Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96


Все статьи автора(4) Светлана Михайловна Зуенок,
заведующая библиотекой МБОУ СОШ № 7
Дзержинского района г. Новосибирска

Последний полет Юрия Гагарина

Библиографический обзор-расследование.

Целевая аудитория: 10-11 классы.

Цель: привлечь внимание учащихся к изучению биографии космонавта, чтению литературы по истории освоения космоса, авиации.

Пояснительная записка.

Выбор одного из самых необычных фактов биографии Юрия Алексеевича Гагарина неслучаен.

Загадочные обстоятельства гибели космонавта № 1  не оставляют равнодушными уже многие поколения людей. Мною была сделана попытка систематизировать разные версии гибели Юрия Гагарина, опубликованные в периодической и непериодической печати разных лет. Тайна остается неразгаданной, у старшеклассников появляется масса вопросов, желание узнать истину, сделать собственные выводы.  Изучая проблему, они обращаются  к широкому кругу вопросов: к истории полета в космос,  устройству самолетов, особенностям полетов самолетов разных типов, читают литературу по  уфологии, используют справочную литературу по технике, медицине и т. д. Целью мероприятия является также формирование информационной культуры и навыков самостоятельного поиска информации по различным источникам. 

Мы уже перестали считать, в который раз человек полетел в космос. Но тогда это был самый первый незабываемый день. Весь мир слушает радио, нашу столицу. Жители Новосибирска тоже помнят этот день. Текли ручьи и около киосков «Союзпечать» выстраивались огромные очереди, чтобы купить свежий выпуск с новостями о полете человека в космос. Его, наверное, знает весь мир. Это Юрий Алексеевич Гагарин, первый космонавт планеты Земля. И если на рассвете 12 апреля его знал лишь ограниченный круг людей: родные, друзья, сослуживцы, то к полудню это имя стало близким и знакомым для жителей всей планеты. Он был всеобщим любимцем. Его портреты висели в Нью-Йоркской гостинице и на полярной станции. Его именами называли детей, и даже цветы. Голландцы вывели новый сорт тюльпанов и переслали в посылке. Тюльпаны были названы в его честь.

Корабль «Восток», как потом утверждали эксперты, был плохой моделью. Два раза на корабле возникали внештатные ситуации, в результате которых Юрий Алексеевич мог просто погибнуть. Малейшие просчеты в расчете конструкции могли привести к тому, например, что корабль мог улететь за орбиту и никогда больше не вернуться, мог сгореть в плотных слоях атмосферы. Правительство готовило три сообщения. Первое на случай удачного приземления, второе на случай неудачного и третий на всякий другой непредвиденный  случай.

Но корабль с Юрием Гагариным на борту, пробыв в космосе 108 минут, удачно приземлился на Землю.

Казалось, что теперь, на земле, с ним уже ничего не может случиться.

Был обычный рабочий день 27 марта 1968 года, когда по телевидению и радио передали печальное сообщение о том, что в учебно-тренировочном полете при невыясненных обстоятельствах погибли два летчика – Юрий Гагарин и Владимир Серегин. Каждый невольно воскликнул: «Не может быть!». Для всех, знавших Юрия Гагарина (а его знал весь мир), это был шок. С этим трудно было смириться. Каждый задавал один вопрос: «Почему в несложном учебно-тренировочном полете погибли два таких классных летчика».

Для анализа всех обстоятельств полета и катастрофы были созданы авторитетные комиссии. Брошены самые квалифицированные кадры.

Должен ли был лететь Гагарин?

Оказывается, вопрос о запрещении полетов ставился руководством страны. Гагарина хотели сохранить как живую легенду, как первого космонавта планеты Земля. Но ответ на этот вопрос дал сам Юрий Алексеевич Гагарин. Он сказал, что не хочет быть пьедесталом, живым монументом, а поэтому продолжал летать и прыгать с парашюта.

Роковое утро 1968 года.

Вспоминает Мария Ивановна Калашникова, сестра жены Юрия Алексеевича:

«В семь часов я попросила Леночку разбудить папу. Но он уже не спал, лежал и думал о предстоящем дне. Потом встал, побрился, поиграл с Леночкой, сделал зарядку, принял душ.

В 7.40 пошел в столовую завтракать. Но вскоре вернулся. На вопрос «Что случилось?» ответил – «Да эту, чертовку книжечку забыл», так он назвал пропуск. С этими словами ушел… и больше не вернулся».

Самолет, на котором совершал свой полет Юрий Гагарин и Владимир Серегин был УТИ МИГ-15 с бортовым номером 18.

Чтобы понять следующие события, приводим данные о самолете. УТИ МИГ-15 представляет собой учебно-тренировочный дозвуковой истребитель с одним турбореактивным двигателем.

В носовой части фезюляжа расположены две герметичные кабины: (обучаемого первая и инструктора вторая). Обе кабины оборудованы катапультируемыми сиденьями и фонарями. В случае аварии сначала сбрасываются фонари с помощью дублируемых механизмов и только после этого катапультируются сиденья. Катапультирование производится каждым членом экипажа самостоятельно.

Инструктор располагается в задней кабине, обучаемый в передней. Инструктор в случае надобности корректирует действия ученика и исправляет ошибки, если они возникают.

Самолет УТИ МИГ-15 довольно легко выводится из штопора, однако, для этого необходимы достаточный запас времени и высоты.

12 минут, которые потрясли мир.

После прохождения всех необходимых формальностей (в том числе и самого тщательного медосмотра), Гагарин и Серегин осмотрели машину, расписались в журнале и заняли места в кабине: Гагарин – в передней, Серегин – в задней.

После этого начался радиообмен между Юрием Гагариным с позывными – 625-й и руководителем полета.

10.18.50. Взлет с аэродрома Чкаловский в районе космического городка «Звездный».

10.25.50. Занятие зоны на высоте 4200 метров над землей, где Гагарин приступил к выполнению задания.

10.30.10. Последние переговоры с руководителем полета.

– 625 задание в зоне 20 выполнил, прошу разрешения на курс 320.

– 625-й, разрешаю.

– Понял, выполняю.

Это были последние слова Гагарина, которые запечатлела магнитофонная пленка. Дальнейшая связь с ним прервалась, на вызовы руководителя полета он больше не отвечал.

Через минуту оба летчика погибли, что случилось за эту минуту?

Расследование 1968 года.

Не имеет равных по глубине выполненных работ.

Комиссия ставила своей задачей:

1. Выявить: не произошел ли взрыв, пожар, отказ техники.

2. Возможное столкновение в воздухе, либо опасное сближение с каким-либо объектом: (шаром-зондом, птицей, либо другим самолетом).

3. Медицинское обоснование состояния летчиков.

4.  Выяснить картину происшедшего.

1. Для выявления отказа техники был организован такой сбор всех деталей, узлов, агрегатов, что на исследование поступило 95% от всей массы пустого самолета.

Когда доставленное было выложено в ангаре по контуру и сравнено с поставленным рядом исправным самолетом такого же вида, то можно было с уверенностью сказать, что взрыва, пожара на борту, отказа техники не было. Особенно тщательно проверялись все системы жизнеобеспечения экипажа (кислородного оборудования, регулирования давления в кабине) и средств покидания самолета (парашютов, средств катапультирования и т.д.).

2. Нужно было выяснить: разрушилось ли остекление кабины в полете, например, от столкновения с птицей или другим объектом или разбилось вследствие удара о землю. Суть исследования состояла в том, что были собраны все осколки от разрушенного фонаря. И только потом специальными методами были изучены все сколы (их было более тысячи). Характер сколов различен в зависимости от того, при каком разрушении он образуется.

Для разбора версии о возможном столкновении с птицей, шаром-зондом трижды большие подразделения солдат прочесывали близлежащую территорию в поисках останков птиц или иных поврежденных предметов.

И эта версия была исключена.

Черные ящики САРП в то время отсутствовали.

Особое место при проведении исследований занимали показания времени, зафиксированные на бортовых часах и часах Гагарина. Именно эти показания позволяют установить момент катастрофы. Именно при выполнении этих исследований возникла неожиданная трудность. На руке Гагарина были шведские часы  SUPER  AUTOMATIK редкой модификации.

Чтобы восстановить показания времени по заклиненному положению деталей, нужны были аналогичные исправные часы той же марки. Но найти подобные часы ни в московских магазинах, ни в мастерских по ремонту не удавалось. Не помогло и обращение в шведское посольство. Однако вскоре такие часы были даны во временное пользование Германом Титовым. Он их получил в подарок одновременно с Юрием Гагариным.

3. Следующий круг вопросов касался состояния здоровья летчиков в момент катастрофы. Он был выяснен на основании исследования останков пилотов. Анализ показал, что пилоты не успели испугаться, так как не выделился в кровь адреналин. (Адреналин образуется в  надпочечниках человека при испуге. Время запаздывания реакции организма составляет 2- 3 секунды).

Анализ выявил, что ни следов отравления, алкоголя, барбитуратов в крови обнаружено не было.

По магнитофонной записи проанализирован характер речи Гагарина. Динамика его частотного спектра свидетельствовала о нормальном состоянии. Речь была спокойной и размеренной.

В каких позах находились летчики перед ударом, свидетельствовали отпечатки рук и ног. Экипаж был работоспособен до конца.

Выводы официальной комиссии 1968 года.

Самолет УТИ МИГ-15 номер 18 с Гагариным и Серегиным на борту совершал полет на высоте 4000 метров над землей. В результате возникновения внештатной ситуации между двумя слоями облаков сорвался в штопор и под большим углом 51градус, это видно по срезу берез, врезался в землю. Это случилось в условиях плохой видимости. Нижняя кромка облаков составляла 300 метров над землей.

Чтобы вывести самолет из штопора, им не хватило 200-300 метров и несколько секунд времени. 30 томов с материалами расследования советское руководство засекретило и похоронило в архивах. Ни одна из версий не была доказана окончательно. Остались многочисленные вопрос и вот только два из них.

1.  Почему два опытных летчика не смогли вывести из штопора или пикирования достаточно послушный в управлении самолет, который к тому же был в исправном состоянии?

2. Почему молчало радио, хотя оба летчика отличались дисциплинированностью, ведь достаточно было просто нажать кнопку, сделать хотя бы вскрик.

Все это породило массу мифов о гибели Ю. Гагарина.

И вот эти мифы.

Голованов Я.

Грустные мифы о Юрии Гагарине.

// Комсомольская правда. – 1993. – 27 марта.

1миф. Гагарина посадили на допотопный самолет, который развалился в воздухе.

Возражение: Действительно, МИГ-15 разрабатывался в конце 40-х годов, однако, этот самолет был на тот момент самым лучшим учебно-тренировочным самолетом.

2 миф. Не сработали катапульты.

Из заключения комиссии: Попытки катапультироваться не предпринимались.

3 миф. Произошло столкновение с другим объектом.

Версия не подтвердилась.

4 миф. Погибли от собственной неумелости, не справились с управлением.

Возражение: Оба пилота готовы были выполнить более сложные задания по пилотированию. Юрий Гагарин не имел ни одного замечания по пилотированию. Серегин был вообще летчиком экстракласса.

Но ведь они погибли. Почему они погибли?

Все печатные версии можно разделить на три группы:

1. Первая группа статей: Медицинская версия.

2. Вторая группа статей: Уфологическая версия.

3. Третья группа статей. Опасное сближение на высоте.

Итак, первая группа статей. Медицинская версия.

Малкин В., доктор медицинских наук. Почему погиб Гагарин?// Чудеса и приключения. – 2000. – № 8.

Автор считает, что Юрий Гагарин погиб из-за ошибки пилотирования. Автор ссылается на то, что после длительного пилотирования Юрий Гагарин профессионально не был готов управлять самолетом в осложненных метеоусловиях. Поэтому наиболее вероятной Малкин считает версию медицинскую. Согласно ей, Гагарин ориентировался в полете, полагаясь на непосредственные ощущения, которые у него возникали. А они могли оказаться ложными. В таком случае летчик путает направление, в котором движется самолет. Кроме того, летчик теряет визуальные ориентиры, в которых движется самолет. Следуя иллюзорным ощущениям, перепутал верх и низ. Вместо того, чтобы пробить облачность и направить самолет вверх, он направил самолет вниз после чего произошло сваливание в штопор. Это и привело к падению самолета.

Хочется возразить автору: рядом был инструктор Серегин.

Еще одна медицинская версия и ее автор:

Покаржевский А.В., ведущий авиаконструктор ОКБ им. Лавочкина.

Гибель космонавта № 1.//Свет. Природа. Человек. – 2000. – № 10.

Не было никаких  осложнений до вхождения в зону в районе г. Киржач. Внезапно Серегин почувствовал недомогание, а именно он после выхода из зоны пилотировал самолет. В то же время Гагарин не смог вовремя оценить обстановку.

Для сердечного приступа характерна такая картина: резкая нехватка воздуха, боль в груди, потеря сознания. Человек при этом резко подается вперед, в данном случае с зажатой ручкой управления. Этот неожиданный маневр, перевод самолета в пикирование Гагарин не понял сразу, тем более, что не он пилотировал самолет. Радио не работало, так как было переключено на Серегина, а переговорка молчала. Через какие-то мгновения Гагарин понял, что с Серегиным что-то произошло. Дальше полет был управляемым. Самолет то уменьшал угол пикирования, то его увеличивал. А над самой землей самолет до последнего пытался выровнять траекторию. На жестко спаренном самолете у «легковеса» Гагарина не хватило сил вывести самолет из пикирования на горизонтальный полет: как только он брал ручку на себя, возрастала перегрузка на ручке в задней кабине от навалившегося тела Серегина, зажавшего ручку. Бросить самолет с Серегиным и катапультироваться Гагарин не мог по складу своего характера. К моменту падения самолета Серегин был жив, но в тяжёлой коме. Поэтому, считает автор статьи, причиной гибели космонавтов является тяжелый сердечно-сосудистый приступ Владимира Серегина.

Несколько версий крушения самолета рассматривает в своей статье Хазанович Константин.

Хазанович Константин. Загадочные обстоятельства гибели Юрия Гагарина.//Чудеса и приключения. – 1999. – №3. – с. 24-27.

Одна из версий: медицинская.

Автор задает вопрос: Что помешало Гагарину и Серегину полностью выполнить задание? Одной из причин он так же считает ухудшение самочувствия Серегина. Серегин скорее всего перестал отвечать по переговорному устройству. Оберегая честь товарища, Гагарин попросил разрешения на выход из зоны, не сообщив причину внезапного прекращения выполнения задания. Итак, причина прекращения летного задания до сих пор не ясна.

Затем автор переходит к другой версии катастрофы: уфологической.

В официальном расследовании есть такое противоречие: «вроде бы летчики выводили самолет из пикирования – штурвал находился в 15 градусов на вывод… А дальше следует загадка: турбина  в момент падения выдавала 11000 оборотов минуту. (По другим данным 9-10 тыс.) Следовательно, самолет падал на полном газу. Скорость в момент падения составляла 690 км/ч. Таким образом, есть основания предполагать, что оба летчика были без сознания. Такое предположение подкреплялось одним существенным обстоятельством: оба летчика не испытали перед гибелью чувства страха. Об этом свидетельствуют результаты анализов на адреналин, которые проводились в институте Авиационно-космической медицины. ЧП оказалось для них внезапным. Одно из двух, считает автор статьи, или они находились к этому моменту без сознания, или же…

Автор высказывает уфологическую версию происходящего. И эта версия имеет под собой основание. В процессе опроса местных жителей выяснилось, что гибель самолета Гагарина связана со светящимся шаром. Который наблюдался незадолго до аварии в том же районе. Эта информация, вероятно, или была засекречена, или ей не придали должного значения.

К уфологической версии склоняется и Иван Богатырев.

Богатырев И. Тайна ли?//Сибирская газета. – 1999. – № 47.

Вот о чем свидетельствуют многочисленные показания очевидцев. Жительница села Покров Анна Григорьевна Ярцева шла утром 27 марта 1968 года к своей подруге в село Воскресенское через лес. Неожиданно она увидела в небе шарообразный сгусток света, испускающий белые лучи. Анна Григорьевна испугалась, упала на снег и закрыла голову руками. Когда женщина лежала на снегу, она услышала оглушительный взрыв. Только на следующий день она узнала о гибели первого космонавта.

Другим очевидцем трагедии стал житель деревни Заречная Собинского района Владимирской области Николай Борисович Осипов. Утром 27 марта он трудился на лесоразработках недалеко от деревни Новоселово. Между десятью и одиннадцатью часами он увидел, как по небу пролетела, по его выражению «светящаяся чертовщина». Вскоре над лесом промелькнул силуэт самолета, раздался взрыв.

Можно предположить следующую версию происшедшего. После того, как Гагарин и Серегин легли на обратный курс, в районе маневра появился неопознанный летающий объект.

Попав в силовое поле НЛО, самолет Гагарина сорвался со своей траектории и попал в штопор. Видимо, в результате парализующего действия силового поля НЛО, летчики не смогли управлять самолетом и катапультироваться.

В журнале «Чудеса и приключения» опубликована статья.

Воробьев В.Н. Неужели все-таки НЛО?//Чудеса и приключения. – 1998. – № 10.

И вот еще одно интересное наблюдение.

Справцев А. Штопора не было!//Комс. Правда. – 2003. – 27 марта.

– Я на месте падения самолета Гагарина три месяца прожил. И обломки собирал, и делал имитацию полета самолета.

На вопрос: «У вас есть своя версия происшедшего?», ответил:

«По данным комиссии, самолет упал под углом 51 градус, скорость при падении составляла 690 км/ч, обороты двигателя составляли 11 000 оборотов в секунду. Так вот это полный газ. Такие параметры характерны для горизонтального полета. Но ведь первое, что делает летчик, входя в крутое пике, снижает обороты двигателя. Вывод? Что-то случилось сразу же после доклада о курсе и высоте. Что-то такое, после чего они не смогли пилотировать самолет».

Как и другие авторы, Справцев считает, что оба летчика были без сознания. Могло ли такое случиться?

И вот статья: Синяков А. Никто Гагарину не шепнул: «Не торопись…» и он погиб!//Росс. Газета – 1995. – 3 августа.

Синяков рассуждает: Земля с ее растительным и животным миром существует в особом, уникальном пространстве. Его называют по-разному: физический, космический вакуум. Но главное – пространство это не пустое. Оно заполнено нематериальной полевой энергией. Для него характерны два свойства: колебательность и энергетичность. Все частицы в пространстве находятся во взаимодействии. Но видимо от расположения планет – центров тяжести во Вселенной, происходит усиление взаимодействия частиц в какой-либо локальной области. Этот эффект назван локальный геофизический резонанс. ЛГР (кратко).

Оказалось, что именно геофизический резонанс оказывает  мощное воздействие на процессы в природе, технике, в живых организмах. Человек также обладает довольно сложной молекулярно-ядерной структурой. Есть очень неблагоприятные частоты, которые приводят к изменениям в организме. Человек в это время цепенеет, иногда теряет сознание.

Компьютерный анализ показывает, что в районе г. Киржач сложилась очень сложная с точки зрения ЛГР обстановка.

Нет сомнений, что причиной катастрофы послужило полное временное отключение сознания пилотов от процессов пилотирования. Появление НЛО в зона ЛГР закономерно, т.к. происходит возбуждение физического пространства, проявляющегося свечениями.

Но и эта версия не имеет достаточных доказательств.

Три правительственные комиссии были созданы, две рабочих. Но была еще одна, о которой знали немногие. Ее возглавлял один из руководителей КГБ Николай Душин.

Статья: Павлов А. Гагарина подставили российская безалаберность и разгильдяйство. //Комс. правда. – 2003. – 27 марта.

И вот доклад капитана разведки Маркина: «Мною опрошен офицер летной службы подполковник Ш. Он своевременно не произвел радиолокационную разведку погоды,  которую должен был делать за 30 мин. до вылета самолета-разведчика. Данные о разведке погоды Ш. внес после катастрофы. Пилотов могли дезориентировать данные о высоте облачности. Когда истребитель кувыркался между слоями облаков, летчики были уверены, что у них есть еще достаточный запас высоты. Оказалось, что запаса нет».

Нелепая причина, но и так могло быть.

Для того, чтобы обратиться еще к одной версии, хочу обратиться к книге Белоцерковского Сергея Михайловича, друга, научного руководителя Юрия Алексеевича.

Белоцерковский С.М. Гибель Гагарина: Факты и домыслы. – М.: Машиностроение, 1993.

И вернуться к статье Константина Хазановича «Загадочные обстоятельства гибели Ю. Гагарина», о которой я уже упоминала в этом обзоре.

Версия: «Попадание в спутный след другого самолета».

Дело в том, что за полетами самолетов следит радар. За полетом самолета Гагарина тоже следил радар. При расследовании происшедшего выяснилось следующее:

    В 10.30 после ухода летчиков со связи руководитель полетов не проявлял особого беспокойства, так как метка продолжала ползти без всяких перерывов по экрану. Руководитель полетов подумал, что у Гагарина неисправна рация.

С другой стороны руководитель должен был обратить внимание на то, что самолет пошел не совсем тем курсом, что было запланировано – 320 градусов на юго-запад. Вместо этого метка поползла на север и только в 10.32 поползла в нужном направлении. Однако, это обстоятельство не вызвало тревоги у руководителя полета, тем более, что в 10.33 самолет уже вышел на юго-западный курс, как и было запланировано заданием. В течение последующих десяти минут руководитель полета вызывал:

– 625-й, 625-й.

Но ответа не последовало. А метка все так же продолжала двигаться на юго-запад. И только в 10.42 она исчезла. Вот тут-то и разволновался руководитель полетов. Метка исчезла в 10.42, а самолет Гагарина разбился в 10.31. Тогда какой же самолет сопровождал радар?

В дни напряженных поисков очевидцев были найдены два плотника. Они заявили, что между 10 и 11 часами видели низко летящий самолет. Показали фотографию самолета Гагарина. Ответ был отрицательным. Тот самолет был с острым носом.

Еще в 1968 году комиссия установила: в данном районе пролетал самолет СУ-15 с бортовым номером 36, стартовавший с аэродрома Раменское.

И вот версия, которую отстаивает космонавт Алексей Леонов: гибель самолета Гагарина связана с близким прохождением от него истребителя СУ-15.

Облачность была столь плотной и низкой, что пилот СУ-15 не мог видеть самолета Гагарина. Проходя мимо на сверхзвуковой скорости, СУ-15 неминуемо должен был его перевернуть. После падения  УТИ МИГ-15 оператор локатора не заметил подмены и продолжал провожать СУ-15.

Что заставило летчика, пилотировавшего СУ-15, допустить вопиющие нарушения полета и вторгнуться в эшелон полета 625-го снизившись  с 10000 м высоты до 300-400м, ниже приземного слоя облаков ( а именно это видели очевидцы). Вероятно, этому способствовали какие-то обстоятельства, какие именно? Странно, что именно это направление расследований было приостановлено. Почему? И почему мы до сих пор не знаем, кто пилотировал СУ-15. Ведь показания летчика сыграли бы решающую роль в расследовании гибели космонавта № 1. Кому важно скрывать эти исключительно важные данные? Задает вопросы А. Леонов, К. Хазанович и С. Белоцерковский.

Прежде чем расставить все точки над i, обратимся к одной из глав книги С.М. Белоцерковского

Случайность или закономерность?

Один из любимых мотивов русской сказки: Путь добра молодца в высшее общество, превращение Иванушки в цари. Но вот каково Иванушке в этом высшем обществе?

Гагарин был действительно  создан мечтою народа. Подходил под все идеалы. И, что интересно, в первозданном, неиспачканном виде. Вернувшись из космоса на землю, Гагарин побывал не только на светских приемах, среди лидеров различных государств. Он хорошо знал по личному опыту, жизни  своих близких, все тяготы жизни простого народа.

После полета в космос у него искали защиты, он столкнулся с огромным потоком человеческого горя.

И в самый последний визит к матери, он изливал ей свою душу:

– Все так сложно, я боюсь мама, я боюсь…

Она решила, что его хотят сжить со света.

«Может его и Серегина убили, а потому ничего и не сказали людям?»

Как знать? Замеры показали, что им не хватило 200-300 метров высоты и 2-3 секунд времени. И была бы такая долгая жизнь. В авиации, как и в космонавтике, простых полетов не бывает.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 8)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела