Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96


Все статьи автора(5) Ирина Геннадьевна Астанина,

учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия № 10» Железнодорожного района
г. Новосибирска

Конспект урока «Части речи»

 

Номинация: Урок с использованием интерактивной доски

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тема урока: «Части речи»

Цель: закрепление и осмысление изученного материала.

Задачи:

  • закрепить и обобщить знания об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, предлоге);
  • формировать умения различать слова по значению и вопросам;
  • совершенствовать умения определения частей речи, умения проверки изученных орфограмм в словах, относящихся к разным частям речи;
  • воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать учебные проблемы;
  • формировать коммуникативные универсальные учебные действия;
  • способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации работы на уроке.

Тип урока: урок закрепления изучаемого материала.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, Smart Board, ПО Smart Notebook (версия 10 с дополненной коллекцией LAT 2.0), Smart-презентация, раздаточный материал, пульты Santeo.

УМК: «Планета знаний» (Русский язык: учебник для 2-го кл. четырёхл. нач. шк.: В 2 ч. Ч.2 /Л.Я. Желтовская – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 150 [2] с.).

 

Дополнительная литература:

  • Интерактивные технологии в образовании // учебно-методический комплекс // Российский государственный гуманитарный университет. – Москва, 2005. – 21 с.
  • Умные уроки SMART, изд. 2-е исправленное и дополненное. Сборник методических рекомендаций по работе со SMART-устройствами и программами. Москва, 2008. ИНЭК.
  • Розенфельд А.Б. Использование коллекции LAT 2.0 в Notebook 10 ( http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=105173&tmpl=com).

Основные понятия: части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.



План урока

Этапы

Задача

 

Длительность

 

Форма орг-ции

ПД обуч-ся

Организационный этап

 

Психологически подготовить учащихся к общению и взаимодействию в процессе приобретения новых и использования имеющихся знаний и умений.

1 мин

 

Этап определения темы урока, постановки цели

 

Учиться использовать знания и умения в нестандартных ситуациях.

 

5-7 мин

Групповая.

Этап актуализации знаний и практических умений.

 

 

 

2 мин

Групповая,  фронтальная.

Этап краткого   фронтального индивидуального опроса учащихся.

 

Закрепить и углубить знания, повысить уровень осмысления изученного материала.

 

10 мин

Групповая,  фронтальная.

Этап проведения разнообразных упражнений по формированию и совершенствованию практических умений и навыков.

Закрепить и углубить знания, повысить уровень осмысления изученного материала.

 

15 мин

Групповая,  фронтальная, работа в парах.

Этап проведения небольшой проверочной работы с последующим выставлением оценок.

Выявить  уровень осознанности полученных знаний.

7-10 мин

Индивидуальная.

 Этап подведения итогов, релаксация.

Развивать способность к обобщениям.

5-7 мин

Фронтальная.

Этап информации о домашнем задании.

Познакомить учащихся с домашним заданием.

 

1 мин

 

 

Время урока: 45 минут.

Ход урока

  Для создания презентации к уроку были взяты фрагменты коллекции интерактивных средств Lesson Activity Toolkit – LAT 2.0, созданной с использованием Flash-технологий, объекты из Галереи изображений коллекции Smart Notebook, объекты с интернет-ресурса http://images.google.ru/imghp?hl=ru.

Этап урока

Что делают

Использование интерактивных средств

 (с указанием времени)

Учитель

Ученики

Организационный этап.

Доброе утро! Сегодня на уроке мы будем работать группами, по-другому можно сказать семейками. Чем дружнее будет группа, тем сильнее будет дружба.

 

 

Этап определения

темы урока,

постановки

цели.

 

Чтобы определить тему урока необходимо разгадать ребусы, головоломки. Объединяемся в группы. Распределяем роли.

Капитаны получите задание.

Ребята в группах  выполняют своё задание. (Приложение 1).

 

 

Дети распределяют роли,

работаем в группах.

На данном этапе при работе в группах ребята развивают коммуникативные универсальные учебные действия – учаться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Одна группа развивает коммуникативные УУД, используя средства и инструменты ИКТ. При ответе на вопрос ребятам необходимо договориться между собой, кто первым возьмёт мышку, а кто устно будет помогать. Будет ли первый выполнять всё задание полностью или на определённом этапе, по договорённости, поменяются ролями.

Этап актуализации знаний и практических умений.

 

Во время работы идёт составление кластера:

  • Одному человеку от  группы необходимо выйти к доске, найти слово, которое является ответом, и  прикрепить к доске.
  • Ребята, как можно назвать все слова?
  • Группа № 6 работала на компьютере и отвечала на свой вопрос. Что у вас получилось?

Закрепите свой ответ в центре магнитной доски.

1-5 группы поочерёдно выходят к доске, находят  слово, которое является ответом, и  закрепляют на доске.

 

 

  • На какие две группы можно разделить части речи?

Закрепляем «служебные» и «самостоятельные».

  • Какие части речи относятся к служебным?
  • Зачем они нужны в русском языке?

 

  • У меня две таблицы: на одной написаны предлоги, на другой союзы. Помогите им найти свои места в кластере.
  • Сейчас я хочу посмотреть, умеете ли вы отличать союзы от предлогов. Работаем с интерактивным заданием.

 

На служебные и самостоятельные.

 

Предлоги и союзы

 

Для связи слов в предложении, а союзы ещё и для связи предложений.

 

Закрепляют.

При работе с задание также проводится работа по развитию коммуникативных УУД. Обучающиеся сами устанавливают очерёдность выхода к доске.

Этап краткого   фронтального индивидуального опроса учащихся.

 

  • Какие части речи относятся к самостоятельным?

  •  Скажите мне, по каким признакам слова русского языка разделены на части речи?
  • На какие вопросы отвечают имена существительные? Что обозначают?
  • На какие вопросы отвечают имена прилагательные? Что обозначают?
  • На какие вопросы отвечают глаголы? Что обозначают?
  • Во время опроса дополняем кластер.
  • Как вы думаете это все части речи, которые есть в русском языке?
  • А давайте отправим по электронной почте фото нашего кластера с вопросом ученикам 4 класса, что они нам ответят?

Перед вами карточка. Выпишите в первый столбик из предложенных слов, слова, относящиеся к имени существительному.

Прикрепляем таблички с названия частей речи в кластер.

По значению и по вопросам.

 

Предметы, явления природы, людей, животных, чувства.

 

 

Работает 1 группа.

Один фотографирует, другие пишут вопрос, скидывают фото, отправляют.

 

 

На данном этапе, при создании кластера, у учащихся возникает вопрос: «Все ли части речи мы изучили?» Можно, конечно, обратиться к взрослым, сидящим в аудитории, а можно и к учащимся старшего класса другой школы, отправив письмо с кластером по электронной почте. Для этого ребята в группе распределяют обязанности: первые фотографируют и скидывает на компьютер фото кластера, вторые – пишут короткое письмо с вопросом, третьи – всё это отправляют и следят за ответом. Самое главное чему учатся дети на данном этапе урока – использовать речь для регуляции своего действия.

 

 

Этап проведения разнообразных упражнений по формированию и совершенствованию практических умений и навыков.

Пока первая группа выполняет свою работу.

Мы откроем тетради, запишем сегодняшнее число, классная работа.

Напишем в первый столбик сущ, во второй – прил, в третий – гл.

 

Посмотрим задание, лежащее на столе, выполним его. (Приложение 2). Работать будем в парах. Если у вас возникнут вопросы, то можно обратиться к гостям, можно связаться по SKURE с мамой Славы Белюсова – Анной Михайловной, она тоже готова оказать помощь.

 

Проверка. По одному человеку из пары, по очереди выходят к Smart board и распределяют слова по столбцам.

В это время остальные дети работают с заданием в парах.

 

Всё в порядке? Все слова использовали?

Почему не записали не в один столбик?

Ни на один известный вопрос не отвечает, по значению не подходит. Может быть, кто-нибудь знает, что это за часть речи?

Не записали слово согласно.

 

 

 

Наречие.

 

 

А что бы этому слову не было скучно, образуем ему семейку родственных слов. Одно – существительное, другое – прилагательное, третье – глагол. Запись в тетрадь. Проверяем, какие слова получились.

 

 

При выполнении задания на данном этапе урока  ребята работают в парах. Но даже при работе в парах у них могут возникнуть проблемы. Детям может понадобиться помощь взрослых. У ребят есть выбор: они могут обратиться к гостям, могут связаться по skure с родственниками. И в том, и в другом случае необходимо уметь строить понятные для партнёра высказывания.

 

Сегодня праздник «День семьи». У разных народов мира много пословиц и поговорок придумано про семью, родителей… Я подобрала для вас самые интересные пословицы. Ваша задача выписать их в определённом порядке. Читаем  задание. (Приложение 3).

Работать будете в группах из 4 человек.

Помните, чем дружнее будет группа, тем сильнее будет дружба. Алгоритм записан у вас  на листах с заданием и на доске.

 

Проверка. При помощи объектов из Галереи изображений коллекции Smart Notebook.

 

 Этап проведения небольшой проверочной работы с последующим выставлением оценок.

Мы с вами МОЛОДЦЫ! Всё вспомнили. А теперь и знания проверить пора. Взяли в руки пульты. Включили. Думаем и отвечаем.  После ответа на последний вопрос получите оценку.

(Приложение 4).

 

На данном этапе дети должны уметь пользоваться средствами ИКТ.  При работе с системой голосования  Santeo, дети включают пульты, вводят свой порядковый номер и варианты ответов. После завершения работы и дети, и учитель видят мгновенный результат своей работы. В данном случае при ответах на вопросы теста формируется собственное мнение и позиция.

 

Посмотрим электронную почту. Пришёл ли ответ от четвероклассников. Читаем ответ.

 

 

 Этап подведения итогов, релаксация.

Как вам было хорошо, уютно, комфортно, когда вы работали в парах, группах. Если вы ощущали себя вместе со всем коллективом, то посадите пчёлку поближе к улью, если нет, то подальше, а если вам было совсем уж неуютно, одиноко, к вашему мнению никто не прислушивался, то посадите пчёлку далеко в лесу.

 

Этап информации о домашнем задании.

Развитие речи. Работа в группах. Рассказ, где пословица будет являться выводом.

Читают.

 

 

 

 Приложение 1.

Задание для первой группы.

Сопоставьте прямоугольники и определите слово.

 

Г

Л

А

Т

Е

В

Д

Л

О

С

Г

Т

Л

Ь

Н

О

П

У

А

Щ

Г

М

А

Е

Р

И

Л

Е

П

Т

Р

Е

 

 

 

–>

–>

 

 

 

 

 

 

 

 

–>

–>

–>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

–>

–>

 

 

 

 

 

 

 

Задание для второй группы.

Внимательно посмотрите на таблицу.

Мысленно зачеркните непарные звонкие согласные

(по звонкости и глухости).

 

Л

М

С

Й

О

М

Л

Н

Ю

З

 

Задание для третьей группы.

Внимательно посмотрите на таблицу.

Найдите закономерность и разгадайте слово.

 

 

 2

1

0

4

1

1

5

1

3

7

2

5

1

4

9

3

1

1

6

8

Ь

Е

Е

С

Е

Н

В

У

С

О

Т

Щ

Л

Т

И

 

Задание для четвёртой группы.

Внимательно посмотри на ребус.

Отгадай слово.

 

 

 

Задание для пятой группы.

Вы сможете отгадать слово, если внимательно посмотрите на код.

 

 

П

Р

Е

Л

Л

Г

Г

П

Р

И

Д

А

О

А

 

Приложение 3.

Распределите слова в три столбика.

Совет, согласно, помогать, крепкая, семья, большая, мудрая, любит, понимать, бабушка.

 

Приложение 2.

Прочитайте. Объясните смысл пословиц. Напишите их, ориентируясь на отсутствующие части речи в следующем порядке:

  1. Пословицы, в которых нет имён прилагательных;
  2. Пословицы, в которых нет глаголов;
  3. Пословицы, в которых нет предлогов.
  4. Закончите упражнение пословицей, в которой есть все перечисленные части речи.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Для внука дедушка – ум, бабушка – душа.

В х…рошей с…мье и дети х…рошие.

Согласную с…мью и горе (не)берёт.

В недоброй с…мье д…бра (не)бывает.

Р…дителей чти, (не)собьёшься с правильного пути.

 

Приложение 4.

 

 

 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 40)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела