Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96


Ирина Германовна Путинцева, директор МАОУ гимназии № 6
«Горностай» Советского района г. Новосибирска,
Мария Ивановна Мазур, заведующая кафедрой математики
МАОУ гимназии № 6 «Горностай» Советского района г. Новосибирска
Константин Викторович Кирилин, заместитель директора по УВР
МАОУ гимназии № 6 «Горностай» Советского района г. Новосибирска

Российское могущество прирастать будет Сибирью!

Все, кто каким-либо образом причастен к нашей гимназии, давно привыкли, что «Горностай» всегда с большим интересом следит за всеми инновациями и смело участвует во множестве экспериментов.

И конечно, когда весной прошлого года среди школ области был объявлен конкурс на создание спецклассов естественнонаучной направленности (с углубленным изучением физики, химии или физики), гимназия просто не могла не принять в нем участия.

Идею создания специальных классов для продвинутых школьников высказал в начале 2010 года губернатор области В.А. Толоконский. Целью их организации было создание в Новосибирской области и всей Сибири интеллектуальной базы для развития инновационной экономики. Примером для этого послужил опыт Физматшколы (СУНЦ) при НГУ. За несколько десятков лет ее существования сотни выпускников стали докторами наук, сказали свое веское слово в науке. А взятый Новосибирской областью курс на инновационную экономику, требует значительно большего числа специалистов в перспективных направлениях знания, чем могут обеспечить нынешние общеобразовательные школы.

В создаваемых спецклассах изначально планировалось использовать опыт Физматшколы, поскольку выпускники ФМШ получают очень хорошие результаты и поступают в самые престижные вузы. Поэтому и программа спецклассов была максимально приближена к программе ФМШ. К основным школьным часам было добавлено 10 часов внеурочной деятельности (во второй половине дня). Это время, которое можно потратить на организацию взаимодействия с ВУЗами, работу в лабораториях НИИ, дополнительные занятия с преподавателями, индивидуальную работу по подготовке к олимпиадам, конкурсам, исследования и проекты.

Кроме того, в спецклассах предусмотрено деление на подгруппы по углубляемым предметам, а также предполагается поставка в школу дополнительного оборудования для организации учебного процесса. Все это потребовало большого дополнительного финансирования из областного бюджета, и именно поэтому не так просто было открыть эти классы.

На конкурс по созданию спецклассов была подана 41 заявка, из которых областной комиссией было выбрано 19 школ.

Гимназия выиграла этот конкурс и более того, вошла в число нескольких школ, которым было разрешено открыть по два специализированных класса! Так в нашей гимназии в этом учебном году появились  специализированные классы: 10 математический и 9 физический.

Для того чтобы попасть в спецклассы, каждый желающий (из любой школы!) проходил собеседование и представлял портфолио, которое состояло из дипломов участника или победителя олимпиад, конференций, конкурсов, информации о внеклассной занятости ученика – участие в секциях, кружках, в научных обществах. Прикладывалась рекомендация учителей по профильному предмету. Интересно было читать эссе о своих планах на жизнь и будущую профессию. Зачем кандидат идет в класс, что планирует делать после школы. Важно было узнать амбиции ученика – где хотел бы работать в будущем. Это и показывает его мотивацию к учебе.

В результате состав спецклассов сформировался. И в 10 «М» (математическом) и в 9 «Ф» (физическом) классах костяк составили ученики гимназии, но, тем не менее, около 1/5 учеников каждого из спецклассов оказались из других школ, ведь поступить в спецкласс мог ученик любой школы! Учеба в таком классе – это большая перспектива для любого, кто в  него попал и действительно имеет способности к естественным наукам!  Поэтому, для создания этих классов, гимназия пошла на переформирование 9 и 10 параллелей.

Для спецклассов были разработаны особые программы не только по тем предметам, которые необходимо углублять (что естественно), но и по всем остальным предметам! Ведь нагрузка по профильным предметам в этих классах такова, что на изучение материала по остальным предметам просто не остается достаточного количества времени! Именно поэтому и потребовалась переработка программ непрофильных для данных классов предметов, с целью максимально сосредоточить прохождение учебного материала на уроке и минимизировать домашнее задание!  К преподаванию в спецклассах по профильным предметам были привлечены учителя, чьи кандидатуры были согласованы с ФМШ и с курирующим проект спецклассов «Областным центром по работе с одаренными детьми».

И вот с 1 сентября 2010 года два спецкласса нашей гимназии приступили к учебе. Конечно, пока не было поставлено оборудование (к сожалению, поставка затянулась, но в ближайшее время все-таки оборудование должно прийти), многие поступившие в спецклассы оказались не совсем готовы к той нагрузке и к тем требованиям, которые к ним предъявляли преподаватели. Но учебный процесс начался… Как обычно, в новом деле было много разных проблем, тревог, волнений, конфликтов, непониманий… Были несправившиеся и сошедшие с дистанции ученики…

…В четверг, 3 февраля, в гимназии был проведен малый педсовет, на котором обсуждалась работа в специализированных классах гимназии, подводились итоги полугодия, рассматривались результаты участия в олимпиадах. Учителя и администрация вели конструктивный диалог, озвучивали проблемы, вырабатывали пути их решения, советовались, спорили… Все сошлись на том, что опыт создания таких классов позитивен как для гимназии, так и для учеников этих классов. В результате, ученики спецклассов начали адаптироваться к большой интеллектуальной нагрузке, у них стало получаться более эффективно использовать свое время. И естественно, стали появляться результаты.

Конечно, в спецкласах изначально были собраны талантливые ученики, но тот спектр результативности, который они показали за последнее время, действительно поражает!

Это иллюстрируют их достижения на Всероссийской олимпиаде.

Муниципальный уровень – в спецклассах: 22 призера (8 – по математике, 5 – по физике, 2 – по химии, 7 – по другим предметам).

На региональной олимпиаде 3 ученика спецклассов становятся ПОБЕДИТЕЛЯМИ (чистое 1 место!): Кориков Кирилл (10 «М») по математике, Седухин Олег (9 «Ф») по физике и Гуляк Евгений (9 «Ф») по русскому языку! Кроме того, ученики спецклассов в областной олимпиаде попали в десятку лучших по физике: Седухин Олег (9 «Ф»), Клименко  Георгий (9 «Ф»); химии: Гуляк Евгений (9 «Ф»); математике: Матвеев Максим (9 «Ф»), Седухин Олег (9 «Ф»), Цой Алексей (9 «Ф»), Сальников Владислав (9 «Ф»).

К сожалению, не умещаются в формат статьи все достижения учеников спецклассов в других олимпиадах и конкурсах, которых целая масса!

Но можно уверенно сказать, начало положено – так держать! Пожелаем всем ученикам спецклассов успехов в учебе, а победителям областной олимпиады успеха на ВСЕРОССИЙСКОМ уровне!

«Российское могущество прирастать будет Сибирью!» (Михаил Ломоносов)

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела