Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96


Татьяна Николаевна Минтиненко,
педагог-психолог МБОУ СОШ № 4
Центрального района г. Новосибирска

Семья – очаг доверия и взаимопонимания для ребенка

Семья является первой ступенью в жизни человека. Она с раннего возраста направляет его сознание, волю, чувства. От того, каковы в ней традиции, какое место занимает ребенок и какова по отношению к нему воспитательная линия родственников, зависит многое.

Под руководством родителей растущая личность приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Сила влияния семьи заключается в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых разных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя недооценивать ее роль.

Сама домашняя среда объективно способствует возникновению доверия и искренности. В этом смысле общественный коллектив не в состоянии имитировать подобную ситуацию, воспроизвести обстановку близости и откровенности. Но, разумеется, доверительное общение не создается само собой. О любой семье можно судить потому, как она реагирует на поступки детей. Несомненно, каждая это делает по-своему.

Как часто не хватает родителям выдержки и терпения в оценке ребенка. Они действуют прямолинейно, не обращая внимания, на то, как реагирует на это их сын или дочь. Часто прибегают к наказанию. Иногда к нему сводится и все воспитание. Наказывают, если ребенок не идет спать вовремя, задерживается на улице, не справляется с учебой, не выполняет то или иное требование. И тогда тот живет в постоянном страхе, поэтому безволен, а если и проявляет самостоятельность, то только тогда, когда рядом нет грозных предков. Однако методом запугивания можно вырастить лицемера, труса, подлеца... Если речь идет о послушании, то от ребенка требуется только выполнение. Решение в данном случае принимают родители или другие взрослые, несогласие чада с поставленной задачей не обсуждается.

Послушание уместно во многих ситуациях, ведь нормальная жизнь любой группы невозможна без соблюдения определенных правил. Однако, ребенок не автомат, чтобы беспрекословно выполнять все назидания и распоряжения родителей. Он имеет право на самостоятельный шаг, волен с чем-то не согласиться, высказать свое мнение. Его действия также достойны уважения, как и ваши. Иначе он может потерять ориентиры – как вести себя в том или ином случае. В современном мире становится все больше ситуаций, в которых необходимо принимать решения. Умение действовать самостоятельно дает возможность и право отвечать за свою жизнь, предохраняет от слепого подчинения и опрометчивого подражания. Обычно человек следует установленным в обществе нормам, потому что принимает их, или потому, что их игнорирование может иметь негативные последствия. Но бездумное повиновение, при определенных обстоятельствах, может сделать его жертвой обмана или даже преступления. Поэтому ребенку в равной степени необходимо и умение подчиняться, и умение принимать ответственные решения.

Чувство меры – вещь совершенно необходимая в воспитании. Сведенное к назиданиям общение утрачивает важнейшее свое качество – желанность. Только требовательность сужает возможности воспитания, обедняет взаимоотношения взрослых и детей. В такой узкофункциональной коммуникации не рождаются человеческие ценности, наоборот они тонут в потоке родительских речей. Это всего лишь суррогат общения.

Родительская любовь, авторитет матери и отца охраняют взрослеющих детей от неблаговидных поступков. Однако любовь к ребенку должна быть разумной. Безмерное любование, восхваление, назойливая опека деформируют личность растущего человека. И маленький «кумир» превращается в большого эгоиста, паразитирующего на родительских чувствах.

Отсутствие запретов, вседозволенность и всепрощение также отрицательно сказываются на воспитании. Нравственные качества закладываются в раннем детстве. А для этого взрослые должны оценивать все поступки ребенка, которые попадают в их поле зрения: хорошие – похвала, плохие – порицание. Тогда срабатывает психофизиология: доброе – подкрепляется, дурное – отметается.

Если же действия детей остаются без оценки старших, то появляется возможность где-то солгать, где-то полениться, где-то проявить наглость и грубость.

Таким образом, духовная атмосфера семьи, взаимоотношения родителей оказывает решающее влияние на формирование личностных качеств ребенка. Именно в ней учатся любить родителей, братьев, сестер, школу, Родину.

Никакие специальные усилия не дадут положительных результатов, если перед глазами детей отрицательный пример собственных родителей или других старших членов семьи. Их поведение, поступки, высказывания, оценки людей и событий убедительнее всяких наставлений и нотаций воздействуют на молодежь, автоматически выступая эталоном для подражания. Очень часто школьные неудачи детей, их трудное вхождение в коллектив, неумение и нежелание считаться с мнением одноклассников, а порой и педагогов – результат родительских просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят дома.

В нашем обществе семейное и общественное воспитание естественно дополняют друг друга, опираясь на общие моральные принципы. Они одинаково необходимы. Семья одна не может обеспечить полноценного воспитания; то же относится и к школе. И в этом есть много нерешенных вопросов и сложных позиций. Как бы ни старалась школа компенсировать недостатки семейного формирования, как бы ни пытались мамы и папы выправить огрехи школьного педагогического воздействия – они друг друга заменить не могут. При всей близости семья и школа имеют свои сугубо специфические задачи и функции, только им свойственные. Например, семья основывает у ребенка начальные нравственные понятия и установки, вырабатывает базовые жизненные потребности, готовит к будущей жизни. Школа дает систематические знания основ наук, учит существовать и работать в коллективе, развивает общественную активность будущих граждан. Пусть каждая из сторон хорошо выполняет свои обязанности. Залогом успешной совместной работы является взаимная информированность. Школа предлагает родителям учащихся следующие формы работы: лектории; «дежурные» субботы, когда социальный педагог встречается с родителями учащихся по волнующим их вопросам; индивидуальные консультации психолога; административный совет.

Потребность родителей в достоверной информации о качестве, методах и целях образования, получаемого их ребенком в школе, постоянно растет. Предлагаемая нами серия занятий по темам: «Трудности взросления», «Как помочь ребенку стать уверенным?», «Как научить ребенка принимать решения и отвечать за сделанный выбор?», «Семейные традиции – пример для подражания» поможет педагогу установить контакт с родителями, в интересной и непринужденной атмосфере обсудить с ними важнейшие вопросы воспитания. Сама форма занятий предполагает возможность высказаться и выслушать других, уточняя и обогащая, таким образом, свои педагогические взгляды и принципы.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 7)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела