Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96


Ведущий рубрики
Все статьи автора(17) Алексей Викторович Малыгин,

учитель математики НОУ Православная Гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского г. Новосибирска,

победитель областного конкурса «Учитель Года – 2010»

Духовно-нравственная победа России в войне с Наполеоном

Академик Д.С. Лихачев писал: «Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накопленной» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство».

Колоссальный потенциал для воспитания духовно-нравственных ценностей у современных российских школьников заложен в обращении к священным страницам истории нашей страны.

Следующий – 2012 год – год празднования 200-летнего юбилея победы России в Отечественной войне 1812 года.

Настоящая статья – скромная дань памяти не только и не столько военной победе в этой войне. Это дань памяти нравственному подвигу русского народа; народу, который, пройдя через суровые испытания войной, претерпев грабеж, насилие, поругание святыни – не поддался злобе и мести, не воздавал французам (и другим народам Европы) злом за зло, в ответ не грабил, не убивал и не обижал мирных жителей побежденных стран.

Вызывает удивление и восхищение приказ М.И. Кутузова, который он издал в декабре 1812 года. Вот, что он писал при переходе войск через границу Российской империи: «…Итак, воины, вступя в пределы соседственные, … соблюдите порядок и устройство; обходитесь с жителями, как с ближними, и поражая коварного неприятеля, будьте защитниками мирных граждан… Заслужим же благодарность иноземных народов и заставим Европу с чувством удивления восклицать: «Непобедимо воинство русское в боях и неподражаемо в великодушии и добродетелях мирных». – Вот благородная цель, достойная героев; будем же стремиться к ней, храбрые воины!»

В приказах всегда коротко говорят о самом главном. Главнокомандующий русскими войсками в своем приказе ставит перед своими солдатами не столько военную, сколько духовно-нравственную задачу: завоевать не территорию, а «завоевать» сердца и благодарность иноземных народов. Уже в одном этом факте нужно усмотреть нравственную высоту русского народа, способного решить такую задачу. Русские солдаты и офицеры с честью исполнили этот приказ Кутузова! В этом, по мысли Кутузова, и есть настоящее геройство.

Достичь только военной победы и даже разгромить противника на его территории – еще не означает прекратить войну: если враг затаил злобу, он может собраться с силами и снова напасть. Чтобы больше не было войны, нужно победить саму злобу – это можно сделать, если в сердцах врагов вместо злобы воцарится благодарность и мир. Именно это было достигнуто русским народом в войне с Наполеоном. Но достичь этого наш народ смог только потому, что сам не озлобился, не превратился в мстителей; т.е. только потому, что наш народ явил всю высоту и чистоту своей духовно-нравственной культуры, которую создавал в течение нескольких веков.

Опишем некоторые эпизоды войны, говорящие о том, как именно нашим народом достигалась духовно-нравственная победа над самой войной.

Неоднократно происходили эпизоды, один из которых описан в дневнике генерал-майора Павла Пущина: «Сдавшиеся в плен голодные французы устремили на пищу полумертвые глаза свои. Несколько русских солдат, оставя ложки свои, встали и сказали прочим товарищам: «Ребята, что нам стоит не поесть! Уступим наше горячее французам!» Вдруг все встали, а пленные французы тотчас бросились к пище, не могши скрыть своего удивления». Как видим, не понадобилось никакого приказа командира для того, чтобы русские солдаты добровольно накормили пленных французов.

Показательна история одного из военнопленных французов, проживавшего в Елабуге.

Пьер Бурже, коренной парижанин 22 лет от роду, оказался в Елабуге не по своей воле. Когда в 1811 г. Пьера призвали на службу в армию, он обрадовался. Ему было интересно побывать в других странах. Он гордился, что будет участником новых военных походов. Пьер с увлечением заслушивался рассказами о легкости, с которой покоряется Франции Европа и как будет завоевана огромная, далекая и загадочная Россия.

Оказавшись вдруг в Елабуге, Пьер долго не мог понять, что же такое случилось. Прежняя улыбчивость навсегда исчезла с его лица. Он больше не смеялся, стал грустен и задумчив. А подумать действительно было над чем. О странных превратностях судьбы, например. Шел в Россию самоуверенный, гордый и веселый, шел завоевателем. И вот оказался в плену у тех странных русских бородачей, что в лесах России гуляют промеж медведей. Сразу после пленения Пьера охватил страх. Он уже мысленно простился с жизнью: был уверен, что его вскоре посадят на кол или живым зароют в могилу, как об этом говорили командиры.

Особенно удивительным и постыдным для Пьера был факт его пленения. А дело было так. Пьер с отрядом своих соотечественников находился в разведке в смоленских лесах. И неожиданно на лесной полянке оказался в окружении. Не успел оглянуться и ахнуть, как был сбит с ног каким-то старым мужиком. Грозное, невиданное оружие – трехрожковые деревянные сенные вилы – прижали Пьера к земле. Его разоружили, связали вместе с другими захваченными разведчиками и погнали в плен. Какое нелепое положение! Как он, Пьер, без сопротивления попал в руки партизан, которые к немалому удивлению, отогрели его в деревенской избе, накормили печеной картошкой, напоили горячим брусничным чаем. И затем целого, немножко помороженного сдали в лагерь военнопленных. В сборной колонне французов, итальянцев, немцев, поляков, португальцев и одного швейцарца Пьер прибыл в Елабугу.

Зима 1812-1813 гг. стояла суровая. Морозы сильные и продолжительные. Елабужане ходили в валенках, меховых шубах, овчинных полушубках и даже в тулупах. Странным казалось появление на улицах Елабуги молодого высокого худощавого человека, одетого в легкую поношенную шинель. Ходил он быстрыми шагами по одному и тому же маршруту. Конечная цель – Рыбная площадь, здание почты. Здесь он отогревался и затем каждый раз задавал почтовой сотруднице один и тот же вопрос: «Не получено ли, мадемуазель, разрешение на прием писем в далекую Францию?»

На почте уже привыкли к этому постоянному посетителю. «Идет парижанин Пьер», – говорили почтовики, завидев его фигуру. А на вопрос следовал вежливый ответ: «Нет, мусье Пьер, разрешения на письма не поступило».

Нелегко было сынам южной Европы привыкать к местному климату, к непонятному языку, к новым людям.

Но Пьер был молод, силен, не гнушался никакой работой. Пьер устроился в семье местного чиновника Григория Ивановича Казаковцева. Здесь он был за работника «на все руки». Колол дрова, топил печи, ходил на базар с хозяйкой, убирал двор, чистил на кухне картошку, носил воду, нянчил ребятишек, а тех, что постарше, обучал французской речи. Тогда в Елабуге в богатых домах стало модным иметь «гувернера» – воспитателя-француза.

Пьер своей жизнью был доволен. Многим его соплеменникам пришлось гораздо труднее, особенно пожилым.

Елабужане извлекли для себя определенную пользу из пребывания в их городе военнопленных. Во-первых, они многое узнали о далекой стране, ее народе, жизни. Во-вторых, елабужская молодежь выучилась говорить, а многие – читать и писать по-французски.

По своей простоте и природной доброте елабужане сочувствовали военнопленным, особенно нижним чинам. Их никто не обижал. Больных и слабых местные жители подкармливали и лечили всем, что имели и чем могли. Никто из елабужан не плевал пленным в лицо, не избивал их, как о том говорилось во Франции перед «великим походом» на Россию. Никто не вымещал на пленных человеконенавистнической злобы. Когда военнопленные стали возвращаться домой, их провожали дружескими пожеланиями и добрыми советами. Обо всем этом и рассказал Пьер своим родителям и невесте, когда вернулся в Париж.

Только в продолжение всей жизни Пьер остался угрюмым, задумчивым. Он часто вспоминал Россию и Елабугу добрым словом. А о подробностях своего неудачного «завоевательства» поведал своей семье и друзьям лишь перед самой смертью.

Умирая в 82-летнем возрасте, Пьер завещал своим детям и внукам: «Не ходите больше в завоевателях в Россию. Не ходите никогда! С Россией надо дружить».

Известны случаи, которые не так уж редко возникали в 1813-1815 годах. Ситуация: русские войска на территории, например, Чехии. Про один из эпизодов известно следующее: «В марте 1814 года в окрестностях Унгошти была расквартирована русская дивизия в числе 3374 рядовых солдат, двух штабных и 30 боевых офицеров, 240 младших офицеров, 42 музыкантов, трех тысяч артиллеристов и 60 человек прислуги. Первыми на место прибыла сотня донских казаков. В крупных крестьянских дворах расположились на постой до 40 человек, спавших в сараях, на сеновалах и всюду, где только удалось устроиться... Русские солдаты сами варили себе пищу из собственных продуктов, офицеры питались у хозяев или в корчме и всегда за еду платили. В российской армии была строгая дисциплина и суровая система наказаний, поэтому ни в одной хронике не осталось упоминаний о серьезных конфликтах с населением. Разве что рухнул чей-нибудь забор, у которого были привязаны казачьи лошади. Высокая нравственность казаков тоже не представляет сомнений…» (Долейши Й. «Чешские следы казаков атамана Платова» // Журнал «Русское слово», 2010, №4. Режим доступа: http://www.ruslo.cz/articles/560).

После войны 1812-1815 гг. жители городов в Европе несколько десятилетий вспоминали и рассказывали свои детям о том, что самым прекрасным временем за всю войну была та неделя, в течение которой в их городке стояли русские войска ? местные жители говорили, что в эту неделю они первый раз за последние 15-20 лет почувствовали себя в безопасности!

Вспомним, что Кутузов в своем приказе говорил: «Заслужим же благодарность иноземных народов». Приказ Кутузова был выполнен ? Европа встречала русские войска и войска союзников с благодарностью и с радостью.

Вершиной этой радости был эпизод, рассказанный самим императором Александром I. Русский император говорил, что этот эпизод произвел на него сильнейшее впечатление. Эпизод следующий. Сразу после въезда в Париж император распорядился отслужить благодарственный молебен Богу – Дарователю победы. Прямо в центре Парижа поставили иконостас, начали службу. Молились усердно, ведь война была тяжелейшая, потери огромны. Жителей Парижа никто не разгонял, они все видели и понимали, что молебен благодарственный – русские и союзные войска благодарили Бога за победу над французами. В кульминационный момент молебна священники, император, офицеры и солдаты встали на колени – коленопреклоненная молитва считается самой усердной.

И что в этот момент сделали жители Парижа?

Тоже на колени встали! При том, что их никто не заставлял этого делать. Парижане сами пожелали встать на колени во время благодарственного молебна, ведь французам было за что благодарить и Бога, и победителей – за наступивший мир, за то, что не будет больше наборов в солдаты, за то, что русские никого не обижали.

Французы по своей воле на коленях молятся о даровании победы – после этого уже не остается никаких сомнений, что выполнен приказ Кутузова завоевать благодарность иноземных народов!

Итак, духовно-нравственная победа достигнута Россией, потому что наши солдаты победили саму войну – вместо злобы, вместо стремления к завоеваниям, наши солдаты поселили в сердца  побежденных народов добрые чувства: благодарность, дружелюбие (пленный Пьер Бурже: «С Россией надо дружить») и другие. Эту победу нельзя было бы одержать, если бы наши солдаты не сохранили свои души в чистоте – этой духовно-нравственной победы не было бы, если бы наши солдаты и офицеры сами озлобились, стали бы мстить за разграбление своей страны, были бы одержимы жаждой наживы и т.д. и т.п.

То, как проявил себя наш народ в войне с Наполеоном, – это нечто кристально-чистое в духовно-нравственном отношении. Это высочайший стандарт, по которому можно мерить и оценивать не только любую другую войну, но и любое событие в нашей жизни.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 81)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела