Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96


Все статьи автора(2) Инга Анатольевна Тазеева,
социальный педагог отдела профилактической работы с семьей
МБУ Городского центра по профилактике
социального сиротства «Солнечный круг» г. Новосибирска

Почему ребенок не хочет ходить в школу?

Нередко приходится слышать от родителей, что ребенок не хочет в школу. Причем речь идет не только о ребятах, переживающих подростковый  кризис, но и об учениках младших классов. А между тем, каждый взрослый желает видеть своего отпрыска прилежным, успевающим, обладающим лидерскими качествами.

Не всегда ребенок «оправдывает» ожидания родных и близких. В результате те недоумевают или сердятся, а их чадо расстраивается. Возможно, все дело в том, что требования, предъявляемые к школьнику, слишком высоки для него или вовсе невыполнимы. Все-таки они должны соответствовать возможностям и способностям ребенка, чтобы не нанести вред его психологическому и физическому здоровью.

Нежелание учиться может возникнуть в любой момент и по разным причинам. Считается, что к семи годам человек готов к обучению в школе, то есть к этому возрасту должна сформироваться мотивация, позволяющая перейти от игры к серьезной деятельности. Если семилетка заявляет, что в школе ему не интересно, и он не хочет туда идти, это означает, что он находится на этапе развития, где ведущей деятельностью все еще является игра. То есть он способен усваивать учебный материал, но не желает утруждаться выполнением заданий ни в школе, ни дома. Он еще «не наигрался» и психологически к школе не готов. В этом случае можно  проконсультироваться с психологом и постепенно заменить игровую мотивацию на учебную с помощью специальных методик.

Поступая в первый класс, ребенок еще не владеет навыками управления своим поведением так, как этого требуют от него в школе, и негативную оценку будет воспринимать как неодобрение его самого. Поэтому следует критиковать поведение, а не личность.

Переход от дошкольного детства к школьному обучению предполагает большую нагрузку: незнакомый коллектив, непривычная деятельность, дополнительные обязанности, строгий распорядок дня требуют иных форм поведения, которые позволят ребенку успешно адаптироваться в новых условиях.  Каждый первоклассник по-своему приспосабливается к переменам и не всегда этот период протекает гладко. Некоторым детям сложно перестроиться и привыкнуть к тому, что теперь нужно сидеть смирно, запоминать правила, делать домашнее задание вместо того, чтобы смотреть мультики, играть, гулять. Малыш может начать отставать от школьной программы, получать низкие оценки. Его желание ходить в школу будет с каждым днем гаснуть. Нельзя наказывать за это, ругать, лишать прогулок, так как подобными мерами можно вызвать страх или отвращение к учебной деятельности. Необходимо разобраться, чем вызвана ситуация, ведь часто детям сложно четко обозначить свои чувства и они не могут объяснить причин поведения.

Взрослые должны обязательно помогать ребенку делать уроки, пока он не научится организовывать свою деятельность, планировать время. В дальнейшем можно лишь проверять домашнее задание и поддерживать, когда возникают трудности. Желательно, чтобы к концу первого года обучения, школьник стал самостоятельным. При этом надо помнить, что все дети разные, и темп деятельности у каждого свой. Кто-то быстрее обретает свободу от родительской опеки, кому-то для этого нужно больше времени и усилий. Это зависит от типа нервной деятельности, личностных особенностей, физического здоровья.

Причины нежелания идти в школу могут быть связаны также и с тем, что ребенок не может наладить отношения с одноклассниками. Родители  не должны ограничивать его контакты с другими детьми, а наоборот, приглашать ребят домой, на день рождения, в кино или театр, чтобы их сын или дочь смогли «научится» дружить. Этому будет способствовать также участие во внеклассных мероприятиях. Родные могут помочь своему ребенку тем, что сами будут проявлять активность в жизни класса, где учится их отпрыск.

К сожалению, бывает так, что не складываются отношения ученика с учителем. Обстоятельства бывают разные, но маме и папе необходимо постараться поддерживать позицию педагога, быть «союзниками», ведь все эти взрослые значимы для ребенка.

Когда успевающий школьник вдруг становится отстающим, родители нередко обвиняют школу или его самого, не всегда принимая во внимание, что неудачи школьные часто являются следствием проблем семейных.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела