Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96


Все статьи автора(2) Оксана Александровна Гребенникова,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 100,
руководитель МО учителей начальных классов Заельцовского района г. Новосибирска

Развитие одарённости младших школьников посредством участия в конкурсах, олимпиадах и интеллектуальных играх

Начальная школа – принципиально новый этап в жизни ребенка, т.к. начинается систематическое обучение в образовательном учреждении. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить формирование познавательной мотивации учащихся, их готовность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками; выявить и развить творческие способности ребенка, те задатки исследователя, которые заложены у него от природы.

Современная жизнь требует гибкости мышления и творческого подхода к решению проблем. Насколько продвинется вперёд общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом, а значит и познавательной активностью подрастающего поколения. Использование в работе с детьми конкурсов разного направления, интеллектуальных марафонов и предметных олимпиад создаёт атмосферу творческого поиска, повышает уровень знаний и познавательной активности учащихся.

Проблема развития познавательной активности учащихся особенно актуальна в настоящее время. Сегодня, в период перехода к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача – подготовить человека, соответствующего этой новой культуре. В Концепции государственного стандарта общего образования сказано: «Развитие личности – смысл и цель современного образования… Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы». Важной целью образования в этих условиях становится подготовка учеников к решению проблемных ситуаций, к овладению деятельностью, направленной на развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся, учитывая их психологические способности.

Основной целью работы учителя по развитию познавательной активности учащихся начальных классов является создание условий, обеспечивающих мотивацию к образованию и развитию личности школьника, её интеллектуального и духовного начала; гуманное отношение к ребенку.

Районным методическим объединением учителей начальных классов ежегодно проводятся различные конкурсы для учащихся (агитбригад, поэтов, чтецов, сочинений, поделок и рисунков), предметные олимпиады, конкурсы исследовательских и творческих работ по различным направлениям науки, техники, культуры, фестивали, научные конференции школьников, главными целями которых являются: сохранение и развитие лучших традиций гуманитарного образования школьников; повышение общей культуры учащихся; расширение внутрирайонного культурного пространства; содействие повышению культурного уровня младших школьников.

Для развития познавательной активности младших школьников мы используем различные развивающие и творческие проекты. Примером может служить ряд замечательных конкурсов для определения уровня сформированности ключевых компетентностей: интеллектуальный марафон «Угадай-ка», который проходит в нашем районе в течение 7 лет. Целью этого марафона является раскрытие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников посредством игровой практики, формирование у младших школьников первичных коммуникативных умений и навыков игрового взаимодействия; поддержание устойчивого интереса к образовательным предметам, выявление юных талантов. Участие в этом марафоне позволяет участникам значительно расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации, вырабатывать умение работать в команде в условиях ограниченного времени. А методическое мастерство учителей повышается за счет участия в работе по созданию банка интеллектуально-игровых программ для младших школьников, информационно-методического обеспечения марафона, увеличения числа педагогов, работающих в области интеллектуального развития младших школьников.

Участники интеллектуальных игр – учащиеся 1-3 классов. Каждое образовательное учреждение представляет одну команду из 6 человек: 2 ученика первых классов, 2 ученика вторых классов, 2 ученика третьих классов. Игры проходят в три этапа:

I этап – школьный;

II этап – районный;

III этап – финал.

Тематика игр определяется членами оргкомитета и предполагает выявление общей эрудиции участников в пределах школьных программ по русскому языку, литературе, окружающему миру и математике и логике.

К участию в играх допускаются команды, участники которых соблюдают правила общественного порядка, демонстрируют соответствующий соревнованиям районного ранга стиль поведения, внешний вид, корректно относятся к соперникам. Наибольшее количество баллов приносят команде учащиеся первых классов, т.к. они отвечают на все вопросы для всех классов. Ученики вторых классов на свои вопросы и вопросы третьеклассников. А третьеклассники – только на свои вопросы. В результате команда, набравшая наибольшее количество очков, переходит в следующий тур.

 

 

Также в нашем районе ежегодно проводится конкурс чтецов «Звонкий голосок» и агитбригад на темы общественно-политического значения, близкие младшим школьникам (военные, патриотические, экологические). На конкурс чтецов предлагаются к исполнению тексты произведений, посвящённые поэту-юбиляру и ребята с удовольствием знакомятся с творчеством поэтов, их произведениями и на конкурсе представляют наиболее понравившиеся стихи. В мае обычно мы проводим конкурс сочинений и рисунков, посвящённый Великой Отечественной войне. Целью этих конкурсов является воспитание у учащихся гражданственности и патриотизма; ответственности живущих сейчас за судьбы страны; уважения к бессмертному воинскому подвигу; формирование важности понимания общечеловеческих ценностей; развитие творческих способностей; приобщение учащихся к литературному и художественному творчеству; создание условий для развития художественно-речевой деятельности младших школьников.

 

 

Традиционно такие встречи проходят в атмосфере сотрудничества, открытости и откровенности. Именно здесь дети могут раскрыть свою артистичность, поэтический дар, развить художественный вкус.

Как же ярко проявляются таланты чтецов, риторов и исполнителей во время проведения конкурса, какие можно услышать авторские стихи, инсценировки, как красивы и одухотворены дети.

 

 

В январе-феврале ежегодно проходят этапы конференции младших школьников «Моё первое исследование». Целью этого конкурса является развитие у младших школьников познавательных способностей, умений и навыков исследовательской деятельности, выявление одаренных детей, демонстрация и пропаганда лучших достижений учащихся, опыта работы ОУ по организации научно-исследовательской деятельности, активизации внеклассной и внешкольной работы, развитие сотрудничества и взаимодействия между учащимися начальных классов, педагогами образовательных учреждений Заельцовского района. На протяжении шести лет на конкурс предоставляют работы ОУ всего района, работает десять секций. Общее количество работ – более пятидесяти. Представляемый материал дает возможность каждому участнику конференции расширить знания и развить способность анализировать, сравнивать, обобщать. Каждая конференция – это значимое образовательное событие, «собственное» открытие для ученика, проявление поиска и творчества. Победители районного этапа принимают активное участие в городском туре, где ежегодно становятся победителями во всех номинациях.

Подготовка ученика к успешному публичному выступлению требует кропотливой работы учителя. Юному исследователю я помогаю не только осмыслить выделенную им проблему, но и спрогнозировать эффективные и рациональные пути её разрешения. Затем обучающийся сам выдвигает гипотезы, анализирует, доказывает. В конечном итоге совместно продумываем форму представления творческого «исследовательского продукта». Все мы проходим трудный, но интересный путь проб, поисков и открытий.

Представляемый материал дает возможность каждому участнику конференции расширить знания и развить способность анализировать, сравнивать, обобщать. Каждая конференция – это значимое образовательное событие, «собственное» открытие для ученика, проявление поиска и творчества. Каждое такое мероприятие становится фейерверком мысли, интереса, удивления и самоудовлетворения потребностей в знаниях, роста интеллекта и развития творческих способностей обучающихся.

 

 

В марте методическим объединением проводится конкурс поделок и открыток к 23 февраля и 8 марта, что способствует:

     – формированию у детей понимания важности семейных ценностей;

     – воспитанию любви и уважения к родителям;

     – воспитанию патриотизма, активной жизненной позиции и чувства ответственности;

     – формированию коммуникативных умений и навыков;

     – развитию творческих способностей учащихся, выявлению и поддержке одарённых детей.

Ежегодно в марте-апреле проходят этапы предметных олимпиад. Олимпиады младших школьников должны способствовать развитию логического мышления, развивать умственную инициативу, учить применять свои знания в нестандартных ситуациях, развивать внимание. Кроме того, расширять кругозор ученика, вызывать интерес к изучаемому предмету, углублять полученные ранее знания, проявлять сообразительность, расширять поисковую деятельность учащихся, направленную на решение поставленной задачи.

Проводя мониторинг результатов предметных олимпиад, мы определяем уровень овладения знаниями и умениями мотивированных к учебной творческой деятельности учеников начальной школы. Прежде всего, это даёт представление о потенциале школы, позволяет выстроить перспективу ее развития, кроме того, провести отбор и дальнейшее отслеживание одарённых учащихся.

Олимпиады занимают важное место в развитии детей. Именно на первой ступени обучения происходят первые открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности развивают ребёнка, стимулируют интерес к различным наукам. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребёнка.

Олимпиадные тесты по предметным областям: русскому языку, литературе, математике, окружающему миру, иностранному языку, разработаны и составлены в ГЦРО методистами по начальному образованию и педагогами, входящими в состав городского методического совета учителей начальных классов. Проведение предметных олимпиад является одним из индикаторов качества оказания образовательных услуг в школах. На протяжении нескольких лет в районе успешно работают творческие советы по подготовке и проведению предметных олимпиад. Кроме того, в конце каждого учебного года в школы передаются спецификации тестов учащихся – участников городских туров олимпиад.

 

 

Ежегодно дети нашего района становятся победителями в городских предметных олимпиадах и конкурсах исследовательских работ. С огромным желанием наши дети принимают участие во Всероссийских конкурсах «Кенгуру», «Русский Медвежонок», городских «Лукоморье» и «Седьмой лепесток». Учащиеся нашего района с удовольствием принимают участие в этих играх и входят в золотой фонд. Главная цель этих игр – привлечь как можно больше ребят к решению непростых задач, показать каждому школьнику, что обдумывание и нахождение правильного варианта ответа может быть делом живым, увлекательным и даже весёлым.

Таким образом, грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у ребят стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, творческие способности, навыки проектно-исследовательской деятельности.

 

Библиография:

    1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. 1997.
    2. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. – М., Просвещение, 2002.
    3. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Академия, 1997.
    4. Козлов В.В., Кондаков А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2009.
    5. Кондаков А.М., Кузнецов А.А. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. – М.: Просвещение, 2008.
    6. Леонтьева М.Р. Базисный образовательный план, из интервью с главным редактором издательства Просвещение», руководителем группы разработчиков образовательного стандарта второго поколения, 2008.
    7. Ляшко Л.Ю. МАН «Интеллект будущего»: система работы с одаренными детьми. – М., 2010.
    8. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. – М.: Педагогическое общество.
    9. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. – 2003. С.203
    10. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М., 1971.
    11. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М., 1988.
    Версия для печати
    Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
    (всего - 6)
    Комментировать Комментировать
    (всего - )
    ? Задать вопрос ведущему рубрики
    (всего - 0)
    Остальные публикации раздела / Все статьи раздела