Известно, что участие в конкурсах стимулирует профессиональное развитие учителя. Начав в 2010 учебном году подготовку к конкурсу «Мой лучший урок», я выявила ряд проблем в усвоении учебного материала учащимися моего класса. Проведя несложное тестирование учащихся, мною было установлено, что они испытывают следующие трудности при решении простых задач:
– 75 % детей затрудняются при составлении краткого условия к задаче;
– 66,6 % допускают ошибки при решении задач на разностное сравнение;
– 61,9 % допускают ошибки при решении задач на нахождение неизвестного слагаемого;
– 38,1 % допускают ошибки при решении задач на нахождение неизвестного уменьшаемого;
– 43,9 % допускают ошибки при решении задач на увеличение-уменьшение на несколько единиц;
– 34,2 % допускают ошибки при решении задач на нахождение суммы.
В результате мною был сделан вывод, что данная группа детей не готова к решению задач, потому что у них недостаточно сформировано абстрактное мышление, которое формируется вследствие образного. Стало понятно, что необходимо вернуться назад и пойти от образного к абстрактному. Но также было ясно, что ученикам 2-го класса будет просто неинтересно решать задачи на кубиках и пирамидках.

Найти наиболее эффективный способ донесения данного материала помогли труды А.В. Молоковой, доктора педагогических наук, заведующей кафедры начального образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Известно, что современные дети любят играть в компьютерные игры. Используя возможности компьютера можно:
– разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать более благоприятный климат на уроке математики;
– облегчить процесс интериоризации;
– сформировать у младших школьников переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. На экране компьютера процесс перехода от образов к символам происходит постепенно, наглядно для ребенка, что облегчает его понимание;
– заинтересовать детей в решении задач;
– сформировать культуру компьютерных игр (обследовав эту же группу детей, было установлено, что в основном они играют в «стрелялки», «бродилки», «гонялки»).

Вследствие всего вышеизложенного я сформулировала цель педагогического проекта: развитие у младших школьников умения решать простые задачи, используя информационно-коммуникативные технологии.
Для достижения данной цели мною были намечены следующие задачи.
– организация обучению решению задач с использованием компьютера, как в школе, так и дома;
– организация применения ИКТ на уроках математики;
– проведение промежуточной и итоговой диагностики, анализ результатов и своевременная коррекция.
Чтобы решить первую задачу, я провела родительское собрание. На нем рассказала результаты обследования детей, объяснила методику обучения решению задач, согласовала совместные действия по оказанию помощи детям (дополнительные занятия, работа с тренажером, консультации для родителей).

Для игр дома и на переменах я разработала тренажеры – по составлению краткого условия к задачам, по вычленению «ключевых» слов в условии задачи, по подбору решения задачи. Данные тренажеры были предложены детям по желанию. Последующее анкетирование родителей показало, что:
– всем детям понравилось играть в новую игру;
– интерес к тренажеру длился от 2 до 7 дней;
– среднее время игры – 15-20 минут в день.
Однако первый же урок с применением интерактивной доски показал, что:
Положительное | Отрицательное |
Учащиеся активизировались. Поднимали руку и участвовали в уроке даже слабоуспевающие и неуверенные в себе дети.  | После данного урока дети очень устали и не могли полноценно работать на следующем уроке. |
Был высокий эмоциональный всплеск |
Положительная оценка урока детьми |
Проанализировав результаты урока, я сделала вывод, что работать с интерактивной доской весь урок – нельзя. Использование интерактивной доски возможно только на отдельных этапах урока непродолжительное время.
Мною было принято решение – работу над задачами на уроке строить по следующему плану:
– выделение «ключевых» слов в условии задачи;
– образная демонстрация задачи;
– подбор краткой записи к условию задачи;
– поиск выражения необходимого для решения задачи.
Также тренировались отдельные этапы решения задачи. Например, во время устного счета дети подходили по одному к компьютеру и выполняли простые задания. Такие, как выделить в задачах «ключевые слова» или найти правильно записанное условие к задаче, или решение.
Через два месяца работы по данному направлению мною была проведена промежуточная диагностика. Анализ результатов показал, что:
– 68 % детей затрудняются при составлении краткого условия к задаче;
– 45 % допускают ошибки при решении задач на разностное сравнение;
– 42 % допускают ошибки при решении задач на нахождение неизвестного слагаемого;
– 20 % допускают ошибки при решении задач на нахождение неизвестного уменьшаемого;
– 22 % допускают ошибки при решении задач на увеличение-уменьшение на несколько единиц;
– 5 % допускают ошибки при решении задач на нахождение суммы.
По проведенной диагностике я сделала вывод, что направление работы выбрано верно, но говорить о решении данной проблемы еще рано.
Для усиления познавательной активности детей мною было принято решение использовать на уроках групповые формы работы (в парах и по 4 человека). Работая в парах, дети осуществляли взаимный контроль, взаимопомощь, объяснение друг другу. Группы по 4 человека выполняли творческие задания. Например: составить задачу по выражению, нарисовать задачу, придумать вопрос к задаче, и другие. Такая организация занятий, кроме обучающей цели, несла в себе еще и воспитательный аспект. Дети лучше узнавали друг друга, могли проявить лидерские наклонности, научиться организовывать других детей, научиться делиться знаниями друг с другом.

Результаты первоначальной, промежуточной и итоговой диагностики учащихся показаны на диаграмме, где:
А – это % справившихся с составлением краткого условия к задаче,
Б – это % справившихся с решением задач на разностное сравнение,
В – это % справившихся с решением задач на нахождение неизвестного слагаемого,
Г – это % справившихся с решением задач на нахождение неизвестного уменьшаемого,
Д – это % справившихся с решение задач на увеличение-уменьшение на несколько единиц,
Е – это % справившихся с решением задачи на нахождение суммы.

Проведенное исследование показало, что за четыре месяца с применением ИКТ можно достичь значительных результатов в развитии у детей умения решать простые задачи. Использование новейших компьютерных технологий помогает облегчить и ускорить процесс обучения и развития учащихся, сделать его увлекательным и интересным.

Список литературы
- Антипов И.Н. О преподавании информатики в младших классах. // Информатика и образование. – 1993. № 5. – С. 46–51.
- Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. // Вопросы психологии. – 1993. № 3. – С. 51–53.
- Белавина И.Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры. // Информатика и образование. – 1991. № 3. – С. 69–73.
- Владимирова Н.А. Дидактические игры на уроках информатики. // Информатика и образование. – 2005. № 4. – С. 48–51.
- Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры. // Информатика и образование. – 1994. № 4. – С. 63–65.
- Зубрилин А.А. Игровой компонент в обучении информатике. // Информатика в начальном образовании. – 2001. № 3. – С. 3–78.
- Камалов Р.Р. Компьютерные игры как элемент школьного курса информатики. // Информатика и образование. – 2004. № 5. – С. 76–78.
- Макасер И.Л. Игра как элемент обучения. // Информатика в начальном образовании. –2001. № 2. – С. 71– 77.
- Молокова, А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы / А.В. Молокова // Начальная школа. – 2005. – № 1. – С. 119–123.
- Молокова, А.В. Электронные учебные материалы для начальной школы : справочно-метод. пос. / А.В. Молокова, Т.В. Осколкова ; под ред. И.М. Бобко и Ю.Г. Молокова. – Новосибирск : НГУ, 2003. – 32 с.
- Молокова, А.В. Применение электронных учебных пособий в обучении младших школьников // Начальная школа. Плюс до и после – 2009. – № 4. – С. 86-89.
- Овчинникова С.А. Игра на уроках информатики. // Информатика и образование. – 2003. № 11. – С. 89-93.
- Первин С.П. Дети, компьютеры и коммуникации. // Информатика и образование. – 1994. № 4. – С. 17–20.
- Цветкова М.С. Методические материалы по начальной школе. // Методический вестник. – 2002. № 10/2. – С. 39–43.
- Шапкин А.С. Компьютерная игра: новая область психологических исследований. // Психологический журнал. – 1999. № 1. – С. 79–82.