Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96

Ведущая рубрики
Все статьи автора(4) Вера Викторовна Сундеева,

руководитель организационно-методического направления

Областного центра работы с одаренными детьми

Новосибирской области

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

 

«Утро было тихое, город, окутанный тьмой, мирно нежился в постели.

Пришло лето, и ветер был летний – теплое дыхание мира, неспешное и ленивое.

 Стоит лишь встать, высунуться в окошко, и тотчас поймешь:

вот она начинается, настоящая свобода и жизнь, вот оно, первое утро лета».

 Рэй Бредбери. «Вино из одуванчиков»

 

И педагоги, и дети каждый год с нетерпением и удовольствием ждут лета. Дети, чтобы отдохнуть от уроков, ранних пробуждений, обязательных контрольных. Педагоги – чтобы осмыслить прошедший учебный год, увидеть со стороны свои победы и промахи, поставить перед собой новые грандиозные планы, накопить сил для обучения, воспитания и развития своих учеников.

Так бывает, что нам, взрослым, хочется перестать быть серьёзными и правильными и, забыв о заботах повседневности, окунуться в волшебный мир детства. Со стороны, жизнь младших школьников видится временем беззаботности и развлечений. А на самом-то деле, дети – это великие труженики, которые ежеминутно осваивают окружающий мир. В их жизни огромное количество запретов и ограничений, и вместе с этим – море требований и правил, которые необходимо усвоить и принять. Особенно ярко это заметно в начальной школе. Вспомним себя: образ учителя, особенно первого, сохраняется в памяти  в самых ярких  характеристиках: «...фамилию учителя можно и забыть, – писал В.П. Астафьев, – важно, чтоб осталось слово «учитель»! И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они живут».

Чем более одарены наши дети, тем более выражено у них  стремление к познанию нового, неизвестного. Педагоги и родители наблюдают проявление одарённости в неутомимом поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности. Конечно, с такими детьми интересно, но нелегко работать. И никакой опыт, никакая наука не помогут педагогу, если нет любви. Любовь – это мостик к детскому сердцу, которое чутко и отзывчиво. Вспомним хотя бы слова писателя Антуана де Сент-Экзюпери, который утверждал: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

Учителя начальных классов МБОУ СОШ № 162 с углубленным изучением французского языка Советского района г. Новосибирска Наталья Сергеевна Неволько и Елена Юрьевна Шанаева в статье «Подходы к выявлению, развитию и образованию одаренных детей в начальных классах» рассматривают  систему педагогических условий, способствующих активному развитию младшего школьника в процессе формирования основ учебной деятельности.

В статье «Развитие одарённости младших школьников посредством участия в конкурсах, олимпиадах и интеллектуальных играх» Оксана Александровна Гребенникова, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 100, руководитель МО учителей начальных классов Заельцовского района города Новосибирска, рассматривает педагогическую модель развития познавательной активности младшего школьника с учётом социализации.

По утверждению ученых, объем научных знаний удваивается примерно через каждые десять лет, чтобы человек не отстал от жизни, от науки, он должен непрерывно обновлять и пополнять свои знания и умения. В связи с этим одной из основных задач общеобразовательной школы является сосредоточение усилий на работе с одаренными детьми. Организация работы в специализированных классах ориентирована на индивидуальные образовательные траектории учащихся. Эта идеология заложена в новом образовательном стандарте старшей школы. Учитель знает, что врожденные задатки даны от природы, но то, как этот дар проявляется, зависит от правильного подхода к человеку, обладающему этими задатками. И если подход верный, то появляются всемирно известные личности – А. Пушкин, Н. Гумилев, Л.Ландау, Д. Шостакович, Л. Капица.

Образовательная задача – повысить интерес, мотивацию, сделать учебный процесс максимально насыщенным и максимально интегрированным в ту инновационную инфраструктуру, которая сейчас формируется в Новосибирской области, успешно решается педагогами, работающими в спецклассах естественнонаучного и математического профилей  в гимназии № 6 «Горностай» Советского района.  Этому вопросу посвящено две статьи: «Российское могущество прирастать будет Сибирью!». Авторы – Путинцева Ирина Германовна, директор гимназии, Мазур Мария Ивановна, учитель математики, Константин Викторович Кирилин, дежурный по качеству образования в гимназии, имеют самое прямое отношение к организации  спецклассов. И статья «Подводные камни» обучения гимназистов в девятом физическом классе» Ухиновой Людмилы Викторовны, учителя математики, классного руководителя 9 «Ф» класса, в которой автор делится своим педагогическим опытом первого года работы в специализированном классе.



Развитие одарённости младших школьников посредством участия в конкурсах, олимпиадах и интеллектуальных играх
Автор: Оксана Александровна Гребенникова
Статья понравилась: 6

Начальная школа – принципиально новый этап в жизни ребенка, т.к. начинается систематическое обучение в образовательном учреждении. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить формирование познавательной мотивации учащихся, их готовность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками; выявить и развить творческие способности ребенка, те задатки исследователя, которые заложены у него от природы.

(4308 просмотров)
Подходы к выявлению, развитию и образованию одаренных детей в начальных классах
Статья понравилась: 4

В настоящее время в системе Российского образования происходит много изменений, касающихся учебного плана, наполняемости классов, финансирования, системы аттестации учителей. Но и в такой ситуации можно радоваться вместе со своими учениками, открывая все новые страницы истории и культуры.

(1058 просмотров)
Российское могущество прирастать будет Сибирью!
Статья понравилась: 4

Все, кто каким-либо образом причастен к нашей гимназии, давно привыкли, что «Горностай» всегда с большим интересом следит за всеми инновациями и смело участвует во множестве экспериментов.

(827 просмотров)
«Подводные камни» обучения гимназистов в девятом физическом классе
(записки классного руководителя)

Автор: Людмила Викторовна Ухинова
Статья понравилась: 2

Первого сентября 2010 года в гимназии № 6 «Горностай» открылся девятый физический класс, чему предшествовал трудный «отбор», а лучше сказать «набор» претендентов. Если следовать статистике, которая говорит о том, что «одаренных» детей примерно 3%, то набрать 25 «одаренных» физиков практически невозможно.

(759 просмотров)