Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96


Все статьи автора(10) Галина Михайловна Рожкова,

социальный педагог отдела развития семейных форм устройства
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
МКУ Городского центра «Семейный совет» г. Новосибирска

Лето. Отдых и воспитание

Наступило долгожданное лето. Пора отпусков и школьных каникул, когда родители могут больше времени проводить вместе со своими детьми, а значит успешнее заниматься их воспитанием.

По мнению специалистов, эффективно воспитывающие родители – это те, кто проводит много времени с детьми за занятиями, от которых все участники получают удовольствие в равной степени.

Наше короткое сибирское лето манит нас, городских жителей, на природу: в лес, на дачу, к воде. Совместный отдых детей и родителей на природе, вдали от индустриального шума и сутолоки, предоставляет неограниченные возможности для общения, открытия чего-то нового, узнавания неожиданных черт друг в друге.

По мнению выдающегося педагога В.А. Сухомлинского «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи». Научите своего ребенка слушать эту музыку жизни и наслаждаться ею!

Обращение к красоте природы облагораживает душу, утончает чувства ребенка, делает его восприимчивым и к вашему слову. Трудно разбудить малыша на рассвете, повести его в лес, в поле. Но помогите ему в первый раз преодолеть это, откройте ему глаза на уникальность утренней зари, пусть он прислушается к мелодии рождающегося дня, и потом он сам не поленится встать рано утром, пойдет любоваться солнцем и не будет жалеть потом, что прошли годы, а он проспал все самое лучшее.

То, что упущено в малолетстве, не возместить в последующие годы. Чуткость и умение удивляться в детские годы несравненно глубже, чем в зрелости. Научив детей чувствовать прелесть флоры и фауны, затем искусства, вы подведете их к пониманию красоты человека, его труда, поступков и жизни. Ребенка, наслаждающегося красотой окружающей обстановки, легко вовлечь в активность, в процессе которой создается что-то красивое, необычное. Человек стремится работать, когда труд приносит радость. Радость труда – могучая воспитательная сила, благодаря которой личность осознает себя, свою нужность. Но это вовсе не значит, что работа должна превратиться в развлечение. Она требует от ребенка определенного упорства и напряжения.

Всякий, кто когда-либо имел дело с малышами, знает, сколь велико желание дошкольника помочь взрослому: помыть посуду, полить грядки, «починить» радиоприемник. В школьном возрасте это желание ослабевает. Но для маленького нет более увлекательного занятия, чем, помогая матери или отцу, суетиться рядом. Воспользуйтесь этой потребностью, дайте возможность ребенку быть с вами, особенно сейчас – когда на дворе лето и чадо не имеет возможности посещать детский сад, а значит, не знает, куда направить свою кипучую энергию.

Мы, взрослые, безусловно, хотим, чтобы наши дети, воспитанники, ученики выросли достойными гражданами, хорошими людьми: с развитым интеллектом, отличались творческими способностями, физическим здоровьем, нравственностью, достоинством. Эффективным средством, с помощью которого можно успешно развивать в растущем человеке эти проявления, является игра.

Нельзя забывать, что игровая деятельность ребенка – это база для его будущего. Человек формируется в деятельности: чем она разнообразнее, тем разностороннее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот основные ступени восхождения. Можно добавить: игра – это путь познания самого себя, важное средство самовоспитания. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости. Интересному процессу он отдается целиком. Для него не важен результат, ему нравится само действие, каким бы нелегким оно не было. И в этом заложены огромные воспитательные возможности. Для детей – это труд, требующий настоящих усилий, человеческих качеств, а не воображаемых «понарошку». Они преодолевают в игре иногда серьезные сложности, тренируя силу, ловкость, развивая способности и ум. Закрепляют полезные умения и привычки. Любимые игрушки, сказки, мультики, к которым ребенок многократно возвращается, чтобы вновь пережить удовольствие победы добра над злом или ощущение своего успеха в чем-то, есть тренинг, обогащающий его внутренний мир. Так детские забавы становятся средством воспитания. А в руках заинтересованного взрослого они выступают и как орудие коррекции какого-то неправильно сформированного качества.

…Вот и закончился еще один насыщенный день вашего сына или дочери. День общения с изумительным миром природы, игры, красоты, фантазии и творчества. А когда опускаются сумерки можно собраться вокруг костра: помечтать, поддержать душевный, доверительный, жизненный разговор с близкими людьми. Пламя костра завораживает, и в душе загорается мечта. Дети должны уметь и любить мечтать, а мы взрослые должны развивать в них эту способность.

Подробнее об этом: В.А. Сухомлинский «О воспитании»; Ш.А. Амонашвили «Единство цели»; Е.В. Субботский «Ребенок открывает мир»; С. Шмаков, Н. Безбородова «От игры к самовоспитаниию».

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 7)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела