Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96


Все статьи автора(2) Наталья Николаевна Копаева,
начальник Главного управления образования
мэрии города Новосибирска

Все статьи автора(19) Сергей Владимирович Федорчук,

директор МКОУ ДОВ города Новосибирска

«Городской центр информатизации «Эгида»


Информатизация как ресурс управления муниципальной системой образования

В начале XXI века российское общество оказалось в условиях очередной волны социально-экономической и политической модернизации и догоняющего развития, как это уже не раз бывало в XVIII, XIX и XX столетиях.

Как мы утверждали ранее, Россия находится в начале пути перехода к информационному обществу и существенно отстает от передовых стран (Германия, США, Япония). Путь России в информационное общество – это путь стабилизации отношений собственности в информационной сфере, формирования механизмов, обеспечивающих правовую защиту инвесторов, производителей и потребителей информационных продуктов и услуг.

В этой связи значительную роль в жизнедеятельности современного человечества играет образование как система, направленная на воспроизводство и развитие общественных отношений. Оно должно быть всеобщим и доступным, так как не получившие его граждане, практически полностью выпадают из производственных процессов.

«Образовательная система любого общества является отражением его интеллектуального потенциала и историко-культурного опыта. Образование традиционно и консервативно одновременно, и это позволяет передавать накопленный информационный багаж последующим поколениям. Но вместе с тем, образование подвижно и динамично, ибо оно меняется одновременно с обществом, ориентируясь на его потребности»1.

Образование – это один из системообразующих элементов нашей цивилизации. Д.Е. Прокудин в статье «Информатизация отечественного образования: итоги и перспективы» пишет: «В России… все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая рассматривается как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации»2. Особую актуальность данный процесс приобрел в условиях перехода к информационному обществу, когда информация превратилась в ведущий фактор его развития.

В результате изменилась и система образования, которая должна подготовить человека к жизни в условиях постоянно ускоряющихся информационных потоков.

Современная реформа образования имеет и позитивную сторону. За всей словесной шелухой содержится много полезных инноваций, меняющих как сознание людей, так и их отношение к жизни. Новации всегда трудно входят в нашу жизнь, но без них нельзя обойтись.

Мы не хотим меняться, но это неизбежно, так как в противном случае нас ожидает гибель и регресс. Общество устойчивее, когда оно способно ассимилировать заимствованные духовные ценности, делая их своими. Сегодня основным направлением реформы образования является создание условий для формирования конкурентоспособной и самодостаточной личности ученика в информационном обществе.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» так определяет ведущие приоритеты образования: «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни»3.

Таким образом, «нужно создать образовательную систему, которая позволяла бы человеку заниматься повышением собственной квалификации и профессионального мастерства постоянно (перманентно), то есть всегда быть готовым к новым вызовам времени. Это необходимая плата за переход к информационному обществу (большинство работающих в нём занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний) с особой модернистской культурой, где знания стали универсальной производительной силой»4.

Новосибирские учёные Ю.Г. Молоков и А.В. Молокова, так определяют термин информатизация образования: «…это процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования… информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Информатизация, основанная на активном использовании в учебном процессе информационных технологий, позволяет расширить область самостоятельной работы школьников, обеспечить высокую активность их работы с учебными материалами, что повышает качество образования»5.

В соответствии с этим информатизация образования представляет собой сложный процесс изменения содержания, методов и форм подготовки учащихся в условиях использования информационных технологий, автоматизированных систем управления, расширения числа источников и получателей образовательной информации за счет субъектов социокультурного окружения.

Необходимо учитывать, что и нформатизация общества и системы образования в частности, – это целенаправленный процесс, связанный со значительными переменами в образе жизни и менталитете людей, изменением отношения человека к знанию.

В этом смысле, недостаточно поставить в образовательные учреждения современную компьютерную технику и подключить её к Интернету, важно изменить парадигму мышления педагога, открыв ему новые горизонты в организации образовательного процесса, повышении квалификации и самообразовании.

В условиях информационного изобилия мы должны предоставить всем участникам образовательного процесса одинаковые возможности в получении информации, научить человека работать с ней, ведь информационная компетентность – это краеугольный камень жизнедеятельности человека в информационном обществе.

Не следует забывать и о воспитательной составляющей образования. Информационная компетентность – это всего лишь элемент информационной культуры – комплекса знаний и навыков эффективного использования информации и устойчивой потребности человека в создании и продвижении новых информационных ресурсов.

И.А. Негодаев в статье «Информатизация культуры» пишет, что под «информационной культурой следует понимать… часть общей культуры,… которая имеет черты, общие для всей культуры: ее неразрывную связь с социальной природой человека, является продуктом человеческой деятельности, результатом активного отношения людей к природе, обществу и друг к другу. Одновременно информационная культура выступает в качестве необходимого и эффективного фактора освоения человеком культурной реальности, всего того культурного потенциала общества, который накопило человечество в процессе своего многовекового исторического пути. Поэтому не следует ограничивать область функционирования информационной культуры лишь сферой компьютеризации…»6.

Вдвойне сложнее становится управлять такими образовательными системами. Например, муниципальная система образования Новосибирска включает в себя 531 образовательное учреждение, в которых на 1 сентября 2010 года работало 17 545 педагогических и руководящих работников, обучался 126 551 ребенок школьного возраста, детские сады посещало 53 196 дошкольников. Это огромный творческий коллектив.

Внедрение электронного документооборота, цифровой подписи, автоматизированных систем управления (включая их производные – электронный журнал и дневник) и ряда других инноваций, с одной стороны, несомненно, ведет к повышению эффективности управления образовательным процессом и учреждением образования в целом. Увеличивается как скорость документооборота, так и качество предоставляемых гражданам образовательных услуг.

Однако у данного процесса есть оборотная сторона. Использование информационных технологий, компьютерной техники, современных средств связи остро ставит проблему нехватки в образовательных учреждениях инженерных кадров, способных осуществлять её сервисное сопровождение.

Переход к нормативно-подушевому финансированию, когда каждый директор самостоятельно решает вопросы кадровой политики, часто как механизм не срабатывает.

Финансирование образовательного учреждения во многом зависит от количества учащихся и данный тип расходов приводит к снижению заработной платы педагогов, так как инженерный состав не вписывается в размеры фондов оплаты труда, особенно, когда речь заходит о системе дошкольного образования.

Здесь необходимы комплексные решения.

В каждом регионе или муниципалитете поставленные вопросы решаются, исходя из территориальной и экономической специфики, культурных традиций и национальных особенностей, но всегда с учётом местных ресурсных возможностей.

В Новосибирской области целенаправленная работа в области информатизации образования началась во второй половине 1990-х годов, когда был запущен проект «Новосибирская открытая образовательная сеть – Ноос»(noos – «разум», ныне – websib), а в декабре 1999 года была утверждена первая городская целевая программа «Информатизация образования города Новосибирска на 1999-2003 годы».

В 2003 году наш регион вступил в проект «Интел – обучение для будущего», в рамках которого в сфере информационных технологий прошли переподготовку свыше 12 000 работников образования.

В 2004-2007 годах в Новосибирске шла реализация уже второй городской программы по информатизации образования, ориентированной на формирование и развитие единого информационно-образовательного пространства города. Её результатом стало создание целостной системы научно-методического сопровождения информатизации образования.

Например, именно в эти годы авторским коллективом Ю.Г. и А.В. Молоковых в образовательный процесс учреждений образования были внедрены электронные УМК для начальной школы, которые до сих пор не потеряли своей актуальности.

С 2007 года мы кардинально изменили работу с новостной лентой портала NIOS.RU, которая обновляется ежедневно и освещает события в системе муниципального, регионального и федерального образования.

Наши основные приоритеты – наглядность и позитивное осмысление результатов деятельности учителей и педагогических коллективов, работы органов власти и общественных организаций. За последние 3 года ежемесячная статистика посещаемости портала по количеству посетителей выросла в 8 раз (в 2007 году – 3 200 в месяц, в 2008 году – 10 000, в 2009 году – 19 500, в 2010 году – 26 700).

С февраля 2005 года в городе начала издаваться электронная газета «Интерактивное образование», которая стала официальным электронным органом ГУО мэрии. За 6 лет работы на сайте газеты было опубликовано более 1500 статей.

В статьях электронной газеты выявляется и обобщается передовой педагогический опыт в области информационных технологий, методики преподавания предметов, организации внеучебной деятельности, анализируются основные тенденции и перспективы развития. Показателем востребованности ресурса для педагогов является его посещаемость.

Так в 2010 году на сайте газеты было зарегистрировано свыше 152 000 посетителей (в 2008 году – 2 300, 2009 году – 80 000). Причём, среди читателей, жители Новосибирска составляют только 30 %, остальные 70 % из 73 городов РФ. Читают ресурс и за рубежом – примерно 17 % от всего числа посетителей (27 стран). С осени 2007 года мы начали издавать молодёжный информационно-развлекательный журнал «TIMIX».

Переломной вехой в информатизации муниципальной системы образования стало участие Новосибирска в 2006-2008 годах в реализации приоритетного национального проекта «Образование» и «Комплексного проекта модернизации образования Новосибирской области». Во-первых, серьёзно была укреплена материально-техническая база образовательных учреждений (было приобретено около 3 000 компьютеров, 500 интерактивных досок, 2 000 периферийных устройств, все школы были подключены к сети Интернет).

Во-вторых, все общеобразовательные и дошкольные образовательные учреждения разработали собственные информационные сайты.

В-третьих, за счёт внедрения автоматизированных систем управления и электронного документооборота существенно возросла роль информационных технологий в управлении образовательным учреждением.

С 2008 года Новосибирск активно включился в реализацию федеральных проектов «Непрерывное информационное образование» и «1 ученик: 1 компьютер», которые были ориентированы соответственно на внедрение опыта реализации моделей непрерывного образования в области «Информатики и ИКТ» и опыта по построению единой информационной и цифровой среды образовательного учреждения.

Для организации эффективного образования и развития детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью средств обмена учебной информацией на расстоянии, с 2008 года нами реализуется проект «Дистанционное обучение», в котором участвует 21 учреждение образования (www.admin.nios.ru).

Сегодня на сайте опубликовано 56 курсов для школьников. Большинство учебных курсов ориентировано на учеников, находящихся на индивидуальном обучении. Некоторые реализуют профильные элективные программы для детей с особыми образовательными потребностями. На данный момент на сервере 824 зарегистрированных пользователя: 51 человек имеет права авторов курса, остальные – учащиеся. Кроме того, сайт является средством организации сетевого взаимодействия школьников.

В 2008 году мы начали работу по направлению «Детское экранное творчество», целью которого является создание единого медиаобразовательного пространства системы образования Новосибирска и оказание учебно-методической, информационной, организационной помощи руководителям детских студий в учреждениях образования в медиасфере.

В работе направления «Детского экранного творчества» принимают участие 48 теле- и видеостудий, 29 анимационных студий и 10 фотостудий, около 900 детей и 150 педагогов.

С весны 2009 года в Новосибирске проводится конкурс «Триатлон» по программированию в средах «Лого», «Муравей» и «Scratch» для учащихся 5-6 классов. Разработанная нами программная среда «Муравей» внедрена в более чем 180 учреждениях образования города.

Новым эффективным средством формирования педагогического сетевого сообщества в 2010 году стал сайт НовоВики (www.wiki.nios.ru) – единая образовательная среда дистанционного взаимодействия учителей и школьников Новосибирска, где каждый желающий может разместить материалы сетевых проектов, провести семинары, тренинги или конференции, принять участие в конкурсах. Сейчас на сайте размещено более 900 портфолио проектов.

Кратким историческим экскурсом мы лишь подчеркнули, что в Новосибирске сложилась комплексная система методического и проектного сопровождения процессов информатизации образования, выстроенная в тесном сотрудничестве с представителями общественности, науки и бизнеса, а главное, созданы необходимые условия для активного использования информационных технологий на уроках, во внеурочной деятельности и в управлении школой.

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях города функционируют 9 837 компьютеров и 710 интерактивных досок. В среднем 1 компьютер приходится примерно на 12,9 школьников, причем в лицеях и гимназиях этот показатель составляет – 9,35, в школах с углубленным изучением предметов – 12,1, в средних общеобразовательных школах – 14,5, в вечерних – 22,8. Показатели оснащенности общеобразовательных учреждений Новосибирска компьютерной техникой можно представить следующим образом:

      – кабинеты информатики – 3 249 (33,03 %);

      – кабинеты начальной школы – 1 053 (10, 7 %);

      – предметные кабинеты – 1820 (18,5 %);

      – в административном управлении, методическом и сервисно-техническом обеспечении – 2 665 (27,09 %).

Статистика обнадёживает, но не дает посылов к самоуспокоению. Мы понимаем, что новые приоритеты организации образовательного процесса в современной школе, требуют не только дополнительных финансовых затрат, но и решения некоторых организационных вопросов. Ведь понятно, что количество компьютерной техники в образовательном учреждении не может являться залогом получения школьником качественного образования.

«Новой школе» нужны новые компьютеры, но ещё больше новый контент в виде электронных учебников и автоматизированных систем управления образовательным процессом. Вместе с тем, пришла пора отказаться от термина «инновационно работающее образовательное учреждение», так как в условиях действия федерального государственного образовательного стандарта, иначе и быть не может. Важно создать такие материально-технические условия, чтобы все учреждения образования могли работать в инновационном режиме.

Итак, почему же всё-таки именно в информатизации мы видим ресурс управления муниципальной системой образования?

Ответ на этот вопрос определен на федеральном уровне в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утверждающей, что современная школа должна превратиться в «институт, соответствующий целям опережающего развития», в котором «будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем». По мнению авторов документа в современной школе учащиеся должны быть активно «вовлечены в исследовательские проекты», чтобы «научиться изобретать, формулировать интересы и осознавать возможности». Каждое образовательное учреждение обязано обеспечить «социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья… детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации». В новой школе учитель должен не только понимать «детскую психологию и особенности развития школьников», но и хорошо знать свой предмет, занимаясь постоянным самообразованием, с целью применения новейших научных достижений в учебной деятельности. Другими словами учитель должен быть и новатором, и методистом, одновременно. Должен измениться и менталитет руководителя образовательного учреждения в сторону повышения «его свободы и уровня ответственности». «Новая школа – это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями». Это невозможно без изменения школьной инфраструктуры, которая должна включать в себя здание с «функциональной школьной архитектурой», медиатеку, библиотеку, «высокотехнологичное оборудование, широкополосный Интернет, грамотные учебники, интерактивные учебные пособия, условия для занятий спортом и творчеством». «Новая школа – это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом»7.

К сказанному следует добавить, что без активного внедрения информационных технологий и современных средств связи в образовательный процесс и управление образовательным учреждением, создать «новую школу» нереально. Необходимо чётко сформулировать задачи текущего момента и определить необходимые средства для их реализации.

Как правильно заметил Ю.Г. Молоков в статье «Цифровая школа: «мутная вода» или наше завтра?»: «Существуют требования методологии: строить логику нового подхода. Иначе школа остается старой при новых технических средствах информатизации и коммуникации»8.

Настало время исправлять ошибки, допущенные в 1990-е годы, когда была начата масштабная информатизация образовательного процесса и совершенно упущена из виду управленческая деятельность, что привело к появлению дисбаланса в информационной компетентности учителя и руководителя, причём совсем не в пользу последнего.

Между тем управленческая деятельность стала более интеллектуальной, так как руководителю необходимо обладать компетенциями по получению, обработке, применению знаний и управлению информационными потоками с помощью компьютера.

Мы убеждены, что целью внедрения информационных технологий в процесс управления школой является повышение оперативности принимаемых управленческих решений и переход на безбумажную технологию работы. Сегодня «эффективность управленческой деятельности во многом определяется уровнем подготовки кадров», так как использование информационных технологий позволяет активизировать сетевую работу педагогов9.

Для начала обрисуем круг основных проблем, стоящих в настоящее время перед муниципальной системой образования города Новосибирска в области информатизации:

  1. Переход общеобразовательных учреждений города Новосибирска с 1 сентября 2011 года на ФГОС начального общего образования.
  2. Стандарты второго поколения в корне меняют систему управления и логику организации образовательного процесса в школе.

    Во-первых, «информатика» как предмет превратилась в начальной школе в обязательную предметную область, основной целью которой является приобретение учениками первоначальных представлений о компьютерной грамотности и совместно с «математикой» – формирование и развитие у школьников алгоритмического мышления.

    Во-вторых, образовательное учреждение в целом должно обеспечить возможность для беспрепятственного доступа учащихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения.10

    В-третьих, в образовательном учреждении кардинально должно измениться материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса с целью обеспечения следующих возможностей:

          – получения информации различными способами (в Интернете, библиотеке и др.);

          – проведения наблюдений (включая микрообъекты) и экспериментов с использованием учебного лабораторного и цифрового оборудования;

          – использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;

          – исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий;

          – размещения материалов в школьной информационно-образовательной среде.

    Наконец, каждое образовательное учреждение должно иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам.

    В-четвертых, в каждом образовательном учреждении должна быть сформирована особая информационно-образовательная среда, включающая в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, каналы связи, программные продукты), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационных технологий, а также наличие служб технической поддержки.

    В рамках информационно-образовательной среды образовательного учреждения должно быть обязательно обеспечено:

          – фиксация хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

          – взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образованием;

          – контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет;

          – взаимодействие с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями;

    При этом функционирование информационно-образовательной среды обеспечивается средствами информационных технологий и квалификацией работников ее поддерживающих и должно соответствовать законодательству РФ11.

    Как пишет один из ведущих новосибирских специалистов в области информатизации образования – А.В. Молокова «…Обеспечение «всеобщей компьютерной грамотности» (термин стандарта 2004 года), или ИКТ-компетентности (термин стандарта 2009 года), не единственный возможный результат реализации данного направления. Опыт практического применения, научные исследования показывают, что информационные технологии… позволяют существенно повысить результативность обучения, способствуют совершенствованию образовательного процесса. Этим обусловлено развитие нового для педагогики явления – информатизации образовательного процесса в начальной школе, под которой… понимается использование ИКТ для создания дидактических условий, обеспечивающих достижение целей и решение задач начального образования»12.

  3. Переход общеобразовательных учреждений города Новосибирска с 1 января 2011 года на использование пакета свободного программного обеспечения.
  4. В течение 15 лет образовательные учреждения всей России работали с программными продуктами компании Microsoft. Понятно, что их дальнейшее использование затратно, но и переход на свободно распространяемое программное обеспечение (СПО), на поверку оказывается совсем не бесплатным. Особенностью пакета СПО является то, что его работоспособность во многом зависит от функционирования хорошо отлаженной сервисно-технической службы, либо на уровне муниципалитета в целом, либо на уровне отдельного образовательного учреждения. Скажем прямо, в школах грамотных технических специалистов практически нет, и нанять их, в силу нехватки финансовых ресурсов, большинство из них не в состоянии.

  5. Создание информационно-образовательной среды образовательного учреждения, обеспечивающей равный доступ всех участников образовательного процесса к информационным ресурсам.
  6. Школа должна не только обеспечить устойчивую работу локальной сети и сервера, высокоскоростной и безопасный доступ в Интернет, создать современный сайт, но и управлять всей совокупностью технологических средств (компьютеры, базы данных, каналы связи, программные продукты).

    Можно по-разному оценивать возможности наших школ в этом вопросе, но одно ясно точно: что квалификации педагогических работников для этого не достаточно, а обеспечить наличие служб технической поддержки в каждом образовательном учреждении нереально в финансовом плане.

    Поэтому единственный выход – создание такой службы на уровне муниципалитета.

  7. Внедрение многоуровневых (школа, муниципалитет, регион) автоматизированных информационных систем, обеспечивающих взаимодействие образовательных учреждений с органами, осуществляющими управление в сфере образования.
  8. Эта проблема актуализируется в 2014 году в связи с переходом образовательных учреждений к обязательному использованию электронных журналов и дневников школьников. Важно обеспечить контролируемый доступ родителей, как наиболее заинтересованных участников образовательного процесса, к информации о результатах учебной деятельности и успехам их детей. Не вызывает никаких сомнений, что уже давно назрела необходимость отказаться от «бумажных» и перейти к электронным журналам.

    Мы считаем, что начинать целесообразнее с внедрения автоматизированных систем управления образовательным учреждением, в основе которых будут лежать общешкольные базы данных, позволяющие вести и электронные журналы, и электронные дневники, и формировать электронную отчётность, необходимую для различных контролирующих инстанций.

    Данный подход позволит не только увеличить защищенность информации, при условии осуществления хостинга подобного ресурса на муниципальном или региональном сервере, но и упростить саму процедуру отчётности на уровне образовательного учреждения, так как необходимые сведения можно будет сводить в самые разнообразные отчётные формы.

  9. Оснащение образовательных учреждений Новосибирска компьютерной техникой и интерактивным оборудованием.
  10. ФГОС начального общего образования однозначно указывает на степень оснащенности образовательных учреждений подобного рода оборудованием.

    По сути дела речь идет о том, что к 2017 году практически каждый предметный кабинет, начиная с начальной школы, необходимо оснастить компьютерами и интерактивными досками. Например, анализ ситуации по переходу общеобразовательных учреждений на стандарты второго поколения остро выявил проблему недостаточности компьютерной техники в кабинетах начальной школы. Только в 2011-2015 годах для организации образовательного процесса необходимо будет поставить не менее 800 компьютеров и более 300 интерактивных досок. Следует помнить, что формирование информационно-образовательной среды в каждой школе потребует дополнительных поставок компьютерного оборудования для внеклассной и управленческой деятельности.

    В некоторых образовательных учреждениях созданы программно-технические комплексы, включающие в себя: парк компьютерной и периферийной техники, объединенной в учебно-образовательные и административно-управляющие компьютерные сети с выходом в Интернет, корпоративные системы управления и обучения, что, безусловно, сказывается на качестве образовательного процесса и повышает эффективность управления образованием.

    Указанную проблему можно решить только с помощью городской целевой программы по информатизации образования и поставке компьютерного оборудования в образовательные учреждения, которая должна стать существенным дополнением к федеральной субвенции на учебные расходы.

  11. Организация системы дистанционного обучения детей.
  12. Обеспечение равных возможностей в получении качественного и доступного образования детей с различными образовательными потребностями невозможно без развития системы дистанционного обучения, которая должна формироваться на региональном уровне. Естественно, можно использовать и федеральные ресурсы, но, безусловно, что в данном случае, речь может идти только о разработке специального образовательного контента. Решение данной проблемы ставит перед нами целый ряд вопросов, требующих немедленного ответа.

    Во-первых, отсутствие нормативно-правовой базы на региональном уровне создает препятствия для развития дистанционного образования в Новосибирске, так как нет никакой ясности, должны ли мы сами разрабатывать курсы дистанционного обучения или это будет сделано на уровне Новосибирской области?

    Во-вторых, совершенно непонятно, какие ресурсы мы должны задействовать для разработки дистанционных курсов, если педагогов наших образовательных учреждений, то тогда кто будет оценивать их потенциал и соответствие федеральному государственному образовательному стандарту? Кто будет оплачивать труд педагогов, затраченный на их создание?

    В фондах оплаты труда образовательных учреждений средств на эти цели не заложено.

    Причём создавать систему дистанционного обучения нужно как минимум на уровне муниципалитета или региона, чтобы не распылять финансовые ресурсы и снять несвойственную нагрузку с образовательных учреждений.

  13. Изменение системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников в области информационных технологий.

Бесспорно только лишь одно – повышение квалификации в области информационных технологий должно быть перманентным и системным процессом.

Современные технологии быстро меняются, и научить им раз и навсегда невозможно. Тем более, когда речь заходит о педагогах «новой школы», которые просто обязаны знать ту или иную предметную область, методику преподавания, детскую психологию, обладать навыками по социализации личности ребенка, уметь решать творческие задачи, быть «профессиональными» компьютерными пользователями, разбираться в особенностях функционирования современных средств технического обучения.

Мы должны создать такие условия, при которых педагог был бы заинтересован в постоянном повышении собственной квалификации.

Решение обозначенных проблем носит сущностный характер и раскрывает потенциал информационных технологий как ресурса управления учреждениями муниципальной системы образования Новосибирска. Ведь формирование информационной культуры молодёжи возможно только на основе применения современных технологических средств.

Социализация человека не может происходить в информационном вакууме. В этом смысле до сих пор актуально высказывание Е.С. Полат «то, что закладывается в качестве задач развития государства сегодня, будет завтра выполняться выпускниками школ. Будут они достаточно подготовлены интеллектуально и нравственно к реализации задач, задуманные программы могут оказаться выполненными, не будут – жди очередных революций, перестроек, катаклизмов»13.

Однако применение информационных технологий в образовательном процессе носит дуалистический характер. Во-первых, являясь по своей сути только инструментом в достижении образовательных целей, информационные технологии не самодостаточны, ибо не могут обойтись без конкретных отраслей знаний, обеспечивающих содержание образования. Во-вторых, информационные технологии создают специфическое информационное пространство, которое ориентировано на воспроизводство этических ценностей виртуального мира, имеющего свои законы, траекторию и потенциал развития, формы и нормы поведения, позитивные и негативные стороны. И это не всегда соответствует поставленным изначально образовательным задачам14.

Информационное общество не терпит пустоты, и, если мы не обеспечим участников учебно-воспитательного процесса необходимым образовательным контентом и не защитим от вредоносных информационных ресурсов, то на этом месте вполне могут оказаться те, кто захочет на этом заработать деньги, не задумываясь ни о психическом здоровье детей, ни об их возрастных особенностях, ни об удовлетворении их интеллектуальных запросов.

В этой связи первым шагом должно стать решение целого ряда стратегических задач.

Во-первых, разработать и утвердить на уровне мэрии Новосибирска в течение 2011 года «План по информатизации учреждений муниципальной системы образования города Новосибирска на 2012-2014 годы», который должен определить основные приоритеты финансовых расходов муниципалитета по созданию материально-технических условий для перехода к ФГОС второго поколения как минимум на 3-5 лет. Такой документ позволит осуществить поставку в образовательные учреждения: компьютеров, интерактивного, сетевого оборудования и т. д., а в совокупности с федеральной субвенцией на учебные расходы создать необходимые условия для реализации задач, поставленных в рамках реализации ФГОС второго поколения.

По нашим подсчётам минимальная итоговая смета расходов по «Плану по информатизации учреждений муниципальной системы образования города Новосибирска на 2012-2014 годы» не должна превысить 90 млн. рублей, то есть примерно по 30 млн. ежегодно.

Во-вторых, разработать и утвердить в течение 2011 – первой половины 2012 годов на уровне ГУО мэрии города Новосибирска ряд нормативно-правовых документов, регламентирующих отдельные аспекты информатизации образования:

  1. «Концепцию создания и развития единого информационно-образовательного пространства города Новосибирска на 2012-2014 годы» с планом мероприятий и в соответствии с «Планом по информатизации учреждений муниципальной системы образования города Новосибирска на 2012-2014 годы» как основополагающим финансовым документом по данной проблеме. «Концепция» должна чётко определить основные параметры развития информационно-образовательной среды каждого учреждения (локальный сервер, локальная сеть, база данных, сайт и т. д.), муниципальной/региональной системы дистанционного образования, городского образовательного портала и городских электронных СМИ и прочее.

  2. Под понятием «единое информационно-образовательное пространство» мы понимаем программно-телекоммуникационную среду, основанную на использовании компьютерной техники с целью информационного обеспечения всех участников образовательного процесса.

  3. «Регламент деятельности муниципальной сервисно-технической службы», который чётко обрисует круг её задач и специфику её работы. Среди основных направлений функционирования такой службы мы видим следующие:

          – установка, настройка и устранение сбоев в работе лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения рабочих мест образовательного учреждения, в том числе системного и прикладного программного обеспечения, бухгалтерской программы казначейского исполнения бюджета АС УРМ «Бюджет», программ для организации деятельности по электронным торгам, драйверов периферийных сетевых устройств: принтеров, интерактивных досок и т.д.;

          – установка и настройка программного обеспечения образовательного и административно-управленческого характера;

          – администрирование сетей и локальных серверов;

          – эксплуатационные работы, направленные на предотвращение сбоев в работе компьютерных систем, в том числе: устранение вирусов, восстановление производительности компьютеров (проверка жёстких дисков, дефрагментация жёстких дисков, чистка автозапуска, чистка реестра), внесение в программные системы изменений, предотвращающих повторное возникновение сбоев в работе программных систем.

  4. Рекомендации ГУО мэрии города Новосибирска по организации электронного документооборота на основании выбранной автоматизированной информационной системы управления образовательным процессом.

  5. Рекомендации ГУО мэрии города Новосибирска по организации работы с сайтами образовательных учреждений.

  6. Рекомендации ГУО мэрии города Новосибирска по организации обучения с элементами дистанционных технологий учащихся образовательных учреждений в условиях преодоления эпидемиологического порога заболеваемости (грипп и т. д.).

В-третьих, создать уже в 2011 году муниципальную сервисно-техническую службу, которая будет осуществлять трехуровневую техническую поддержку всех муниципальных образовательных учреждений, проведя при этом реорганизацию деятельности Городского центра информатизации «Эгида». В целом в работе службы будет занято 22 сотрудника, а механизм ее деятельности можно представить следующим образом:

      – Первый уровень. Специалист службы Helpdesk (1 человек) принимает, регистрирует, классифицирует все обращения пользователей образовательных учреждений в единой базе данных пользовательских запросов и разрешает запросы пользователей по телефону или удаленно через глобальную сеть, предоставляя информацию о статусе запросов и пользовательские инструкции. В случае если самостоятельно запрос разрешить не может, то он направляет его на второй уровень поддержки, затем связывается с пользователем и получает подтверждение по факту выполнения запроса, а также готовит отчётную информацию о его выполнении.

      – Второй уровень. Районный инженер технической поддержки (18 человек на 531 образовательное учреждение) выполняет задачи, входящие в круг задач службы, непосредственно на местах: устраняет сбои в работе программных систем по заявкам специалиста первого уровня поддержки, передаёт пользовательский запрос на третий уровень поддержки, если самостоятельно устранить сбой не удалось. К тому же данный специалист должен контролировать качество услуг связи. В его обязанности также необходимо включить периодический обход подведомственных ему учреждений образования, с целью профилактических обследований работоспособности компьютерных систем.

      – Третий уровень. Ведущий инженер технической поддержки (3 человека) будет осуществлять свою деятельность по двум направлениям: заниматься расследованием уже произошедших сбоев, которые не удалось устранить на первых двух уровнях, анализировать единую базу данных пользовательских запросов, выявляя повторяющиеся сбои и негативные тенденции. По результатам расследований ведущий инженер будет готовить типовые инструкции по устранению подобных инцидентов для первых двух уровней поддержки. Если самостоятельно разрешить проблему не удалось, ведущий инженер обязан зарегистрировать проблему и связаться с поставщиками программного обеспечения и оборудования для возможного решения проблемы средствами поставщиков.

Специалисты сервисно-технической службы на платной основе могут заниматься:

  1. Монтажом внутренних компьютерных сетей и подвесного периферийного компьютерного оборудования (интерактивных досок, проекторов и т. д.).

  2. Ремонтом компьютерного оборудования, установкой, настройкой и последующей технической поддержкой серверного программного обеспечения.

  3. Заправкой картриджей и списанием электротехнического оборудования.

По нашим расчётам в подобной ситуации каждое образовательное учреждение сможет получить как минимум шесть часов квалифицированной технической поддержки в месяц.

В-четвертых, необходимо внедрить в течение 2011 года (по согласованию с регионом) многоуровневую (школа, муниципалитет, регион) автоматизированную информационную систему (АИС), представляющую собой многопрофильную информационную базу данных, позволяющую формировать необходимую отчётность и обеспечивающую взаимодействие образовательных учреждений с органами, осуществляющими управление в сфере образования. Выбирая АИС управления образовательным процессом, нужно принимать во внимание, как региональные особенности, так и специфику отрасли образования.

Во-первых, у нас имеются различные типы и виды образовательных учреждений: дошкольные, общеобразовательные (школы, лицеи, гимназии), дополнительного образования детей и взрослых.

Во-вторых, в Новосибирске функционирует 10 районных администраций и между учреждением образования и муниципалитетом появляется дополнительный уровень управления.

В-третьих, база данных образовательного учреждения должна позволять генерировать отчеты, востребованные как на муниципальном, так и на региональном уровне.

Следовательно, при обсуждении с разработчиками технического задания исходной базы данных необходимо учитывать все указанные нюансы. Подобная АИС со временем должна превратиться в основу информационно-образовательной среды образовательного учреждения, которая обеспечит функционирование и электронного журнала и дневника.

В-пятых, изменить подходы к системе повышения квалификации педагогических и руководящих работников в области информационных технологий. Давно очевидно, что система повышения квалификации работников образования должна быть модульно-накопительной.

Но при этом муниципалитет как учредитель образовательных учреждений обязан создать оптимальные условия для повышения квалификации в области информационных технологий всем участникам образовательного процесса. Мы считаем, что педагог должен в полной мере овладеть современным педагогическим инструментарием – как методикой преподавания предмета, так и средствами актуализации полученных знаний и умений15.

Нужно изменить парадигму мышления учителя, вывести его информационную компетентность на совершенно новый уровень, где умение работать с информацией и современными техническими средствами станет обыденным навыком. Ведь, чтобы учить других, необходимо самому уметь учиться.

Как справедливо отметил Президент РФ Д.А. Медведев в ежегодном Послании Федеральному Собранию 30 ноября 2010 года, «современные дети не такие, какими были мы. Они отлично ориентируются в мире коммуникаций, привыкли к новым способам поиска информации. Использование в обучении информационных продуктов надо сделать нормой и обязательно предусмотреть в новых стандартах. И учителя должны этому учиться. Недопустимо, когда ученики понимают современные коммуникации лучше, чем учителя».

Однако повышение квалификации педагогических работников в области информационных технологий в условиях перехода к информационному обществу должно носить системный и комплексный характер и быть направлено на формирование конкретных навыков их применения в повседневной жизни. Важно разрабатывать интегрированные в предметные области курсы. Когда использование информационных технологий является только частью приобретаемых педагогом компетенций. В этом случае эффективность курсов повышения квалификации выше, а усвоение образовательных компетенций прочнее, так как комплексное повышение квалификации основано на конкретном педагогическом материале.

Только во взаимодействии всех методических служб региона можно найти решение подобного вопроса, когда педагог мог бы выбирать как приоритеты повышения квалификации, так и место её проведения. Трансформация методической службы, направленная на повышение качества и конкурентоспособности образования, необходима, а информатизация образования как раз и позволяет построить систему, ориентированную на непрерывную методическую поддержку педагогов по использованию ресурсов, технологий, внедрению новых педагогических методик в информатизацию образовательного процесса и управления школой.

В-шестых, создать полноценную муниципальную систему дистанционного образования, которая будет развиваться в двух направлениях: дистанционного повышения квалификации педагогических работников и дистанционного обучения школьников.

Заметим, что дистанционное обучение для педагогов города Новосибирска не так актуально как для учительства Новосибирской области, ведь необходимую методическую помощь они могут получать в очном режиме.

Поэтому нам важно создать учителям все условия для организации дистанционного повышения квалификации в ведущих вузах страны.

Дистанционное обучение школьников мы планируем развивать в рамках построения и развития нескольких моделей: для детей с ограниченными возможностями здоровья, элективные и факультативные курсы, для школьников с особыми образовательными потребностями, дистанционные курсы по общеобразовательным дисциплинам.

Каждая из моделей решает конкретные задачи: от повышения социальной активности маломобильных граждан до организации образовательного процесса в период пандемического роста заболеваемости среди всех школьников. Основная их цель заключается в создании дополнительных условий для интеллектуального и творческого развития различных категорий детей. При этом мы обязаны учитывать передовой опыт других регионов РФ и зарубежных государств и привлекать внешний контент к обучению новосибирских школьников.

В-седьмых, повысить сетевую мобильность новосибирских педагогов путём реорганизации и развития информационно-образовательного портала ГУО мэрии NIOS.ru. Современное законодательство требует от образовательных учреждений ведение активной деятельности в сети Интернет с целью повышения открытости образования для граждан.

Публичные отчёты и планы работы школы должны публиковаться в сети Интернет не реже одного раза в год. Школьный сайт должен дать любому гражданину возможность узнать об образовательном учреждении всё необходимое: от школьного устава и расписания занятий до особенностей организации воспитательной работы и образовательного процесса в целом. Мы должны оперативно реагировать на запросы родительской общественности как основного заказчика системы образования, а для этого необходимо развивать систему дополнительных социальных сервисов: форумы, чаты и т. д.

При этом городской портал должен стать системообразующим и удобным для пользователей элементом единого информационно-образовательного пространства муниципалитета, объединяющим все местные информационные ресурсы: от нормативно-правовой базы муниципального уровня до результатов проектной деятельности образовательных учреждений или отдельных педагогов. Мы намерены продолжать также выпуск электронных СМИ как основы сетевой активности педагогов и школьников.

В-восьмых, обеспечить образовательные учреждения Новосибирска равным доступом к сети Интернет. Общеобразовательные учреждения (школы всех типов и видов, лицеи и гимназии) уже имеют высокоскоростной доступ в Интернет на бесплатной основе от провайдера ОАО «Ростелеком» (сибирский филиал), за счёт средств регионального бюджета, по технологии web-stream. Контентная фильтрация (ограничение доступа к информационным ресурсам антисоциального характера) обеспечивается путём распределение трафика Интернет областным дата-центром (ОблЦИТ ИРО НСО).

Однако переход к торгам в электронном виде всех юридических лиц муниципальной системы образования требует от нас создания аналогичных возможностей и для дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, которые в настоящее время самостоятельно выбирают поставщиков трафика Интернет.

В этой связи наиболее целесообразным является аккумулировать все финансовые ресурсы 2012 года, выделяемые на оплату глобальной связи, на уровне муниципалитета.

Провести в конце 2011 года электронные торги по приобретению трафика Интернет для дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, обеспечив контентную фильтрацию областным дата-центром. Опыт общеобразовательных учреждений показывает эффективность подобного подхода в двух аспектах:

1.  Обеспечения возможности централизованной контетной фильтрации.

2.  Экономии бюджетных средств, так как централизованное «оптовое» приобретение товаров и услуг снижает цену для её конечного потребителя.

В-девятых, для формирования и развития единого информационно-образовательного пространства необходимо объединить усилия учреждений образования, культуры, спорта и молодёжной политики в создании информационного контента. Это во многом упростит поиск путей для взаимодействия городских и региональных порталов и позволит комплексно представлять город на пространстве Рунета.

Совокупность подобных ресурсов способна даже влиять на процесс формирования информационной культуры участников образовательного процесса.

Ведь, по сути, в этом случае формирование личности ребёнка будет происходить в едином информационном поле, а значит, мы сможем выработать единообразные подходы и к организации воспитательной работы в школе.

Обозначенные нами приоритеты не должны рассматриваться отдельно об общей политики муниципалитета в области образования, они неразрывно связаны и с общероссийскими тенденциями. Построение инновационной экономики требует от нас особых усилий в сфере развития информатизации образования, так как в основе экономического потенциала нашего региона лежит наука и наукоёмкое производство.

Мы просто обязаны развивать инновационные отрасли экономики, которые тесно связаны с современными информационными технологиями.

Образование – это фундамент развития науки и инновационной экономики, поэтому должно быть обеспечено не только современной техникой, но и профессиональными кадрами, способными мыслить категориями информационного общества. Иначе положения национальной инициативы «Наша новая школа» выполнить будет невозможно.

Каковы же возможные эффекты реализации поставленных нами выше задач? Их пять:

  1. Обеспечение перехода образовательных учреждений города на стандарты второго поколения и исполнение федерального законодательства в сфере информатизации.

  2. Активное включение Новосибирска в процесс построения информационного общества в России, а значит создание оптимальных условий для школьников, способствующих повышению их конкурентоспособности на современном рынке труда.

  3. Построение единого информационно-образовательного пространства на территории города Новосибирска как фундаментальной основы повышения качества образования и эффективности управления образовательным процессом.

  4. Создание равных условий для получения доступного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

  5. Рост профессионального мастерства и информационной компетентности педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования.

В перспективе обозначенные эффекты должны привести к расширению спектра муниципальных электронных услуг и росту открытости и «прозрачности» деятельности учреждений муниципальной системы образования.

В инновационной экономике существенное значение играет рост производительности труда, который может быть обеспечен за счёт внедрения в производственные процессы новых технологий. Информатизация является важнейшим инструментом повышения производительности труда, так как увеличивает эффективность управления производственными процессами, которые доведены до полного автоматизма.

Современное производство просто насыщено «умной» техникой, роботами и высокопроизводительными компьютерами.

В управлении образованием применение информационных технологий позволяет заметно повысить успешность менеджмента и сократить временные затраты на процессы администрирования. Внедрение электронных торгов, электронной подписи, электронного документооборота предполагает активное освоение информационных технологий управленческим аппаратом школы.

Применение компьютера и автоматизированных информационных систем позволяет унифицировать отчётность, а значит, сокращает временные и трудовые затраты на её обеспечение. К тому же появляется возможность оперативного решения административных вопросов, так как информационные потоки становятся более управляемыми.

Мы считаем, что вступление в силу федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования во многом определяет дальнейшее развитие информатизации образования как фундаментальной основы для создания условий повышения качества учебно-воспитательного процесса и эффективности управления образовательным учреждением на основе единого информационно-образовательного пространства школы, города, региона и страны в целом.

Достичь данной цели можно только при соответствующем оснащении образовательных учреждений компьютерной, интерактивной и периферийной техникой, программным обеспечением и свободным доступом к Интернету и электронным образовательным ресурсам.



1 Федорчук С. В. Информатизация муниципальной системы образования города Новосибирска: вчера, сегодня, завтра // Интерактивное образование, 2009, апрель, выпуск № 22: http://io.nios.ru/index.php?rel=22&point=12&art=215

2 Прокудин Д. Е. «Информатизация отечественного образования: итоги и перспективы»: http://anthropology.ru/ru/texts/prokudin/art_inf_edu.html

3 Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/

4 Федорчук С. В. Информационная компетентность как проблема развития муниципальной системы образования // Интерактивное образование, 2010, октябрь, выпуск № 30: http://io.nios.ru/index.php?rel=30&point=23&art=970

5 Федорчук С. В. Информатизация муниципальной системы образования города Новосибирска: вчера, сегодня, завтра // Интерактивное образование, 2009, апрель, выпуск № 22: http://io.nios.ru/index.php?rel=22&point=12&art=215

6 Негодаев И. А. Информатизация культуры: http://polbu.ru/negodaev_informculture/ch12_all.html

7 Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/

8 Молоков Ю. Г. «Цифровая школа: «мутная вода» или наше завтра?» // ИКТ в педагогическом образовании, 13 января 2011 года: http://journal.kuzspa.ru/articles/57

9 Федорчук С. В. Информатизация муниципальной системы образования города Новосибирска: вчера, сегодня, завтра // Интерактивное образование, 2009, апрель, выпуск № 22: http://io.nios.ru/index.php?rel=22&point=12&art=215

10 Статья 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (Собрание законодательства РФ, 1995, № 48, ст. 4563, Российская газета, 1995, № 234).

11 Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства РФ, 2006, № 31, ст. 3448), Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства РФ, 2006, № 31, ст. 3451).

12 Молокова А. В. Начальная школа: современный урок в условиях информатизации. Новосибирск, 2010. С. 5.

13 Основные направления развития современных систем образования: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/84173

14 Федорчук С. В. Информатизация муниципальной системы образования города Новосибирска: вчера, сегодня, завтра // Интерактивное образование, 2009, апрель, выпуск № 22: http://io.nios.ru/index.php?rel=22&point=12&art=215

15 Федорчук С. В. Информатизация муниципальной системы образования города Новосибирска: вчера, сегодня, завтра // Интерактивное образование, № 22: http://io.nios.ru/index.php?rel=22&point=12&art=215

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 704)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Информатизация как ресурс управления муниципальной системой образования