Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96


Людмила Викторовна Ухинова,
учитель математики МАОУ гимназии № 6 «Горностай»
Советского района г. Новосибирска

«Подводные камни» обучения гимназистов в девятом физическом классе
(записки классного руководителя)

«Быть крылатым от рожденья – лучше всех на свете благ».

Первого сентября 2010 года в гимназии № 6 «Горностай» открылся девятый физический класс, чему предшествовал трудный «отбор», а лучше сказать «набор» претендентов. Если следовать статистике, которая говорит о том, что «одаренных» детей примерно 3%, то набрать 25 «одаренных» физиков практически невозможно. Поэтому остальных 97% класса пришлось добирать из числа «желающих изучать углубленно физику и математику». И к этому надо быть готовыми.

Основу 9 «Ф» класса составили ученики восьмого исследовательского класса гимназии «Горностай». Эти ученики имели хорошую подготовку по предметам, были обучены исследовательской деятельности.

 Вместе с тем в класс пришли дети из других школ, других классов, дети, имеющие разную подготовку по предметам. И это стало следующей проблемой для учителей и классного руководителя 9 «Ф» класса. Частично эту проблему решило деление класса на две группы при изучении физики, математики, информатики и английского языка. Деление осуществлялось по принципу «начинающих» и «продолжающих», при котором учителя постарались объединить «сильных» и поддержать «слабых». И все-таки без «отсева» не обошлось. И к этому тоже надо быть готовым.

Не секрет, что каждый учитель в душе считает свой предмет самым главным.  При этом каждый учитель спецклассов не должен «тянуть одеяло на себя», и помнить принципы обучения предметам в старших профильных классах.

Принципы обучения в старших профильных классах

  

По профильным дисциплинам

По непрофильным дисциплинам

  1. min max – 1 (существенно уменьшить объем минимума содержания образования и увеличить время на образовательный процесс по профилю).
  2. min max – 2 (определяет стратегию организации образовательного процесса по темам: учитель сообщает минимум научной информации по теме, ученик самостоятельно получает ту научно-практическую информацию, которая определена учителем в соответствии со стандартами и требованиями ПГЭ).
  3. Диалоговая система обучения: учитель-режиссер,учитель-соучастник собственного образования.
  4. Преобладание творческой деятельности ученика.
  5. Активное участие ученика в мероприятиях по профилю (олимпиады, конкурсы, конференции, посещение спецкурсов в школе, вузах и НИИ).
  6. Гуманизация образования.

 

 

  1. Обеспечение заинтересованности учащихся предметом.
  2. min max – 3 (минимум домашних заданий, максимальное усвоение изучаемого материала на уроках).
  3. Максимальное исключение конфликтных ситуаций.
  4. Поощрение творческой деятельности без дополнительной нагрузки.
  5. Гуманизация образования.

 

Коллектив учителей спецкласса должен быть коллективом единомышленников – и к этому надо быть готовыми.

         Коллектив учеников 9 «Ф» класса формировался очень нелегко. Объединению мешало:

  • «ностальгия» по старым коллективам;
  • не всегда адекватная самооценка;
  • разный уровень подготовки.

Сопровождение опытного психолога обязательно.

Надо сказать, что много сил ученики девятого физического класса отдают олимпиадному движению. Олимпиады различного уровня, конкурсы, конференции отнимают и много учебного времени. Важно при этом грамотно построить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика.

А самое главное – нужно верить в каждого ученика и вселять эту веру в них.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела