Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Методическая служба как система повышения квалификации педагогических работников: сегодня и завтра»
Выпуск №36 Октябрь 2011 | Статей в выпуске: 96


Все статьи автора(6) Юлия Сергеевна Литвинова,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МАОУ Лицея № 9 Железнодорожного района г. Новосибирска

Повторительно-обобщающая игра для 5-х классов «Исторический калейдоскоп» как средство развития информационной, культурологической и коммуникативной компетентностей школьников

Требования современного общества предполагают воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.[1] В этой связи особое значение приобретает внеурочная деятельность, нацеленная на развитие личности, позволяющая расширить рамки предмета, убрать временные ограничения, накладываемые классно-урочной системой, создать ситуацию успешности для обучающихся.

Одним из вариантов внеурочной деятельности выступает повторительно-обобщающая игра для 5-х классов «Исторический калейдоскоп».

Цель игры: создание условий для развития информационной, коммуникативной и культурологической компетентностей обучающихся, усиления мотивации к узнаванию истории Древнего мира.

Задачи:

1. Создание условий развития умения работать в группе.

2. Создание условий для развития общей эрудиции обучающихся.

3. Поверка знаний обучающихся по истории Древнего мира.

Возраст участников: учащиеся 5-х классов (11-12 лет).

Правила игры:

1. Лицеисты делятся на команды (по 3-4 в каждом классе).

2. Команды получают за неделю до игры домашнее задание (презентация команды и составить вопрос для другой команды).

3. В ходе игры все члены команды должны работать, чтобы команда получила баллы за выполнение задания.

4. Если команда не смогла ответить на вопрос, право ответа передается следующей по очереди команде.

5. В конце игры ведущий считает баллы каждой команды и определяет победителей.

 

 

Сценарий игры «Исторический калейдоскоп»

1. Презентация команд (3 балла)

Представить свою команду (сценка, презентация). Тематика: Египет (Нефертити), Вавилон (Семирамида), Греция (Аспазия), Эллинистические государства (Клеопатра).

Критерии оценки:

– Историческая грамотность.

– Зрелищность.

– Познавательность для зрителей.

2. Знатоки мифологии древнего мира (3 балла)

Необходимо по описанию и иллюстрации узнать богиню из мифологии древнего мира. Задание рассчитано на проверку эрудиции учащихся. Опирается на внепрограммный материал.

– Богиня юности в древней Греции, дочь Зевса и Геры, прислуживала богам на пирах. (Геба)

– Муза эпической поэзии и науки. (Каллиопа)

– В египетской мифологии богиня неба, дочь бога воздуха Шy и богини влаги Тефнут, сестра-близнец бога земли Геба. (Нут)

– В египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеском верности, богиня мореплавания, дочь Геба и Нут, сестра и супруга Осириса. (Исида, Изида)

– В египетской мифологии богиня истины, правосудия и гармонии, дочь бога солнца Ра, участница сотворения мира, когда был уничтожен хаос и восстановлен порядок.(Маат-Маат ("страусиное перо")

– В аккадской мифологии центральное женское божество, богиня плодородия, ассоциируется день недели пятница. (Иштар ("богиня", перс. Истар, ивр. Ашторет, греч. Астарта, Анунит, Нана)

– В античном мифотворчестве древнегреческая богиня правосудия и законного порядка, титанида, устроительница и блюстительница нравственных основ и всего строя жизни, дочь Урана и Геи, после богини Метис вторая законная супруга Зевса, мать ор и мойр. (Фемида)

3. Выберите лишнее и объясните свой выбор (правильный выбор – 1 балл, объяснение – 1 балл).

– Парис, Одиссей, Гомер. (Лишнее Гомер, так как остальные герои поэмы «Илиада»)

– Осирис, Геб, Аполлон. (Лишний Аполлон, так как остальные боги Древнего Египта, а Аполлон – бог Древней Греции)

– Афины, Троя, Крит. (Лишний Крит, так как это остров, а Троя и Афины – греческие города)

– Александрийская библиотека, Фаросский маяк, Колосс Родосский. (Лишняя Александрийская библиотека, так как маяк и Колосс – это чудеса света)

4. Загадка для команды

Каждая команда задает свой вопрос по истории костюма другой команде.

Критерии оценивания:

– Историческая грамотность.

– Иллюстративность.

– Познавательность.

Команда, задавшая вопрос (3 балла)

Команда, отвечающая на вопрос (2 балла)

 

 

5. Исторические задачи (правильный ответ – 1 балл, объяснение – 2 балла)

– Любимые и нелюбимые цвета

В Древнем Египте все земледельцы считали два цвета очень хорошими, а третий — заведомо плохим. Какие это цвета? Почему к ним было такое разное отношение?

(желтый – нелюбимый, зеленый и черный – любимые)

– Моря Восхода и Заката

Географический кругозор вавилонян был ограничен Двуречьем и соседними с ними странами. Знали вавилоняне и два больших водных пространства. Одно из них они называли «морем Восхода», а другое – «морем Заката». Как в наши дни называются эти водные пространства? Объясните их древние названия.

(море Заката – Средиземное море, море Восхода – Персидский залив)

– Поэмы Гомера

Однажды Александру Македонскому принесли шкатулку, которая была самой ценной вещью из захваченного у персидского царя Дария имущества. Александр пожелал всегда иметь ее под рукой и спросил друзей, какую ценность посоветуют они положить в шкатулку. Одни говорили одно, другие – другое, но царь сказал, что будет хранить в ней «Илиаду». Почему Александр принял такое решение?

(Читая поэмы Гомера, он учился смелости, учился не отступать от цели)

– Чем греки напоминали лягушек?

Афинский мыслитель Сократ шутливо утверждал, что греки расселись вокруг моря, как лягушки вокруг болота. Так ли это? Если так, то чем можно объяснить пристрастие греков к морю?

(Колонии вокруг Средиземного моря, пристрастие объясняется морской торговлей)

Приложение. Презентация к игре для 5-х классов «Исторический калейдоскоп»

 

Литература

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред.В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010, С. 9.

 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 38)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Методическая работа в МБОУ СОШ № 129
2. Модель взаимодействия семьи и класса
3. Создание широкого общекультурного эмоционально-значимого для ребенка фона освоения содержательного стандарта в процессе занятий в детской киностудии
4. «Образование – путь к успеху». Классный час в 7 классе
5. Разработка классного часа (музейного часа) «Бородинский бой»
6. Методика проведения мероприятия по гражданско-правовому воспитанию «Избирательное лото»
7. Педагогический проект «Волшебный мир анимации» (покадровая съёмка в процессе создания рисованного анимационного фильма «Как прекрасен этот мир»)
8. Повторительно-обобщающая игра для 5-х классов «Исторический калейдоскоп» как средство развития информационной, культурологической и коммуникативной компетентностей школьников
9. Путь к тайне
10. Здоровье учителя: практические приёмы психологической разгрузки и предупреждения синдрома профессионального выгорания
11. «Родительская школа»