Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96


Татьяна Владимировна Босых,
заместитель директора по УВР,учитель
математики первой квалификационной
категории МБОУ СОШ № 57
Дзержинского района г. Новосибирска

Информационные технологии в управлении образовательным учреждением

Сегодня перед школой стоит непростая задача – подготовить новых граждан к жизни в информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в условиях основанной на знаниях экономики.

Информатизация школы – многоэтапный процесс решения этой задачи. Он связан с изменением многих аспектов образовательной среды учебного заведения. Его естественно интерпретировать как процесс развития школы, который выражается в последовательном изменении состояния образовательных учреждений.

В ближайшей перспективе российские общеобразовательные школы останутся основными учреждениями, обеспечивающими обучение и воспитание молодежи. Информатизация школы вносит изменения в ее работу, обеспечивает ее развитие. Достижения в области технологий революционным образом скажутся на нашей системе образования.

В этих условиях именно руководителям образовательных учреждений предстоит стать инициаторами модернизации всех сторон жизни школы посредством активного использования образовательного и организационного потенциала современных информационных технологий.

Модернизация российского образования одним из своих приоритетов выделяет информатизацию образования, главной задачей которой является создание единой информационно-образовательной среды. Что же такое информационно-образовательная среда школы? Какова ее структура и содержание?

«Информационно-образовательная среда (ИОС) – это системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера».

Содержательные компоненты ИОС:

     – информационная;

     – аппаратная;

     – участники образовательного процесса;

     – регламентная;

     – обслуживающая;

К аппаратной компоненте относятся все технические устройства, обеспечивающие обработку информации: компьютеры, локальные сети, телекоммуникационное и презентационное оборудование.

Информационной компонентой являются административно-управленческий, учебный, методический виды информации.

Участники образовательного процесса (ОП) – это все, кто непосредственно участвует в образовательном процессе: администрация, педагоги, психолог, социальный педагог, библиотекарь, медицинская служба, учащиеся, их родители.

Регламентная компонента – это набор правил взаимодействия различных элементов информационно-образовательной среды.

Обслуживающая компонента – это администратор вычислительной сети, лаборант, техник.

Если рассматривать структуру ИОС с точки зрения выделения элементов деятельности, присущих образовательному учреждению по возможности использования ИКТ, то выделяют три направления:

Одной из характеристик информационной среды, с точки зрения предоставления доступа для её пользователей, является возможность одновременного пользования её ресурсами многих клиентов, имеющих различные полномочия. Многоуровневую модель по правам доступа можно представить в виде пирамиды:

Приступая к проектированию информационной среды в образовательном учреждении, следует иметь в виду одно серьезное обстоятельство. Любая школа представляет собой системный объект, и поэтому информатизация образования неизбежно влияет на все стороны ее жизнедеятельности – от содержания образования до финансово-хозяйственных вопросов, включая психологический климат в детском и взрослом коллективах, систему ориентиров и точек роста образовательного учреждения, социальных запросов и индивидуальных потребностей личности.

Таким образом, в школе функционирование информационной среды является не столько средством обучения и воспитания, сколько самостоятельной целью, достижение которой имеет педагогический смысл. То есть в образовании актуальна не только полезность информационной среды, но также и ее познавательная ценность, эмоциональное воздействие и ценностный потенциал для развития личности ребенка и профессионального становления учителя.

Чтобы быть эффективными, процессы обучения и воспитания должны быть эмоционально-позитивными и комфортными. Что же дает с этой точки зрения создание единой информационной среды школы, внедрение ИКТ в образовательный процесс?

Во-первых, применение информационных технологий снимает у ребенка страх самовыражения, стимулирует творческую активность, освобождает от физиологических ограничений. Ребенок с дисграфией и проблемами грамотности сможет писать стихи и прозу, а грамотность текстов будет корректироваться издательской системой в автоматическом режиме. Ребенок, не умеющий, но стремящийся рисовать, сможет заниматься дизайном и графикой с применением графических редакторов. Ребенок, испытывающий страх в ситуации проверки знаний, спокойно тестируется  компьютерной программой. Таких примеров великое множество.

Во-вторых, сам процесс учебного труда становится легче, когда рутинные операции выполняются машиной, когда учитель имеет возможность оперативно привлекать необходимые источники текстовой, графической и аудиовизуальной информации.

В-третьих, расширяются возможности представления учениками результатов учебной деятельности. Это уже не только тетрадные листочки с сочинениями, ответами на вопросы или решенными задачами, а и нечто иное, требующее не репродуктивного, а творческого подхода: гипертексты, презентации, модели. Благодаря использованию ИКТ результатом работы ребенка является эстетически красивый, технически грамотный и, что очень важно, доступный для трансляции и применения другими людьми практически значимый продукт.

В-четвертых, сама учебно-воспитательная деятельность наполняется новыми возможностями. Ученик имеет доступ к электронным учебным материалам, которые можно использовать для самообразования.

В-пятых, способствует формированию культуры школьника, так как он имеет широкий выбор виртуальных музеев, исторических памятников, картинных галерей и других достопримечательностей.

В-шестых, ученик имеет возможность принимать участие в различных дистанционных конкурсах, олимпиадах.

Структуру единой информационной среды образовательного учреждения можно рассматривать с различных точек зрения, что позволяет получить наиболее полное представление о ее месте в образовательной системе учреждения.

Единая информационная среда характеризуется рядом необходимых признаков и свойств, отличающих ее от иных совокупностей информационных объектов или технических систем.

  1. Единая информационная среда выступает условием и средством сложных внутрисистемных взаимодействий типа «человек – техника», «человек – человек», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ». Процессуальный и результативный аспекты этих взаимодействий, направленных на совершенствование человеческой личности, переживаются участниками педагогического процесса и имеют четкую ценностную ориентацию. И на ценностно-целевом уровне это принято всеми, кто работает и обучается в конкретной школе. И если ученик готовится к сдаче экзамена в форме защиты реферата, то вопроса о том, нужна ли для защиты презентация, возникать просто не должно: это требование информационной культуры, это замечательная возможность для структурирования материала, важная в процессе защиты работы, а вовсе не дополнительная нагрузка на ребенка, на которую жалуются родители и которой стремятся избежать учителя.
  2. Единая информационная среда является системным объектом и развивается как открытая самоорганизующаяся система в соответствии с логикой и закономерностями собственного развития, а также в неразрывной связи с развитием педагогической системы образовательного учреждения. Единая информационная среда должна порождать новые формы деятельности в учреждении, менять и обогащать всю систему обучения.
  3. Развитие единой информационной среды связано с постоянным повышением уровня ее организации и технического оснащения. И приобретение новой техники должно быть в логике развития всех процессов, связанных с информатизацией образовательного учреждения.
  4. Единство и целостность структуры информационной среды определяются единством педагогических целей, взаимосвязью решаемых педагогических задач и взаимодействием участников образовательного процесса.

Практика показывает, что при проектировании единой информационной среды образовательного учреждения необходимо следующее:

  • обеспечивать на базе компетентностного подхода формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса, которые должны быть полноценными субъектами информационного взаимодействия;
  • исследовать возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику преподавания всех учебных предметов, а также в деятельность воспитательной службы образовательного учреждения в целях полноценного использования времени и максимального раскрытия способностей детей и взрослых;
  • создать условия для практического применения компьютерной техники участниками образовательного процесса в учебное и внеучебное время, исходя не из возможности, а из потребности;
  • обеспечить для участников образовательного процесса открытый доступ к информационным каналам ЛВС, глобальной сети Интернет и к ресурсам медиатек;
  • организовать процесс критического осмысления накапливаемого эмпирического педагогического опыта, его обобщения и анализа, а также обмен опытом по информатизации образования на различных уровнях;
  • обеспечить непрерывное развитие технической инфраструктуры единой информационной среды, для чего наладить постоянное функционирование технического персонала, проведение плановых регламентных работ, текущего ремонта и экстренного устранения неисправностей для гарантии живучести ЛВС, обеспечить необходимое финансирование процесса.

Информационная система общеобразовательного учреждения (ИСОУ) реализуется на базе локальной вычислительной сети образовательного учреждения. Без этой сети невозможно осуществить информационные потоки и наладить их взаимодействие.

Структура локальной сети ИСОУ включает:

  • Центральный выделенный сервер для хранения единой базы данных образовательного учреждения;
  • Компьютерные классы для преподавания информатики, других общеобразовательных предметов и для организации внеклассной работы;
  • Автоматизированные рабочие места административных работников, сотрудников социально-психологической службы, методистов, библиотеки, учебных предметных кабинетов;
  • Школьный информационный методический центр;
  • Демонстрационные комплексы. 

Все структурные элементы имеют своё предназначение:

  • компьютерные классы предназначены для осуществления образовательного процесса в условиях групповой работы под руководством учителя;
  • специализированные компьютерные классы предназначены для решения определенных дидактических задач, например, для организации изучения иностранных языков;
  • малые информационные комплексы учебных кабинетов (например, химии) обеспечивают применение информационных технологий при организации фронтальной работы с классом (демонстрационный режим) и индивидуаль­ной работы с 1-2 обучающимися;
  • информационно-методический центр (ИМЦ) обеспечивает подготовку и самоподготовку педагогических работников, производство электронных и печатных дидактических средств, ввод данных в базы учителями и классными руководителями;
  • технический комплекс библиотеки обеспечивает автоматизацию учета биб­лиотечного фонда, ведения абонемента и анализ пользования библиотечно-информационными ресурсами:
  • демонстрационный комплекс лекционного зала обеспечивает возможность проведения лекций, внеклассных мероприятий, заседаний педагогического со­вета, родительских собраний и других мероприятий, связанных с использо­ванием информационных ресурсов;
  • автоматизированные рабочие места (АРМ) сотрудников администрации образовательного учреждения;
  • коммуникационный узел обеспечивает доступ к ресурсам сети Интернет.

Для обеспечения работы персональных компьютеров (рабочих станций) необходимо программное обеспечение.

Программное обеспечение ИСОУ складывается из:

  • системного программного обеспечения общего назначения;
  • программного обеспечения для автоматизации деятельности различных служб (учета учащихся и родителей, кадрового учета, составления расписания, ана­лиза успеваемости, автоматизации библиотеки и др.);
  • программно-методического обеспечения для организации учебно-воспитате­льного процесса (обучающие и развивающие компьютерные программы, электронные справочники, мультимедийные энциклопедии и др.);
  • информационных ресурсов образовательного учреждения (единая база дан­ных, учебно-методические банки данных, мультимедийные учебные разработки, хранилище документов, веб-сайт).

Нормативно-организационное обеспечение ИСОУ включает:

  • программу информатизации образовательного учреждения, в которой описы­ваются основные цели, задачи и этапы информатизации, приводится план ме­роприятий и план развития технической инфраструктуры на текущий учеб­ный год;
  • планы реализации тех образовательных проектов, которые образовательное учреждение осуществляет в данный момент;
  • распределение функций между сотрудниками образовательного учреждения, в том числе по управлению процессами информатизации, техническому и методическому сопровождению, обучению и консультированию, внедрению информационных технологий в образовательную практику;
  • регламентирующие документы, в том числе права и обязанности пользователей ИСОУ, графики работы компьютерного оборудования.

Создание ИС в школе № 57

Указанные выше положения о создании информационной среды муниципального образовательного учреждения были на практике использованы при создании ИОС в средней школе № 57. Следует отметить, что не все получилось, как хотелось бы, но впереди предстоит кропотливая работа по приведению ИОС школы к предъявляемым требованиям.

Итак, что же у нас получилось?

Впервые идея создания всего лишь компьютерного класса в школе для возможности проведения занятий по информатике появилась в 1997 году, когда имевшийся в школе компьютерный комплект «Корвет» полностью вышел из строя и не подлежал ремонту.

Общими усилиями и при поддержке родителей на собранные деньги было приобретено три компьютера, которые и стали основой компьютерного класса. Но уже тогда первым шагом стало объединение даже этих трех компьютеров в локальную сеть.

Даже небольшое время работы с приобретенными компьютерами, организованными в определенную систему, показало, какие возможности открываются не только в вопросах обучения детей информатике, но и создания стройной системы учета, хранения и использования имеющейся в школе информации.

Первоначально для себя мы поставили четыре основные задачи:

     – обеспечить обучение учащихся основам владения компьютерной грамотой, умению использовать программы, установленные на рабочих станциях;

     – предоставить учителям возможности доступа к образовательно-методическим ресурсам и использованию их при подготовке и проведении занятий с учащимися по своим предметам;

     – систематизация документации школы, создание единых форм электронных документов (шаблонов), используемых при создании отчетов, справок, запросов, разработка и создание баз данных по учету учащихся школы, результатов успеваемости и другим вопросам;

     – развитие познавательной деятельности учащихся, предоставление им возможности во внеурочное время развивать свою творческую деятельность, участвовать во всевозможных интерактивных конкурсах.

За прошедшие десять лет в компьютерном обеспечении школы произошли большие изменения. В настоящее время в школе насчитывается более 40 компьютеров.

Школа имеет хорошо оборудованный оргтехникой класс информатики, позволяющий проводить занятия с учащимися 2-11 классов. Выход в Интернет обеспечивает возможность использовать в обучении доступные общеобразовательные ресурсы.

На базе кабинета физики создан лекционно-методический кабинет, оборудованный мультимедийным проектором, видеомагнитофоном, принтером и др. оргтехникой.

Кабинет математики оборудован интерактивной доской, используемой для проведения занятий и по другим предметам. В классе установлено пять компьютеров, соединенных в локальную сеть с компьютером учителя, которые в новом учебном году будут использоваться при подготовке к сдаче ЕГЭ, а также и в осуществлении контроля за уровнем подготовки учащихся.

Для обеспечения работы администрации школы в кабинетах заместителей директора по УВР, в приемной директора установлены компьютеры с соответствующим программным обеспечением. Локальная сеть позволяет более рационально организовать учебно-воспитательный процесс, штатное расписание, тарификацию, отчетность, документооборот и оперативный  доступ к имеющейся в школе информации всех пользователей.

Для обеспечения подготовки к занятиям учителей необходимой оргтехникой оборудована учительская.

На сегодняшний день ИОС нашей школы можно представить в виде следующей схемы:

На схеме пунктиром обозначены связи, которые планируется создать в ближайшей перспективе.

Из указанной схемы видно, что нам еще далеко до совершенства, но первые шаги в этом направлении уже сделаны, основы заложены. Не всегда наши желания совпадают с нашими потребностями, а еще более с возможностями. Ниже пойдёт речь о трудностях, с которыми мы столкнулись в ходе создания своей ИОС, особенно в последнее время.

Значительное увеличение поставок в школы современной оргтехники, переход на свободное программное обеспечение требует подготовленных специалистов, которые могут его установить и сопровождать в ходе повседневной деятельности. В настоящее время подобные должности специалистов в штате школы отсутствуют. Зачастую это люди, работающие по совместительству, приходящие по вызову на разовой договорной основе, зачастую и просто знакомые, работающие на чистом энтузиазме или потому, что в школе учатся их дети.

Наличие в школе грамотного подготовленного специалиста, который отвечает за работоспособность ИОС, способствует повышению компьютерной грамотности и самих учителей, которые желают использовать в образовательном процессе современные компьютерные технологии, но им зачастую не хватает собственных знаний, учитель информатики не всегда имеет возможность помочь, а к кому-то другому обратиться нет возможности.

Научиться пользоваться компьютером возможностей много, а вот дать серьезную подготовку в области использования ИКТ в конкретном предмете – с этим сложнее.

Нужна ему, особенно если он человек опытный, с наработанным  дидактическим и методическим багажом, это головная боль? Вот и получается, что для реализации неисчерпаемых дидактических преимуществ ИКТ в преподавании самых различных предметов, а также для эффективного использования весьма дорогостоящей техники, необходимо не только переломить, а еще и порой переломать многое десятилетиями наработанное. Но даже на данном этапе учителя формируют информационную культуру учащихся, умело направляя творческую активность в нужное русло. На протяжении последних лет наши ребята участвуют в различных инновационных конкурсах, выставляя как индивидуальные работы, так и совместные с учителями-предметниками, общую техническую поддержку осуществляет учитель информатики. Конкретные результаты  и достижения представлены в приложении.

В нашей школе 80% учителей прошли базовое обучение в ГЦИ «Эгида» или на тьюторской площадке. Большинство учителей понимают необходимость применения на уроках инновационных технологий и постепенно начинают внедрять их в свою практику. Задача администрации организовать целенаправленную работу в методических объединениях по обновлению способов педагогической деятельности, профессиональному развитию педагогов в области применения ИКТ для целей образования.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 75)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением