Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Методическая служба как система повышения квалификации педагогических работников: сегодня и завтра»
Выпуск №36 Октябрь 2011 | Статей в выпуске: 96


Ирина Александровна Стороженко,
учитель биологии НГПЛ им А.С. Пушкина
г. Новосибирска

Путь к тайне

Слезка за слезкой упали, сверкая,

В белых кругах уплывает страница...

Разве учитель узнает, какая

Боль – единица?

М. И. Цветаева

Снег скрипит под ногами, тысячи снежных искринок сверкают и режут глаза. Эссе лежит в портфеле, сегодня я должна отвезти его на рецензию. Я остановилась, чтобы еще раз вспомнить, все ли документы у меня с собой.

– Тебе грустно? – Передо мной стояла девочка лет 5-6-ти.

– Хочешь, я тебе что-то подарю? – И протянула ручонку со снегом.

– Что это? – спросила я.

– Ты не видишь? Бриллианты! Возьми, ты станешь богатой!

– Мне не нужны бриллианты.

– Ты богатая? У тебя много денег?

– А разве, чтобы быть богатой необходимы деньги и бриллианты?

– А что нужно?

Я присела на корточки.

– Давай подумаем!...

Мы проговорили минут двадцать.

Глядя из окна удаляющегося автобуса, я поняла, что передо мной была тайна. Тайна, которую хочется открыть. Каким же путем идти, чтобы ее понять? Я закрыла глаза и погрузилась в свои мысли. Случайно ли я выбрала профессию учителя? Что руководило мной при выборе? Разве объяснишь малышке, как можно быть счастливой от улыбки, мелькнувшей на лице ребенка, и богатой от общения с ним? Сколько радости и уважения вызывает решение, казалось бы, не решаемой проблемы. Что важнее – обучение или воспитание? Не дано ли обучение для воспитания? Или обучая, воспитывать? И как дать знания, чтобы изучая биологию, дети полюбили окружающий их мир, историю – стали патриотами, а математику, научились делиться, а не обсчитывать?

Время идет вперед, все изменяется. Меняется и мышление наших детей. Но разве когда-то считалось плохой чертой доброта или щедрость, умение понять и поддержать в беде? Можно ли современному учителю выбрать путь доброты, поддержки, гуманности? Не думаю, что в будущей жизни эти качества перестанут быть ценными.

Душа в смятении. Как создать коллектив с активной жизненной позицией, с умением отстаивать свое мнение, но при этом не потерять индивидуальности каждого? У меня еще нет опыта работы, а экспериментировать на детских душах я не могу. Снова обращаюсь к Сухомлинскому и Амонашвили. «…ребенок не только учится жить, но уже живет ». Как не сломать его, как раскрыть, как стать близкой и родной? Как найти верный путь в этом лабиринте? Как опираться на стандарты образования, не став самой «стандартным» учителем, который «стандартизирует» учеников? Где тот путь? Как увидеть его, понять?

А может быть прав Шалва Александрович, сказав, что «…сам поиск пути – уже путь»?...

Может, не стоит забывать, что когда- то и я плакала над мухой с одним крылом, которая никак не могла взлететь или как хотела услышать хруст, пытаясь обломить лучик у снежинки…?

Мысли кружатся в моей голове…

Как, опираясь на стандарты образования, не стать стандартным учителем, который и детей делает стандартными?

Как доказать детям, что добрым, чутким, внимательным быть сложнее, но благороднее? И что будет с ними, ласковыми, чуткими, в мире зла и равнодушия? А может, прав директор лагеря, в котором я работала, в том, что детей надо воспитывать в строгости и не позволять панибратства?

…Наташа первый раз оторвалась от мамы. В глазах слезы. Она цепляется за меня, как маленький слоненок за хвостик мамы. Не могу! Не могу сказать строго: «Ты уже большая! Учись жить! » Сажусь на корточки, вытираю щёчки, прижимаю к себе. Так и сидим некоторое время.

Ну не могу «ломать» её, бросить – плыви сама! Они же все разные! Саня – самостоятельный, все умеет и точка. С ним, как с малышом разговаривать нельзя – обидится. Полина – активная, подвижная, у нее все всегда получается, а вот Андрей тревожит меня. Агрессивный, вечно хмурый, дети неохотно с ним общаются. И его «сломать» нельзя, надо найти путь для того, чтобы ребенок научился улыбаться, стал хоть чуть-чуть добрее. Вот они мои первые дети. Мои первые бессонные ночи, мои первые радости и победы.

И снежинки, которые ловлю губами, чтобы загадать желание, пусть не дадут мне никогда забыть, как может «плакать» душа ребенка!

 

Соавтор статьи и идейный вдохновитель – Светлана Николаевна Биркина, воспитатель дошкольных групп НГПЛ им. А. С. Пушкина

 

Приложение. Информационная карта занятия в старшей группе детского сада «Играем и считаем» и интегрированного занятия для работы с детьми 3-х лет «Шарик на удочке»

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 13)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Методическая работа в МБОУ СОШ № 129
2. Модель взаимодействия семьи и класса
3. Создание широкого общекультурного эмоционально-значимого для ребенка фона освоения содержательного стандарта в процессе занятий в детской киностудии
4. «Образование – путь к успеху». Классный час в 7 классе
5. Разработка классного часа (музейного часа) «Бородинский бой»
6. Методика проведения мероприятия по гражданско-правовому воспитанию «Избирательное лото»
7. Педагогический проект «Волшебный мир анимации» (покадровая съёмка в процессе создания рисованного анимационного фильма «Как прекрасен этот мир»)
8. Повторительно-обобщающая игра для 5-х классов «Исторический калейдоскоп» как средство развития информационной, культурологической и коммуникативной компетентностей школьников
9. Путь к тайне
10. Здоровье учителя: практические приёмы психологической разгрузки и предупреждения синдрома профессионального выгорания
11. «Родительская школа»