Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96


Татьяна Викторовна Савченко,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 156 с углубленным изучением предметов ХЭЦ
Центрального района г. Новосибирска

Использование ИКТ в математическом образовании младших школьников

Известно, что участие в конкурсах стимулирует профессиональное развитие учителя. Начав в 2010 учебном году подготовку к конкурсу «Мой лучший урок», я выявила ряд проблем в усвоении учебного материала учащимися моего класса. Проведя несложное тестирование учащихся, мною было установлено, что они испытывают следующие трудности при решении простых задач:

     – 75 % детей затрудняются при составлении краткого условия к задаче;

     – 66,6 % допускают ошибки при решении задач на разностное сравнение;

     – 61,9 % допускают ошибки при решении задач на нахождение неизвестного слагаемого;

     – 38,1 % допускают ошибки при решении задач на нахождение неизвестного уменьшаемого;

     – 43,9 % допускают ошибки при решении задач на увеличение-уменьшение на несколько единиц;

     – 34,2 % допускают ошибки при решении задач на нахождение суммы.

В результате мною был сделан вывод, что данная группа детей не готова к решению задач, потому что у них недостаточно сформировано абстрактное мышление, которое формируется вследствие образного. Стало понятно, что необходимо вернуться назад и пойти от образного к абстрактному. Но также было ясно, что ученикам 2-го класса будет просто неинтересно решать задачи на кубиках и пирамидках.

 

 

Найти наиболее эффективный способ донесения данного материала помогли труды А.В. Молоковой, доктора педагогических наук, заведующей кафедры начального образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Известно, что современные дети любят играть в компьютерные игры. Используя возможности компьютера можно:

     – разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать более благоприятный климат на уроке математики;

     – облегчить процесс интериоризации;

     – сформировать у младших школьников переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. На экране компьютера процесс перехода от образов к символам происходит постепенно, наглядно для ребенка, что облегчает его понимание;

     – заинтересовать детей в решении задач;

     – сформировать культуру компьютерных игр (обследовав эту же группу детей, было установлено, что в основном они играют в «стрелялки», «бродилки», «гонялки»).

 

 

Вследствие всего вышеизложенного я сформулировала цель педагогического проекта: развитие у младших школьников умения решать простые задачи, используя информационно-коммуникативные технологии.

Для достижения данной цели мною были намечены следующие задачи.

     – организация обучению решению задач с использованием компьютера, как в школе, так и дома;

     – организация применения ИКТ на уроках математики;

     – проведение промежуточной и итоговой диагностики, анализ результатов и своевременная коррекция.

Чтобы решить первую задачу, я провела родительское собрание. На нем рассказала результаты обследования детей, объяснила методику обучения решению задач, согласовала совместные действия по оказанию помощи детям (дополнительные занятия, работа с тренажером, консультации для родителей).

 

 

Для игр дома и на переменах я разработала тренажеры – по составлению краткого условия к задачам, по вычленению «ключевых» слов в условии задачи, по подбору решения задачи. Данные тренажеры были предложены детям по желанию. Последующее анкетирование родителей показало, что:

     – всем детям понравилось играть в новую игру;

     – интерес к тренажеру длился от 2 до 7 дней;

     – среднее время игры – 15-20 минут в день.

 

Однако первый же урок с применением интерактивной доски показал, что:

Положительное

Отрицательное

Учащиеся активизировались. Поднимали руку и участвовали в уроке даже слабоуспевающие и неуверенные в себе дети.

После данного урока дети очень устали и не могли полноценно работать на следующем уроке.

Был высокий эмоциональный всплеск

Положительная оценка урока детьми

Проанализировав результаты урока, я сделала вывод, что работать с интерактивной доской весь урок – нельзя. Использование интерактивной доски возможно только на отдельных этапах урока непродолжительное время.

Мною было принято решение – работу над задачами на уроке строить по следующему плану:

– выделение «ключевых» слов в условии задачи;

– образная демонстрация задачи;

– подбор краткой записи к условию задачи;

– поиск выражения необходимого для решения задачи.

Также тренировались отдельные этапы решения задачи. Например, во время устного счета дети подходили по одному к компьютеру и выполняли простые задания. Такие, как выделить в задачах «ключевые слова» или найти правильно записанное условие к задаче, или решение.

Через два месяца работы по данному направлению мною была проведена промежуточная диагностика. Анализ результатов показал, что:

– 68 % детей затрудняются при составлении краткого условия к задаче;

– 45 % допускают ошибки при решении задач на разностное сравнение;

– 42 % допускают ошибки при решении задач на нахождение неизвестного слагаемого;

– 20 % допускают ошибки при решении задач на нахождение неизвестного уменьшаемого;

– 22 % допускают ошибки при решении задач на увеличение-уменьшение на несколько единиц;

– 5 % допускают ошибки при решении задач на нахождение суммы.

По проведенной диагностике я сделала вывод, что направление работы выбрано верно, но говорить о решении данной проблемы еще рано.

Для усиления познавательной активности детей мною было принято решение использовать на уроках групповые формы работы (в парах и по 4 человека). Работая в парах, дети осуществляли взаимный контроль, взаимопомощь, объяснение друг другу. Группы по 4 человека выполняли творческие задания. Например: составить задачу по выражению, нарисовать задачу, придумать вопрос к задаче, и другие. Такая организация занятий, кроме обучающей цели, несла в себе еще и воспитательный аспект. Дети лучше узнавали друг друга, могли проявить лидерские наклонности, научиться организовывать других детей, научиться делиться знаниями друг с другом.

 

 

Результаты первоначальной, промежуточной и итоговой диагностики учащихся показаны на диаграмме, где:

А – это % справившихся с составлением краткого условия к задаче,

Б – это % справившихся с решением задач на разностное сравнение,

В – это % справившихся с решением задач на нахождение неизвестного слагаемого,

Г – это % справившихся с решением задач на нахождение неизвестного уменьшаемого,

Д – это % справившихся с решение задач на увеличение-уменьшение на несколько единиц,

Е – это % справившихся с решением задачи на нахождение суммы.

Проведенное исследование показало, что за четыре месяца с применением ИКТ можно достичь значительных результатов в развитии у детей умения решать простые задачи. Использование новейших компьютерных технологий помогает облегчить и ускорить процесс обучения и развития учащихся, сделать его увлекательным и интересным.

 

 

Список литературы

  1. Антипов И.Н. О преподавании информатики в младших классах. // Информатика и образование. – 1993.  №  5. – С. 46–51.
  2. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. // Вопросы психологии. – 1993.  № 3. – С. 51–53.
  3. Белавина И.Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры. // Информатика и образование. – 1991.  № 3. – С. 69–73.
  4. Владимирова Н.А. Дидактические игры на уроках информатики. // Информатика и образование. – 2005.  № 4. – С. 48–51.
  5. Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры. // Информатика и образование. – 1994. № 4. – С. 63–65.
  6. Зубрилин А.А. Игровой компонент в обучении информатике. // Информатика в начальном образовании. – 2001.  № 3. – С. 3–78.
  7. Камалов Р.Р. Компьютерные игры как элемент школьного курса информатики. // Информатика и образование. – 2004.  № 5. – С. 76–78.
  8. Макасер И.Л. Игра как элемент обучения. // Информатика в начальном образовании. –2001. № 2. – С. 71– 77.
  9. Молокова, А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы / А.В. Молокова // Начальная школа. – 2005. – № 1. – С. 119–123.
  10. Молокова, А.В. Электронные учебные материалы для начальной школы : справочно-метод. пос. / А.В. Молокова, Т.В. Осколкова ; под ред. И.М. Бобко и Ю.Г. Молокова. – Новосибирск : НГУ, 2003. – 32 с.
  11. Молокова, А.В. Применение электронных учебных пособий в обучении младших школьников // Начальная школа. Плюс до и после – 2009. – № 4. – С. 86-89.
  12. Овчинникова С.А. Игра на уроках информатики. // Информатика и образование. – 2003.   № 11. – С. 89-93.
  13. Первин С.П. Дети, компьютеры и коммуникации. // Информатика и образование. – 1994. № 4. – С. 17–20.
  14. Цветкова М.С. Методические материалы по начальной школе. // Методический вестник. – 2002.   № 10/2. – С. 39–43.
  15. Шапкин А.С. Компьютерная игра: новая область психологических исследований. // Психологический журнал. – 1999.  № 1. – С. 79–82.
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 8)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела