Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96


Елена Юрьевна Воробьева,
учитель английского языка в МБОУ лицей № 136
Ленинского района г. Новосибирска

Совершенствование навыков английского произношения и грамотного письма с помощью современных информационных технологий

Произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных видов речевой деятельности. Под фонетикой как аспектом обучения понимается звуковой строй языка – совокупность всех звуковых средств, которые составляют его материальную сторону (звуки, звукосочетания, ударение, ритм, мелодика, интонации, пауза). Овладение звуковым строем – обязательное условие общения на иностранном языке.

Речь будет понятна слушающим с трудом или не понятна вообще, если говорящий нарушает фонетические нормы языка. Слушающий плохо поймёт чужую речь, если он сам не владеет произносительными навыками, так как слуховые образы, или эталоны, накапливаются у человека в слуховой памяти, а потом идёт сверка того, что он слышит, с тем, что он накопил в своей памяти.

Формирование фонетического навыка предполагает перестройку привычной артикуляции на основе установления сходства и различий в произнесении звуков в родном и иностранных языках, формирование фонематического слуха, а также овладения техникой произнесения иноязычных звуков в слове, словосочетании, предложении в процессе говорения.

Во время чтения и письма работает внутреннее проговаривание, а значит, – внутреннее озвучивание и произношение. Следовательно, только наличие произносительных навыков обеспечивает нормальное функционирование всех видов РД.

Итак, на начальном этапе обучения необходимо заложить основу хорошего произношения, которое предполагает правильное интонирование, соблюдение пауз, знание особенностей ударения в предложении, а также правильную артикуляцию.

Как показывает опыт, произносительный навык не может сохранится без изменений, поэтому важно не только поддерживать произносительные навыки, но и продолжать их совершенствование на среднем и старшем этапе обучения. И в этом нам очень помогает Интернет. Существую сайты, которые предлагают показ техники произнесения звуков, способствуют отработке произношения звуков, слов, фраз путем повторения за диктором или учителем.

 

 

Эффективным средством усвоения фонетического материала является заучивание наизусть скороговорок, рифмовок, диалогов, песен. Например, в Интернете можно найти рифмовки, скороговорки, содержащие фонетический материал: [ u], [u:]

A good cook could cook as much cookies

as a good cook who could cook cookies.

[b]

Black bug bit a big black bear. But where is the big black bear that the big black bug bit? A big bug bit the little beetle but the little beetle bit the big bug back.

I thought, I thought of thinking of thanking you.

Поскольку язык усваивается как средство общения, работа над произношением подчинена процессу овладения детьми речевыми навыками и умениями. Другими словами, формирование слуховых и артикуляционных навыков осуществляется на тех словах и образцах общения, которые дети учатся употреблять в речи в данный момент. Так, если на уроке детям предстоит усваивать неправильные глаголы, то произношение и запоминание данных лексических единиц осуществляется путем заучивания юмористических рифмовок:

To go – went – gone :

Все пошли мы на прием.

To have – had – had:

Съели вкусный там обед.

To get – got – got:

Удовольствия на год.

To come – came – come:

Приходите в гости к нам.

To do – did – done:

Очень рады будем вам .

 

Я в буфете (покупать) buy-bought-bought

Первоклассный бутерброд

За него я (заплатить) pay-paid-paid

В классе в парту (положить) lay-laid-laid

И совсем не (думать) think-thought-thought

Что сосед его умнет, (кушать) eat-ate- eaten

 

Кенгуренку Кенгуру

Говорила поутру:

«Надо быстренько вставать

И английский повторять ».

 

To write – wrote – written,

To eat – ate – eaten,

To speak – spoke – spoken,

To break – broke – broken.

Отличным мотивационным средством в деле изучения английского языка являются песни. На уроке-тренинге произносительных навыков звук[w] мы отрабатываем на материале песни Луи Армстронга ‘What a Wonderful world’. План работы следующий:

1. Фронтальная работа:

– чтение по словам;

– чтение фразы;

– интонирование фразы;

– перевод строки;

– пение по фразам.

2. Индивидуальная работа за компьютерами:

– слушание;

– запись своего голоса;

– коррекция.

 

What A Wonderful World

I see trees of green, red roses too

I see them bloom, for me and you,

And I think to myself, what a wonderful world.

 

I see skies of blue and clouds of white,

The bright blessed day, the dark sacred night,

And I think to myself, what a wonderful world

 

The colors of the rainbow, so pretty in the sky

Are also on the faces of people going by

I see friends shaking hands, saying, "How do you do?"

They're really saying: “I love you."

 

I hear babies cry, I watch them grow

They'll learn much more than I'll ever know,

And I think to myself what a wonderful world

Yes I think to myself, what a wonderful world.

 

 

Эффективным инструментом обучения грамотному письму и контроля знаний учащихся является диктант. Однако не многие любят писать диктанты. Традиционный словарный или лексический диктант воспринимается учащимися как занятие скучное и неинтересное. Использование новых видов диктантов, включающих в себя разнообразные виды деятельности, способно превратить диктант в одну из самых любимых учащимися форм работы на уроке.

Представьте себе такую картину: учитель говорит: «А сейчас мы будем писать диктант. Диктовать будут ученики вашего класса». Ученик начинает диктовать текст, а учащиеся записывают в тетради. Каждый из тех учеников, которые диктуют текст, поставлен в ответственное положение перед одноклассниками, поэтому все стараются читать правильно. Тексты подобраны в соответствии с той темой, которая сейчас изучается. Например, при изучении темы «Погода»в 6 классе (УМК ‘English’ В.П. Кузовлев и др.) были предложены следующие тексты:

Dictation.

Favourite season.

1. I like snow and frost. Winter sports are my favourite. There is much snow in winter and we can ski, built a snowman and play snowballs.

2. I like summer. The weather is warm. It is so sunny. I like when the weather is hot and dry. I swim and fish in summer. If the weather is fine, I will go on picnic, ride a bike or play football.

3. I’m happy that it’s spring now. It is so wonderful to see the new spring leaves, grass and flowers. It is often rainy and wet. But I like to go on puddles. I have an umbrella and rubber boots.

Проверка и оценивание такого диктанта проходит с большим энтузиазмом. Каждый диктующий ученик проверяет свой текст. А сам получает оценку за правильное произнесение слов во время диктанта.

 

 

Процесс обучения правильному произношению необходимо сопровождать советами ученикам:

     – говори по-английски уверено,

     – запоминай, как слово произносится целиком,

     – начни замечать ошибки других,

     – сравнивай похожие по произношению слова,

     – учи фонетическую транскрипцию,

     – старайся говорить так, чтобы тебя поняли другие,

     – говори на английском дома, когда никто не слышит.

Видеосъемка урока прилагается.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 126)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Совершенствование навыков английского произношения и грамотного письма с помощью современных информационных технологий
2. Использование ИКТ в математическом образовании младших школьников
3. Конспект урока «Части речи»
4. Новосибирские олимпиады и конкурсы для юных программистов – знатоков Лого