические заболевания могут проявляться в импульсивности детей, нарушениях самоконтроля, в эмоциональной неустойчивости, гиперактивности, преобладании процессов возбуждения, быстрой нервной истощаемости, сниженной концентрации внимания.

Одной из основных характеристик личности депривированных детей является агрессивность. Негативная, агрессивная позиция по отношению к другим людям является следствием дефицита теплоты и принятия в общении и нередко распространяется даже на братьев и сестер. Агрессивность проявляется в том, что любые действия окружающих могут восприниматься подростком-сиротой как повод для конфликта. Также сильно выраженной может быть и агрессивность воспитанников в отношении взрослых.

Отсутствие стабильности, присущей семейным отношениям, необходимость постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение окружающих снижают у детей-сирот активное отношение к жизни: не формируются собственные ценности и принципы, зато развивается устойчивая конформность – зависимость от мнения других людей, внушаемость и подверженность влиянию группы, часто негативному.

У воспитанников детских домов качественно иную форму имеет развитие самосознания, отношения к себе, самооценка. Складывается устойчивая заниженная самооценка, часто наблюдается неприятие себя, недоверие к себе, ориентация на мнение других людей. Детям, воспитывающимся в учреждении для детей-сирот, труднее, чем их «обычным» сверстникам, осознавать и ценить собственную уникальность: вместо «чувства Я» у них формируется «чувство Мы». В то же время подобная зависимость не основывается на теплых чувствах и добрых отношениях: уже в младшем подростковом возрасте проявляется потребительское отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребёнка, формируется «способность не углубляться в привязанности», поверхностность чувств.

Другой существенной особенностью воспитанников является гиперсексуальность, проявляющаяся в повышенном интересе к данному вопросу, ранних сексуальных связях, нецензурной брани. Причиной, повышающей половую возбудимость детей, является недостаточная общая способность детей к торможению своих первичных чувственных влечений. По мнению ученых, невозможность для ребенка реализовать свои социальные, исследовательские и трудовые наклонности заставляет его сосредоточиваться исключительно на себе, на интимных, телесных ощущениях.

Итак, психическое и личностное развитие детей-сирот носит специфический характер: чаще всего формируется агрессивная, но очень ранимая, неуверенная в себе личность, которая защищается от внешнего мира, а не взаимодействует с ним.

Дети нуждаются в атмосфере, наполненной позитивными человеческими контактами. Взаимодействие с ними должно происходить только в дружеской атмосфере доверия. У детей важно формировать навыки сотрудничества и взаимодействия, обучать их социально приемлемым способам выражения эмоций, совладания с собственным гневом и агрессией.

Но самым главным «инструментом» является личность самого взрослого. Его профессионализм не должен заменяться «просто» добрым отношением.

Самыми важными профессиональными умениями являются умение разговаривать с детьми, слушать и слышать их, умение в каждом случае, с каждым отдельным ребенком находить (или разрабатывать) адекватные формы диагностической, развивающей или коррекционной работы. Такая работа становится возможной при наличии глубокого эмоционального контакта со значимым для ребенка взрослым – педагогом или родителем. Работа с такими детьми требует преодоления внутреннего недоверия и недоброжелательности со стороны воспитанников (а нередко и своего собственного), большой наблюдательности, педагогического такта и доброжелательности.


Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 15)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела