Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Методическая служба как система повышения квалификации педагогических работников: сегодня и завтра»
Выпуск №36 Октябрь 2011 | Статей в выпуске: 96


Все статьи автора(23) Наталья Валерьевна Шевелёва,

учитель технологии,
руководитель МО классных руководителей
МБОУ СОШ № 129 Ленинского района г. Новосибирска

Методическая работа в МБОУ СОШ № 129

Учитель живёт до тех пор, пока он учится.

Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель.

К.Д. Ушинский

 

Методическая работа – это основной вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями и воспитателями в целях овладения методами и приёмами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.

Цель методической работы – это оказание действенной помощи учителям и классным руководителям в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей и руководства школы.

За последние годы в школе сложилась устойчивая, работоспособная система методической работы, имеющая следующие структурные элементы:

– тематический педагогический совет;

– методический совет;

– школьные методические объединения по предметным областям;

– методическое объединение классных руководителей;

– методическая конференция.

Деятельность данных структур регламентируется нормативно-правовыми (локальными) актами:

– Положением о педагогическом совете;

– Положением о методическом совете;

– Положением о методическом объединении.

Методическая работа выстраивается в соответствии с принципами:

– научности – т.е. поиск и разработки учителей должны иметь глубокую методологическую основу;

– гуманитаризации – основой содержания образования является человек, педагог, развитие его способностей, умений, ценностных отношений гармонии и культуры мира;

– системности, которая предполагает необходимость планирования и реализации всех ступеней научной и практической разработки проблемы: диагностика и проблемный анализ качества образовательного процесса – осмысление теоретических основ образовательной проблемы – разработка методического инструмента её решения – внедрение его в образовательную практику – подготовка методологических рекомендаций – презентация;

– актуальности и востребовательности, т.е. направленности на животрепещущие профессионально значимые проблемы, касающиеся содержания и организации воспитательной работы и т.д.;

– культуросообразности – разработке содержания, соответствующего достижениям и требованиям научной и профессиональной, общечеловеческой культуры народов РФ.

Основными задачами методической работы в школе по вопросам воспитания являются:

– повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы. Организация программно-методического сопровождения организации воспитательной работы в классе, школе, способствующей совершенствованию и повышению эффективности воспитательной работы в школе;

– обеспечение выполнения единых, принципиальных подходов к воспитанию учащихся, информирование о нормативно-правовой базе, регулирующей работу классных руководителей, воспитателей групп продлённого дня в рамках модернизации образования и приоритетного национального проекта «Образование»;

– формирование мотивационной сферы педагогов в целях совершенствования профессиональной компетентности;

– обобщение, систематизация и распространение передового педагогического опыта; вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и знанием современных форм и методов работы;

– координация планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий в классных коллективах;

– оценивание воспитательной работы членов педагогического коллектива.

Методическая работа в любой школе будет эффективна, если она организована как целостная система. В нашей школе она предполагает:

– наличие цели;

– чёткое определение задач и содержания методической службы школы с учётом профессионального развития учителей;

– совместную рефлексивную деятельность управляющего и управляемого по поводу проведённой работы;

– стимулирование инновационной/конкурсной деятельности педагогов.

Реализация компетентностного подхода в образовании определила основные условия, при выполнении которых обучающиеся могут овладеть ключевыми компетенциями:

– деятельностный характер обучения,

– ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за процесс и результаты своей деятельности,

– создание условий для понимания учениками собственных ценностей и приобретения опыта достижения цели.

Поэтому основная цель работы педагогического коллектива школы определена так: обеспечить комплексное развитие имеющихся ресурсов (кадровых, материально-технических, научно-методических, организационно-управленческих) и сформировать на их основе целостную внутришкольную систему, позволяющую на уровне современных требований решать задачи воспитания и обучения граждан, формирования у обучающихся ключевых компетенций, необходимых им для дальнейшего самоопределения и самореализации.

Для достижения этой цели в работе школы необходимо наличие квалифицированных кадров и их инновационная деятельность. Следовательно, работа методической службы должна быть выстроена так, чтобы она способствовала созданию оптимальных условий для работы учителя и обеспечивала качественные условия для развития его личности и личности ученика.

При этом необходимо построение действенной и эффективной методической службы. Главным центром, координирующим всю методическую работу школы, является методический совет. Он координирует работу всех служб школы и творческих педагогов, осуществляющих инновационную деятельность. Одновременно методический совет является консультативным органом по всем вопросам методического обеспечения образовательного процесса в школе.

Вся работа строится на основе результатов диагностики профессиональных потребностей педагогов школы. Полученные результаты анализа анкет позволяют разработать план деятельности методического совета.

В структуру методической службы входят 9 предметных объединений и МО классных руководителей. Предметные МО объединяют педагогов одной специальности или смежных дисциплин.

Каждое предметное МО работает над своей темой, которая связана с единой методической темой школы. Деятельность предметных МО разнообразна: проведение открытых уроков, их самоанализ и анализ, конструирование и защита конспектов уроков, деловые игры, обзоры литературы, презентации идей, методические консультации руководителей по определённой теме, разработка и защита программы собственной деятельности по какому-либо вопросу и другие виды работ. Планы работы МО составляются с учётом ситуации, которая сложилась в школе: опыта учителей, итогов успеваемости обучающихся по предмету, интересов учителей и задач преподавания данного предмета.

Но хотелось бы акцентировать внимание читателя на работе КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной.

Как 6ы ни была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.

Так кто же такой – классный руководитель?

Классный руководитель – педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива. (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. – Педагогический словарь. – М., Академия, 2001).

Классный руководитель – это профессионал – педагог, духовный посредник между обществом и ребёнком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребёнка и осуществляющий индивидуальный корректив развития каждой личности. (Нечаев М.П. – Управление воспитательным процессом в классе. – М.: 5 за знания, 2006).

Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни. (Рожков М.И. – Классному руководителю. – М., ВЛАДОС, 1999).

Классное руководство – традиционный для российского образования вид педагогической деятельности по организации воспитания учащихся в условиях первичного детского коллектива.

Классный руководитель является формальным и фактическим лидером группы, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и другом своих воспитанников. Он с первых дней своей работы оказывается включённым во всё многообразие проблем реального целостного педагогического процесса. Ему необходимо быстро ориентироваться в сложных ситуациях, принимать обоснованные решения. При этом он должен уметь учитывать конкретные условия жизнедеятельности вверенного ему детского коллектива, в соответствии с ними определять воспитательные задачи и средства их достижения, настойчиво и последовательно добиваться реальных результатов в развитии личности школьника.

Серьёзные изменения, происходящие сегодня во всех сферах социальной жизни, затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жёсткими, требующими конкурентоспособности всех участвующих в них субъектов, с другой – дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем.

Недаром Закон Российской Федерации «Об образовании» трактует целенаправленный процесс образования как единство двух процессов: воспитания и обучения, отдавая приоритет воспитательному процессу. А в «Концепции модернизации Российского образования» школе предъявляются новые социальные требования, которые предполагают, что «школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации отношений, формирования новых жизненных установок личности». Развивающемуся обществу нужны молодые люди, быстро адаптирующиеся к изменяющимся условиям, способные принимать решения, обладающие чувством ответственности, реально ощущающие свою значимость.

«Стратегический план устойчивого развития города Новосибирска до 2020 года» предусматривает рост образовательного, научного, культурного и духовного потенциала жителей города, обеспечение молодым и будущим поколениям новосибирцев условий для плодотворной и творчески активной жизни в Новосибирске, что определяет стратегию развития системы образования нашего города.

Все эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности участников педагогического процесса в образовательных учреждениях, и прежде всего в школе, где многие проблемы уже не могут быть решены традиционными средствами.

Необходимы интересные проекты и изыскания не только в содержании образования, но и в самой структуре отношений между педагогами и учащимися, между администрацией школы и членами педагогического коллектива. Их основой должно стать сотрудничество и равноправное партнерство. Проводником этих идей становится классный руководитель. И как никогда, он должен быть профессионалом своего дела.

Таким образом, исходя из объективной потребности цивилизованного общества в социальной активности граждан, которые в обозримом будущем могли бы взять на себя ответственность в решении задач экономического и культурологического порядка, в нашей школе, как и в других, работает МО классных руководителей, которое и выполняет функцию способа и/или формы обучения педагогов премудростям классного руководства.

Методическое объединение классных руководителей – структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательно-образовательным процессом, координирующее научно-методическую и организационную работу классных руководителей классов, в которых учатся и воспитываются обучающиеся определённой возрастной группы.

Работа методического объединения организуется на основе планирования, отражающего план работы МБОУ, рекомендаций вышестоящих органов управления образованием и утверждается директором школы. Управление работой осуществляет руководитель, утверждённый директором школы.

В течение учебного года проводится не менее 4-х заседаний методического объединения (1 раз в четверть), которые протоколируются в тетради протоколов, в конце учебного года и сдаются совместно с годовым отчётом о работе на хранение заместителю директора по воспитательной работе ОУ. На заседание МО выносятся два-три выступления по запланированной теме, которые обсуждаются и по которым разрабатываются методические рекомендации.

Методическое объединение классных руководителей нашей школы обладает опытом организации и проведения различных форм деятельности. В практике работы среди форм организации деятельности методического объединения можно выделить традиционные и инновационные, представленные в таблице.

 

Формы деятельности учителей МО классных руководителей

ТРАДИЦИОННЫЕ

ИННОВАЦИОННЫЕ

Работа над единой методической темой

Школа передового опыта

Психолого-педагогические проблемные семинары

Неформальные объединения педагогов, клубы

Педагогические чтения

Деловые игры

Творческие микрогруппы педагогов

Ролевые игры

Методические выставки, газеты

Опытно-экспериментальная работа

Наставничество

Решение ситуативных задач

Открытые мероприятия

Конкурсы классных руководителей

Повышение квалификации

Публикация пособий, программ

 

Создание банка методических материалов

 

Формы деятельности МО подразделяются на индивидуальные, групповые и коллективные. Они должны разумно сочетаться в практике.

К индивидуальным формам деятельности МО относятся:

Консультации;

Консультирование;

Самообразование;

Посещение мероприятий опытных классных руководителей;

Наставничество;

Творческие мастерские;

Работа над личной методической темой и т. п.

К групповым формам относятся:

Заседания МО;

Заседания творческих групп;

Школа молодого специалиста;

Теоретические семинары (доклады, сообщения);

Семинары-практикумы (сообщения с практическим показом);

Диспуты, дискуссии (круглый стол; диалог-спор; дебаты и т. п.).

Наибольшего внимания заслуживают коллективные формы деятельности МО, среди которых наиболее эффективными являются следующие:

– Научно-практические педагогические конференции;

– Педагогические чтения;

– Деловые и ролевые игры;

– Лекции учёных, психологов, логопедов и врачей по психолого-педагогическим проблемам;

– Разнообразные выставки, отчёты по самообразованию в виде докладов, рефератов, разработок мероприятий и занятий;

– Обсуждение новейших педагогических методик, технологий, достижений или их циклов, авторских программ и т. п.;

– Работа коллектива МО над единой методической темой;

– Семинар-практикум;

– Творческая дискуссия;

– Гостиная /с чаепитием;

– Час коллективного творчества;

– Ярмарка методических идей;

– Методический тренинг.

Дидактические методы, используемые в работе подразделяются на:

– теоретические (беседы; лекции; семинары, конференции);

– практические (тренинги; игры; практикумы, мастер-классы, круглые столы по обмену опытом и т. п.).

 

 

Как известно, каждый из этих методов, помимо прочего, может отражать степень участия классного руководителя в общем познавательном процессе, распределение ответственности между классными руководителями и быть по существу репродуктивным, либо активно-творческим. В процессе работы с педагогами изменяется не только их позиция, но и соотношение репродуктивных и активно-творческих подходов и методов обучения.

Проведение итогового занятия в форме творческих отчётов микрогрупп классных руководителей о работе школы (МО) ведёт к наибольшему раскрытию творческого потенциала педагогов, их самовыражению, что особенно необходимо, а также позволяет заместителю директора по воспитательной работе и руководителю МО проанализировать выполнение плана и/или программы.

Кроме того, используются разнообразные формы организации обучения классных руководителей, а именно:

– занятия;

– деятельность творческих групп.

Включение педагогов во все эти формы обеспечивает последовательное превращение полученных представлений и теоретических знаний в компонент личностной позиции классного руководителя.

Важным методическим компонентом работы является педагогический мониторинг, т.е. фиксация результатов педагогической деятельности. Мониторинг осуществляется либо самим руководителем МО, либо с помощью заместителя директора по ВР.

Кроме того, 12 человек: классные руководители и педагоги нашей школы, активно принимали участие в методической работе районного проекта «Каникулярные встречи-2010/2011», организованного методической службой Дома детского творчества имени Володи Дубинина и кафедрой воспитания и дополнительного образования НИПКиПРО с привлечением преподавателей НГПУ/ИИГСО.

Пользуясь страницами газеты, ОСОБУЮ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ хочется выразить вдохновителям этого проекта – Марине Соломоновне Коган и Татьяне Игоревне Колышкиной, за полезные и творческие методические материалы, СD-диски, советы, подсказки, находки, которые получили все участники «Каникулярных встреч» Ленинского района в 2010-2011 учебном году. 

Нашим педагогам есть, чем гордиться. В рамках проекта «Каникулярные встречи» был обобщён опыт работы классного руководителя Шевелёвой Натальи Валерьевны по теме «Теория и практика воспитательной деятельности классного коллектива» с практической частью «Творческая мастерская» (оформительские подсказки). 

 

 

В 2011 году классные руководители Голованова Галина Борисовна, Зырянова Оксана Викторовна, Дворникова Наталья Тимофеевна, Шевелёва Наталья Валерьевна (в 2010 и в 2011 гг.) приняли участие в создании методического печатного сборника «Классный руководитель: адрес опыта – Ленинский район» ДДТ имени В. Дубинина.

В 2010 году учитель музыки Туманик Жанна Сергеевна; Чадова Людмила Викторовна – руководитель школьного музея им. А.И. Покрышкина и учитель истории и МХК; учитель технологии Шевелёва Наталья Валерьевна приняли участие в создании методического сборника «Прикоснёмся душой и сердцем», посвящённого 65-летию Великой Победы.

 

 

Классный руководитель Шевелёва Н.В. является постоянным автором статей данной газеты и уже дважды занимала почётное призовое место в городском конкурсе статей электронной газеты «Интерактивное образование» в номинации «Классный час для классного руководителя».

В рамках выставки «УчСиб-2010» и XI Регионального конкурса образовательных видеофильмов и методических мультимедиа-материалов «Сибирский медиа-банк: педагогика, инновации, творчество» в номинации «Авторская программа и методическое сопровождение» Шевелёва Н.В. была отмечена специальным дипломом «За творческий подход в подготовке методического сопровождения работы классного руководителя».

Наша школа работает в режиме развития. Принята Программа развития школы в 2009 году сроком на 5 лет. Важнейшую роль в организации работы по её реализации играет методическая служба школы. В основу системы методической службы положены формы её организации. Эта система складывалась в течение нескольких лет, и в данный момент она представляется нам наиболее эффективной и работоспособной. Однако это не делает её застывшей.

При изменениях, которые будут происходить в школе, будут вноситься изменения и в данную систему. Только в этом случае она будет жизнеспособной, отвечать насущным проблемам школы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Дереклеева Н.И. – Классный руководитель. Основные направления деятельности. – М.: Вербум-М, 2001.
  2. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. – Справочник классного руководителя: 5-9 классы. – М.:ВАКО, 2007.
  3. Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В., Дереклеева Н.И. – Дневник классного руководителя: 5-11 классы. – М.: 5 за знания, 2007.
  4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. – Педагогический словарь. – М.: Академия, 2001.
  5. Нечаев М.П. – Управление воспитательным процессом в классе. – М.: 5 за знания, 2006.
  6. Рожков М.И. – Классному руководителю. – М.: ВЛАДОС, 1999.
  7. Сергеева В.П. – Классный руководитель в современной школе. – М.: 2000.
  8. Степанов Е.Н. – Планирование воспитательной работы в классе. – М.: Сфера, 2004.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 31)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Методическая работа в МБОУ СОШ № 129
2. Модель взаимодействия семьи и класса
3. Создание широкого общекультурного эмоционально-значимого для ребенка фона освоения содержательного стандарта в процессе занятий в детской киностудии
4. «Образование – путь к успеху». Классный час в 7 классе
5. Разработка классного часа (музейного часа) «Бородинский бой»
6. Методика проведения мероприятия по гражданско-правовому воспитанию «Избирательное лото»
7. Педагогический проект «Волшебный мир анимации» (покадровая съёмка в процессе создания рисованного анимационного фильма «Как прекрасен этот мир»)
8. Повторительно-обобщающая игра для 5-х классов «Исторический калейдоскоп» как средство развития информационной, культурологической и коммуникативной компетентностей школьников
9. Путь к тайне
10. Здоровье учителя: практические приёмы психологической разгрузки и предупреждения синдрома профессионального выгорания
11. «Родительская школа»