Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96


Все статьи автора(4) Сергей Борисович Аммосов,
учитель истории, обществознания и права
ГОУ СОШ № 494 Выборгского района
г. Санкт-Петербурга

Воспитать гражданина

Воспитать человека интеллектуально,

но не воспитав его нравственно, значит,

вырастить угрозу для общества.

Т. Рузвельт

 

В современных условиях в воспитании гражданина и патриота – особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе, хотя основные ценности формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни. Школьники наиболее восприимчивы для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Поэтому только школа обладает реальными возможностями создать целостную систему гражданско-патриотического образования, охватывающую как учебный процесс, так и внеурочные формы воспитания и обучения. Причем формирование гражданских свойств личности, гражданское образование не должно сводиться только лишь к комплексу знаний об обществе, оно, как я считаю, должно в первую очередь включать эмоционально насыщенный нравственный компонент. Поэтому в этом и есть уникальность Петербургской модели гражданско-патриотического образования разработанной д.п.н, профессором АППО СПб, членом-корреспондентом АЕН, лауреатом государственной премии Н.И. Элиасберг, на основе которой я и работаю на протяжении нескольких лет, так как я являлся руководителем городского ресурсного центра по гражданско-патриотическому образованию СПб на базе нашей школы, а в настоящее время школа является базовой школой С-Петербургской академии постдипломного педагогического образования под научным руководством профессора Н.И.Элиасберг.

Данная программа нацелена на воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе, и его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени, культуры и общества. Современный гуманистический идеал определяет такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, лояльность государству, уважение к своей истории, культуре и традициям народа. В соответствии с этим должен определяться и современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Исходя из этого и в рамках данной программы, я и работаю в направлении создания ученического социального проекта. Данные проекты позволяют вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность, расширить кругозор, развить навыки коммуникации, приобрести опыт в решении жизненных проблем, развить чувство патриотизма, веру в свои силы с опорой на высокий эмоциональный стержень.

Примером этому может послужить один из реализованных проектов с учениками «О городе с любовью», в котором ученики проявили свою гражданскую позицию, написав стихи о городе СПб, ветеранах ВОВ, о школе, районе, в котором они живут, а самое главное, что стихи ребят не остались просто написанными в тетради, а были напечатаны в брошюре, что имело для них огромный нравственный и эмоциональный момент, что и позволяет выделить основные результаты воспитания: готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению, реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.

Следующий проект, который был реализован мною с учениками – это создание видеороликов на тему «Что для вас значит День Победы?». Я предложил ученикам, когда они возвращаются из школы домой,  подойти к прохожим или жителям своего двора и задать вопрос «Что для вас значит День Победы?», а ответы людей снять на камеру мобильного телефона, затем это все обработать дома на компьютере и принести мне на диске, таким образом создать свой готовый социальный проект, т.е. продукт. Нужно было видеть с каким порывом и энтузиазмом ребята принялись за дело, и, причем, это были ученики разного возраста 5-10 классов, несомненно, что война и день победы для жителей Ленинграда-Петербурга – это что-то особенное, нашедшее отражение в каждой семье, и эти дети знают это не понаслышке.

«У меня есть бабушка Евгения Яковлевна, она – ветеран. Когда бабушка была маленькой, ей было 12 лет, она тушила фугасы на крышах домов. Я знаю одну историю, которую мне рассказала бабушка.

Зимой 1942 года, когда уже не было сил от голода, мама бабушки не пошла на работу, а осталась с ней в постели согревать ее своим теплом. На работу тогда пошла старшая сестра, а когда она вернулась, через сутки, бабушка спала в постели уже с мертвой мамой. Сестра, собрав последние силы, на санках отвезла маму к братской могиле, а затем вернулась за сестрой, моей бабушкой, которая уже не могла ходить, но ее сестра все-таки смогла довести до детского дома. Затем бабушку эвакуировали. Так они расстались и встретились уже после войны. (Поспелова Ксения, 5 «А» класс)

 

 

И вот когда работа была завершена, результат превзошел все ожидания. Ребята с таким творчеством, а главное с душой, подошли к делу, что буквально слезы наворачивались на глазах, когда мы смотрели эти ролики не только с учениками, но и с учителями. Конечно же, я убежден, что нравственно-эмоциональный момент здесь играет огромное значение, никакие красивые и пафосные слова о патриотизме и любви к родине не заменят для детей того, что они пережили сами, когда снимали данные ролики. Они мне говорили: «Сергей Борисович, а Вы знаете, что, когда мы брали интервью, то многие люди плакали и мы вместе с ними». Поэтому эти дети уже осознают ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, учатся им противодействовать.

 

 

Война пылала…

Горя не измерить…

А Вы все шли вперед.

Сквозь смерть,

Сквозь страх

И сквозь огонь кипучий!

Летели пули и снаряды,

А Вы все шли вперед,

Не ведая преград…

За Родину, Победу, Ленинград!

За жизни жен, детей и внуков.

Круглова, 5 «С» класс

В дни войны 45 года

Мы ждали той победы года,

Вот добились мы этой победы,

Наступило счастье в глазах!

Мы живем сейчас,

Не зная тех дней,

Где в пыли воевал наш солдат.

Мы должны уважать тех людей,

Кто за нас отстоял Ленинград!

Поспелова Ксения, 5 «А» класс

 

Я считаю, что центральная роль в гражданско-патриотическом образовании и воспитании принадлежит учителю и зависит от его жизненной позиции, отношения к ученикам, манеры поведения, стиля общения, последовательности в требованиях, при учете психологических особенностей школьников. И самое главное – он не должен быть равнодушным. Времена работы для «галочки» уже прошли, современная эпоха требует иного подхода в воспитании, нужно отходить от «шаблонной массовости», а работать и развивать талантливых детей, именно такие дети стремятся добиться успеха, они отзывчивы на доброту, стремятся к справедливости, желают найти образец для подражания.

«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, иным – делом легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически». К.Д.Ушинский

 

 

Осмыслив свою деятельность, я попытался привести в систему работу по гражданско-патриотическому образованию, четко определив задачи, а именно:

  1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры русского народа.
  2. Формирование гражданских и патриотических чувств, любви к Отечеству.
  3. Приобретение знаний основ культуры и искусства наших предков.
  4. Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
  5. Выработка умений по воспитанию, посильной исследовательской работы в области краеведения.
  6. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
  7. Пропаганда юридических знаний.
  8. Воспитание в духе демократизации, признания прав и свобод человека.
  9. Содействие социализации учащихся.
  10. Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям.
  11. Формирование модели единого нравственно-правового пространства.
  12. Освоение навыков демократического образа жизни.
  13. Приобретение опыта общения и отношений со сверстниками и взрослыми на основе культурно-нравственных норм.
  14. Формирование правовой культуры, системы ценностей и отношений, соответствующих обществу.
  15. Формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.

Реализация этих задач, я считаю, возможна при проведении систематических занятий, использовании разнообразных форм работы и выполнении творческих проектов.

В основу моей работы положены следующие воспитательные аспекты:

     – вовлечение в деятельность;

     – стимулирование;

     – сотрудничество;

     – доверие;

     – открытый диалог;

     – свобода выбора;

     – увлечение;

     – коллективный анализ и оценка;

     – контроль, самоконтроль и самооценка деятельности, поведения;

     – личный пример.

 «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет». А.С. Макаренко

Еще одной важной особенностью гражданско-патриотического образования является нравственная ценность. Нравственная ценность – это набор ценностных установок, которые в будущем становятся нравственными правилами поведения ребенка в самых непредвиденных ситуациях. Ценностные установки – это то, что ребенком признается как возможное и невозможное, это те запреты и разрешения, которые ребенок запоминает в раннем возрасте и хранит в себе вплоть до образования собственной семьи. Обобщенно нравственную установку можно обозначить как любовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в любовь к Родине, к своему народу. Нравственную установку у ребенка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства и живой мир природы и самое важное, силу собственного примера.

 

 

Одной из самых важных нравственных потребностей является способность ребенка и взрослого проявлять доброту активно, не на словах, а на деле. В школе реализуется международный социальный проект «Сохраним жизнь на земле».  Уже стало доброй традицией два раза в год ездить в гимназию финского города Турку. Ребята организуют праздники, проводят свободное время вместе, посещают учебные занятия в гимназии. В 2008 году в рамках данного проекта делегация учащихся ездила в город Вупперталь, который расположен в западной Германии недалеко от Кельна. В этом городе есть могила советских каторжников, умерших в годы второй мировой войны. Каторжниками местные жители называют советских людей, угнанных фашистами на каторжные работы в Германию. Судьба этого города похожа на судьбу Ленинграда. Этот город понес самые большие потери мирного населения в годы воины. Наша делегация привезла  из Санкт-Петербурга в город огромные корзины цветов, чтобы вместе с немецкими друзьями возложить их на могилы советских каторжников и немецких жителей, погибших в годы войны.

Еще за месяц все ребята были распределены по немецким семьям и знакомились друг с другом при помощи социальной сети «ВКонтакте».

Когда наша делегация добралась до города Вупперталь, встречать ребят вышел весь город. Всем было интересно посмотреть на российских школьников из прославленного города Санкт-Петербурга,  преодолевших такой огромный путь, чтобы возложить цветы на могилы своих соотечественников. На следующий день на кладбище состоялся траурный митинг, на который собралось огромное количество местных жителей, руководство города, все местные СМИ. На митинге выступил директор местной гимназии, который рассказал о том, как в годы войны его мать тайком носила еду каторжникам. Местные жители их очень жалели, старались в меру сил помочь им. Слезы градом катились из глаз присутствовавших.

Герои той минувшей катастрофы

Вы столько отдали

За Родину мою!

Вас украшают боевые раны,

Вы так отважны и храбры в бою!

Вы так боролись не жалея силы,

Пожертвовали многим из-за нас!

Хочу сказать Вам – мы счастливы!

Спасибо, что боролись так за нас!

Бобина Елизавета, 5 «С» класс

В городе наша делегация пробыла три дня, местные СМИ не умолкали, показывая данное мероприятие, они говорили, что русские еще раз показали, что они самые патриотичные люди на земле. По окончании нашего визита, местное руководство обратилось через СМИ ко всем жителям планеты с призывом «Сохраним мир на земле». А летом 2008 года мы уже встречали делегацию немецких друзей.

Духовно-нравственное развитие личности в системе гражданско-патриотического образования является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, и достигается в процессе развития личности, ее духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания. Гражданином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и российских народов, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. Открытость миру, диалогичность с другими культурами – важное свойство духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания  гражданина России.

Салют – цветок!

Слава и почет! –

Это Вам за то, что Вы рвались вперед.

Никогда не отступали

И о чести не забывали,

Вы страну нашу спасали.

Сквозь боль и страдания,

Отсутствие понимания,

Несмотря на пули и раны –

Вы победили ВЕТЕРАНЫ!

Джузембекова Анастасия, 5 «С» класс

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 20)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела