Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96


Валентина Григорьевна Кизнер,
учитель технологии МБОУ СОШ № 177
Дзержинского района, г. Новосибирска

Конкурсное движение как инновационный фактор развития образования

 «Если я больше могу и хочу, то я больше знаю».

 

В XXI веке главное качество человека есть готовность учиться, глобальное преобразующее мышление, терпимость к отличающемуся, культурная компетентность и грамотность. Возрастает значение культуры человеческого общения, этичности и эстетичности. Для успеха человека необходимы стремление, желание, и умение. Важность технологической культуры молодёжи в настоящее время признаётся во всём мире.

Современные технологии в образовании – конкурс знаний, умений, навыков, позволяют заинтересовать учеников своим предметом. Пример тому – раздел «Работа над творческим проектом».

Побуждение учащихся к самостоятельности в приобретении знаний и умений при выполнении практических работ, учитывая индивидуальные особенности, направлено на укрепление трудовой дисциплины, развитие профессиональных интересов, аккуратности, точности, трудолюбия, ответственности, и других нравственных, а также волевых качеств.

Оно может быть значительно развёрнуто во времени и проводиться как в классе, так и во внеклассных условиях.

 

 

Предлагаю опорную схему проекта урока.

Предмет: Технология.

Раздел: Творческий проект.

Тема урока: «Конкурс знаний, умений, навыков творчества».

Класс:

Продолжительность урока: 45 мин.

Тип урока: обобщения, закрепление материала.

Ведущие методы: развивающие, игровые.

Организация деятельности учащихся: индивидуально-групповая.

Методическая цель: Отработка приёмов деловой игры.

Цели урока:

     – воспитательная (воспитание сотрудничества, коммуникативности);

     – обучающая (научиться оценивать работу товарищей, защищать, отстаивать свою точку зрения);

     – развивающая   (отрабатывается словесная речь, развивается мышление, память).

Критерии уровня формируемых ЗУН.

 

Знать

Уметь

Этапы выполнения проекта.

Выделение задачи, исследование,

отбор наиболее удачных идей

планирование, моделирование- конструирование, технология выполнения изделия, безопасные приёмы, требования к качеству выполнения изделия, оформление

документации, защита проекта.

 

Сбор информации, изготовление

эскизов, выполнение рекламы,

оформление проекта. Демонстрация

работ в области процессуальных

умений. Осмысление и обсуждение

своих действий.

 

 

Структура урока.

№ п/п

Наименование этапа

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1.

Организационный момент (подготовка деловой игры).

 

Цель урока: научиться

«защищать», представлять свои работы. Обоснование задачи, план деловой игры. Содержание ситуации, характеристика действующих лиц, инструктаж. Определение режима работы (регламента). Правила. Материальное обеспечение

 

2.

Ввод в игру.

Учащиеся распределяются:

– ведущий (1чел.) ведёт защиту, представляет выступающих;

– эксперты (3чел.) оценивают работы, задают вопросы защищающимся. Защита учащимися своих проектов.

Координатор

3.

Этап проведения (процесс игры)

– отрабатывается тактика поведения учащихся;

– самоутверждение перед товарищами;

– стремление к взрослости;

– активизирует познаватетельный процесс учащихся;

– развивает мыслительную способность;

– способствует приобретению уверенности в себе;

– чувство удовлетворённости от проделанной работы;

– одобрение товарищей;

Учение приносит радостное чувство успеха и умственного развития.

 

Координатор

4.

Этап анализа (обсуждение и оценка).

Выступление экспертов. Подведение итогов. Вручение дипломов.

Констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, лучшие работы. Установление связи игры с содержанием учебного процесса (возможность учащимся применять индивидуальную систему знаний, форсирование у учащихся доброжелательного отношения в коллективе. Развитие познавательных и творческих способностей).

 

 

Методические рекомендации по проекту урока.

Конкурсно-игровые приёмы, ситуации на уроках выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация конкурсно-игровых приёмов при урочной форме занятия происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

«Театр моды» – именно так называется районный конкурс юных модельеров, где ученики нашей школы постоянно принимают участие.

«У всякого рукоделия своя затея».

Подбор образа предлагаемой тематики конкурса играет важную роль в процессе приобщения учащихся попробовать свои силы в роли знатоков народного творчества.

Приобщение к замечательным памятникам народного искусства («память в образах») позволяет детям соприкоснуться с особым складом мышления наших предков, которое во многом отличается от нашего, с особым складом познания и освоения ими окружающего мира через созидательно-творческую деятельность, связанную с созданием жизненно необходимых предметов. Очень важно раскрыть природу народного искусства через отношение человека с миром в живых, значимых для ребят взаимосвязях. Задача художественного развития учащихся – формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве, формирование творческой активности. Ребята через собственное участие – «действование», осознают конкурс как форму коллективного творчества.

«Всякая красота фантазии да уменья требует».

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела