Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96


Антонина Александровна Челак,
учитель информатики
МБОУ «Гимназия № 1» Центрального района г. Новосибирска

Новосибирские олимпиады и конкурсы для юных программистов – знатоков Лого

Последние годы в жизнь учеников, увлекающихся информатикой и программированием всё активнее входят всевозможные конкурсы и олимпиады.

В статье обобщён опыт организации и проведения олимпиад и конкурсов по программированию на языке Лого для учащихся 3-7-х классов г. Новосибирска и Новосибирской области.

Сегодня в эпоху информационных технологий большое внимание уделяется подготовке кадров в области информатики и программирования. Основы Новосибирской школы программирования были заложены много лет назад академиком Андреем Петровичем Ершовым. С тех пор обучение талантливой молодежи является одной из приоритетных задач.

Информатика молодеет. Ещё 20 лет тому назад с основами программирования знакомили лишь студентов вузов. Сегодня предмет в обязательном порядке преподают учащимся старших классов. Кроме того, многие школьные учителя понимают необходимость развития алгоритмического мышления и начинают учить детей основам алгоритмизации с начальной школы.

Значимыми становятся методические вопросы: как учить, какие языки выбрать, какие задачи предлагать детям. Опираясь в педагогической деятельности на средних учеников, учителя не хотят выпускать из вида и детей, одарённых в области программирования.

Язык программирования Лого, разработанный профессором Массачусетского технологического института Сеймуром Пейпертом, уже многие годы является превосходным инструментом для решения всех перечисленных выше методических задач. Лого-среда сочетает в себе тщательно продуманный, богатый процедурный язык программирования, обаятельного исполнителя Черепашку, графику, богатейший задачный материал и безграничные возможности для детского творчества. Лого лучше других языков программирования соответствует психологическим особенностям детей возраста 10-12 лет.

С каждым годом растёт количество школ города и области, в которых учителя информатики берутся за обучение Лого-программированию, тем самым всё больше талантливых учащихся заинтересовываются Лого. Именно они и составляют интеллектуальную основу на Лого-олимпиадах и конкурсах.

В образовательном пространстве Новосибирской области сформировались свои традиции проведения олимпиад и конкурсов по информатике для учащихся основной школы. Большинство этих мероприятий имеет статус региональных.

Институт систем информатики им. А.П. Ершова СО РАН с 2001 года проводит Региональную командную олимпиаду совместно с Высшим колледжем информатики НГУ. В процессе развития эта олимпиада разделилась на две: ИСИ им. А.П. Ершова СО РАН в марте организует командную олимпиаду для учеников 3-7 классов (school.iis.nsk.su/logo), а ВКИ с 2005 года – личное первенство в рамках Регионального открытого конкурса по информатике и программированию, включающее заочный и очный туры, конкурс домашних разработок (www.ci.nsu.ru). С 2004 года ИСИ СО РАН ввёл в практику заочную олимпиаду, задания которой в преддверии Нового года размещаются на сайте Летней школы юных программистов school.iis.nsk.su.

Городской центр информатизации «Эгида» с 2009 года проводит открытый городской конкурс «Триатлон по программированию для учащихся 5-6 классов в средах Лого, Муравей и Scratch» (game.nios.ru). Конкурс включает в себя работу в трёх средах по трём направлениям:

  1. Обучение алгоритмическим основам программирования, поддержанные применением в обучении исполнителя «Муравей».
  2. Получение начальных навыков процедурного программирования в среде Лого.
  3. Включение в проектную деятельность в объектно-ориентированной среде Scratch.

«Триатлон» проводится в два тура: off-line и on-line. Первый тур включает три этапа, на каждом из которых учащиеся выполняют задания дистанционно и решения загружают для проверки на сайт game.nios.ru. По итогам первого тура в соответствии с рейтинговой таблицей формируется группа финалистов. Второй тур проводится в режиме on-line в мае в течение 3 часов.

Для одних участников конкурс предоставляет возможность подтвердить умения во владении языком Лого, для других – впервые попробовать свои силы в программировании.

Завершает годовой цикл личная олимпиада по программированию на языке Лого для учеников 5-7-х классов.

Идея проведения личного первенства по программированию на языке Лого принадлежит Неле Андреевне Ким – преподавателю кафедры ИТ в образовании НИПКиПРО. Благодаря её усилиям была собрана команда единомышленников, составлены задания, разработан алгоритм проведения олимпиады, впоследствии доказавший свою эффективность.

Начиная с 1999 года и по сегодняшний день, базовой площадкой проведения олимпиады является гимназия № 1, а я – её бессменный координатор. Постоянная связь с образовательными учреждениями города, в которых обучают программированию на Лого, своевременное оповещение учителей и учеников о сроках проведения и правилах участия, обеспечили олимпиаде популярность и массовость. И это несмотря на всевозрастающую степень сложности заданий, разработкой которых занимаются преподаватели и студенты НГУ.

За годы своего существования олимпиада несколько раз меняла свой статус. С 2006 года олимпиада является составной частью городской межпредметной олимпиады «Золотая середина». В 2010-2011 учебном году учредителем «Золотой середины» стало Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, а олимпиада приобрела статус региональной.

Программа олимпиады включает следующие этапы:

  • решение олимпиадных задач (теоретический и практический туры);
  • конкурс Лого-проектов.

Выполнение заданий теоретического тура проходит в учебных аудиториях без использования компьютеров. Продолжительность тура – 20 минут. Задания составлены в виде тестов, что позволяет жюри оперативно выполнить проверку и допустить победителей к участию в практическом туре (10-12 человек от параллели).

Для решения задач практического тура в компьютерных классах гимназии каждому участнику предоставляется персональный компьютер. Продолжительность тура – 1,5 часа.

Задания практического тура состоят из нескольких графических задач разной сложности. Участникам тура необходимо написать программы на языке Лого для рисования на экране предложенных в задании картинок. В случае если учащийся досрочно справился с работой, время сдачи файлов фиксируется, и жюри может предоставить дополнительные задачи.

 

 

В 2005 году впервые в рамках олимпиады был проведен конкурс Лого-проектов. На конкурсе представляются предварительно зарегистрированные в оргкомитете домашние разработки, в которых использованы мультимедийные возможности среды ЛогоМиры. Наибольший интерес школьники проявляют к созданию собственных игр, познавательных программ, развлекательных видеоклипов.

Защита проектов происходит в актовом зале гимназии в форме конференции. Авторы, со свойственной их возрасту живостью и непосредственностью, демонстрируют свои работы и отвечают на вопросы аудитории. Это положительно влияет на эмоциональный фон олимпиады, способствует вовлечению заинтересовавшихся детей в творческую деятельность.

Если первые годы перед организаторами стояли задачи расширения круга школ-участниц, оповещения учителей и привлечения внимания к олимпиаде, то сейчас круг задач изменился. Необходимо обеспечить участников и их учителей методическими материалами, обобщить опыт учителей, чьи ученики стабильно показывают высокие результаты. Это позволит повысить уровень олимпиады и снизить стрессовость ситуации для детей.

Первым шагом в этом направлении стал выпуск сборника задач [1]. Во вступительной статье подробно рассказывается об истории и традициях олимпиады, алгоритме проведения, приводятся статистические данные, включена справочная информация. Проанализированы типы задач, предлагаемых на олимпиаде, уделено внимание методическим вопросам.

Обобщая многолетний опыт проведения городской межпредметной олимпиады «Золотая середина», был подготовлен и издан ещё один сборник. В пособии [2] не только собраны и структурированы задачи всех олимпиад, начиная с 2005 года, но и приведены ответы и решения.

 

 

Оба сборника, безусловно, будут интересны и полезны учителям информатики, работающим с детьми 10-12 лет, самим ученикам в качестве задачника и «решебника». Они позволят расширить круг школьников, пробующих свои силы в олимпиадном движении, набирающих олимпиадный опыт.

В перспективе планируется ведение дистанционного курса «Лого-олимпиады для больших и маленьких» в системе дистанционного обучения Новосибирской области, серия семинаров и разработка методических материалов для учителей информатики по Лого-программированию.

 

Литература:

  1. Ким Н.А., Соседкина Н.В., Челак А.А. Новосибирская олимпиада по Лого-программированию. Личное первенство. – Новосибирск: ОблЦИТ, 2008. – 89 с.
  2. Новосибирская олимпиада «Золотая середина». Сборник заданий естественнонаучного цикла и информатики / авт.-сост. Л.В. Ващенко, А.А. Челак, Е.М. Арчибасова, Т.В. Серебрянская, О.В. Авдеева, Н.В. Соседкина. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2010. – 97 с.
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 30)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела