Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96


Оксана Владимировна Селенгина,
воспитатель МБОУ детского дома № 11
«Солнышко» Октябрьского района г. Новосибирска

Путь к успеху

Дети никогда не забывают тех, кто делится с ними своей любовью. Они помнят не только своих школьных учителей, но и воспитателей детских домов, которые пытались заменить им маму. Сегодня мы поговорим с победительницей конкурса «Высокое призвание», воспитательницей детского дома № 11 «Солнышко» Оксаной Владимировной Селенгиной.

– Когда вы поняли, что хотите работать с детьми?

– Все мы родом из детства… Когда летом я жила у бабушки вместе с  младшими двоюродными сестрёнками, то постоянно опекала их. Да и просто всегда интересовалась психологией и педагогикой ребёнка. В школе собирала вырезки из отрывного календаря, на которых были статьи Бенджамина Спока и Януша Корчака о воспитании детей. Важен был и пример старшей сестры, которая после окончания девятого класса летом устроилась работать в детский сад. Да и со мной, и двоюродным братом она организовывала разные игры. В «школу» звонки нам подавал домашний будильник, а «поездом» служило разобранное кресло, в которое мы садились и «ехали». Из всех этих, казалось бы, незначительных вещей и складывалась та потребность делиться с другими детьми той любовью и тем, самым интересным, что сама получила в детстве. Ну, а если смотреть ещё глубже, то бабушка по линии папы всю жизнь работала учителем начальных классов, а прадедушка моей мамы был в царское время директором гимназии. Поэтому, наверное, ещё и генетика сыграла свою роль.

– Где началась ваша педагогическая деятельность?

– Закончив НГПУ, я шесть лет отработала в детском саду. Затем решила сменить сферу деятельности и уже три с половиной года тружусь в детском доме № 11 «Солнышко». Группа у нас разновозрастная. Младшим девочкам от шести до девяти лет. А старшим – от пятнадцати до восемнадцати лет. И, конечно, с ними намного сложнее, чем с малышами.

– Почему именно вы представляли детский дом№ 11 на соревновании? Как к этому отнеслись вы и ваши коллеги?

– Коллеги-то отреагировали с радостью, так как сами и выдвинули мою кандидатуру на очередной из планёрок, на которой меня, кстати сказать, не было – я дежурила в школе. Конечно, сначала я отнеслась к этому отрицательно, сразу понимая, какая ответственность на меня возлагается. И путь к финалу конкурса был не самым лёгким, были и препятствия. Но, когда ты доказываешь не только себе, но и другим уровень своего педагогического мастерства, безусловно, это стоит затраченных усилий и бессонных ночей.

– Какое впечатление произвел на вас конкурс?

– Испытание было трудным. Но, в общем, – это большой (протяжённый во времени), трудный (по затраченным усилиям), но, думаю, очень положительный для каждой из участниц опыт. Как у нашего классика А.С. Пушкина: «И опыт – сын ошибок трудный…»

– Кто вам помогал в подготовке?

– Наш хореограф Козлова Ольга Сергеевна, библиотекарь Учителева Ирина Викторовна и преподаватель ручного труда Слободчикова Марина Герасимовна. А самый большой вклад внесли, конечно, дети.

– Какой из этапов вам запомнился больше всего? Расскажите, пожалуйста, о нем.

– На первом – требовалось написать программу и эссе, отражающие видение конкурсантками своей педагогической деятельности, на втором – показать открытое занятие. Его мы проводили в реабилитационном центре «Снегири»: играли с маленькими детьми, дарили им подарки, сделанные своими руками. Мероприятие проводилось в рамках одного из разделов программы – «Школы добрых дел», целью которого было показать, что и несовершеннолетний может творить добро, исходя из своих возможностей. Взрослые дети разыгрывали с младшими сказку «Теремок»: для этого им пришлось не только одеть костюмы на маленьких, но и наложить грим, что позволило сблизиться с малышом, найти с ним взаимопонимание. Это являлось одной из основных целей занятия.

На третьем финальном этапе нужно было продемонстрировать свои различные способности: творческие, кулинарные, интеллектуальные. Что касается творчества – я решила спеть одну из любимых своих песен «Свирель» А. Пугачёвой. В кулинарном конкурсе я выступала в роли Мэри Поппинс, а малыши помогали мне довершить образ – рассказывали стихотворения. В интеллектуальном конкурсе были очень неожиданные, подчас трудные, но и познавательные вопросы.

Ну, а наиболее запомнились, конечно, первые два этапа (программа и открытое занятие), так как всегда запоминается больше то, на что мы затрачиваем больше усилий.

– Какие сложились отношения между участниками конкурса? Чувствовалась ли конкуренция?

За всё время проведения соревнования я этого не ощутила. Скорее наоборот, за кулисами царила атмосфера доброжелательности и оживлённости. Может быть, в зале и витал дух конкуренции и борьбы, звучали оценки жюри, но за кулисами такого не было. Было волнение наше и детей – как выступили, но по большому счёту было понимание того, что мы делаем одно общее дело – воспитываем детей, а в общем деле, по определению, не может быть конкуренции!

– Что вы извлекли для себя?

– Как я уже сказала выше – это бесценный опыт (так как в конкурсе подобного масштаба я участвую впервые). И, конечно, массу положительных эмоций на последнем этапе конкурса. Ощущение того, что живёшь и трудишься не зря!

– Состязание длилось почти полгода, какой этап показался вам наиболее полезным?

– Для меня самым сложным оказалось обобщить собственный опыт и написать программу. Интересно было узнать, как ведут свою деятельность другие воспитатели и поделиться опытом с ними, сравнить себя с другими педагогами, понять, что я из себя представляю. Скоро МБУ ГЦПСС «Солнечный круг» издаст брошюру с краткими выжимками из программ и эссе, чтобы мы могли ознакомиться с опытом друг друга. Я очень благодарна моим воспитанникам, которые помогли мне одержать победу в этом конкурсе, постоянно чувствовалась их поддержка и отдача.

– Чтобы вы пожелали будущим участникам конкурса «Высокое призвание»?

– Оптимизма и уверенности в собственных силах!

– Дайте, пожалуйста, свой рецепт успеха.

– Самое главное, думаю, нужно любить то дело, которым ты занимаешься, несмотря иногда на мнение окружающих. Потому что сколько людей, столько и мнений, и своей картиной мира, своими поступками невозможно нравиться всем, как золотой «пятак». Но всегда необходимо не отступать от своих принципов в воспитании ли, в жизненных ли ситуациях.

Никогда не переставать надеяться. Мне нравятся слова, сказанные папой римским Иоанном Павлом II: «Надежда продолжает творить чудеса даже перед лицом кажущейся неудачи». То есть если мы не отчаиваемся, и, несмотря на трудности, продолжаем идти вперёд – всё получается даже лучше, чем мы ожидали.

Учить, прежде всего, себя, а не только детей искать и видеть вокруг только прекрасное. В людях и их поступках, в природе и её явлениях и получать от таких открытий положительные чувства и эмоции.

Ирина Урванцева

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела