Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Методическая служба как система повышения квалификации педагогических работников: сегодня и завтра»
Выпуск №36 Октябрь 2011 | Статей в выпуске: 96


Все статьи автора(23) Наталья Валерьевна Шевелёва,

учитель технологии,
руководитель МО классных руководителей
МБОУ СОШ № 129 Ленинского района г. Новосибирска

Здоровье учителя: практические приёмы психологической разгрузки и предупреждения синдрома профессионального выгорания

В настоящее время одной из приоритетных задач в политике нашего государства стало решение проблемы, касающейся сохранения здоровья населения страны. Необходимость и актуальность такого подхода напрямую связаны с процессами, происходящими в современной России. Изменения в современном обществе касаются не только производственных технологий, но и самих способов нашей жизни и работы, коренного изменения устройства общества.

Для решения важнейших задач, стоящих перед обществом, необходимо здоровое поколение нации, физически и нравственно развитые дети. Оценить значимость здоровья учителя при таком подходе нетрудно – больной педагог не может воспитать здоровых детей.

Таким образом, здоровье педагога необходимо рассматривать не только как образовательную ценность, но и как необходимое условие для устойчивого и гармоничного развития современного общества. Для этого нужно подходить к категории здоровья в соответствии с определением ВОЗ, имея в виду единство физического, психического и социального благополучия человека – принцип триединого представления о здоровье. Здоровье педагога – деликатная и многоаспектная проблема. Профессия педагога – это «работа сердца и нервов», писал Сухомлинский.

Но чаще всего, здоровье педагогов, как и других профессиональных групп, изучается в основном под медицинским углом зрения, при котором анализируются медико-статистические показатели (число дней нетрудоспособности, статистика заболеваемости, результаты диспансеризации). По данным различных исследований, школьные учителя, как профессиональная группа, занимают по уровню заболеваемости среднее положение: более благополучное, чем, например, шахтёры и работники химических производств, но значительно менее благополучное, чем банковские служащие и научные работники.

Анализ здоровья педагогов выявил следующую картину заболеваний данной категории:

I место – сердечно-сосудистые заболевания

II место – ЛОР-заболевания (ухо, горло, нос, гортань)

III место – заболевания органов зрения

IV место – желудочно-кишечные заболевания

V место – заболевания органов дыхания (бронхи, лёгкие)

VI место – опорно-двигательные заболевания

VII место – нервно-психические заболевания

VIII место – другие (гинекологические, кожные, диабет, онкология и др.).

Здоровыми могут себя назвать лишь единицы учителей. Здоровых педагогов больше среди тех, чей возраст 30-40 лет и стаж работы до 10 лет. Чем старше педагог по возрасту и стажу работы, тем большая доля заболеваний на него приходится.

Это исследование показало специфику такой составляющей здоровья, как его физический компонент. Осуществление политики, направленной на сохранение физического благополучия педагогов, требует предусматривать реализацию двух направлений здоровьесбережения:

1. Обеспечение сохранения здоровья тех, кто в этом отношении более благополучен (молодые, физически крепкие, ведущие здоровый образ жизни).

2. Проведение целенаправленной профилактической работы с теми, кто имеет хронические заболевания.

Но проблема здоровья учителей имеет свою важную специфику. Следует помнить, что профессия педагога относится к профессиям типа «человек-человек», а это связано с высокими эмоциональными затратами. По сравнению с другими профессиональными группами, среди педагогов наиболее высок риск возникновения невротических расстройств, накопления тяжёлых форм неврозов, соматических проблем.

Как показывают исследования психологов, большинство учителей – эмоционально неустойчивые люди, склонные к стрессам и болезненному восприятию критики, внушаемые и мнительные, с повышенным чувством «тревожности». Психологический дискомфорт и состояние стресса возникают в связи с объективно и субъективно существующими причинами: физическая и психологическая напряжённость труда, публичность, постоянное оценивание со стороны различных людей; высокий уровень ответственности; тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся; низкая оценка обществом учительского труда; возраст и стаж.

Урок сам по себе является фактором стресса, так как заставляет учителя за 45 минут выполнить всё намеченное. Угроза «не успеть» – одна из самых стрессовых для современного человека. У педагога к этому добавляется необходимость одновременно решить несколько нелёгких педагогических задач: следить за каждым учеником, реализуя индивидуальный подход, удержать дисциплину в классе, доступным языком объяснить новый материал, оценить степень его усвоения, проверить выполнение домашнего задания и поставить объективные оценки. Все эти задачи сами по себе вызывают психическое напряжение, так как решаются с высоким чувством ответственности.

Кроме того, современному педагогу – участнику процессов модернизации образования – необходимо успевать вести проектную и исследовательскую деятельность, постоянно работать над своим самообразованием и решать многие другие задачи, без которых немыслим сам образовательный процесс: быть классным руководителем, руководителем МО, администратором, членом ПК и т.п.

Освоение профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре личности, когда, с одной стороны, интенсивно развиваются качества, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой – подавляются структуры, не участвующие в этом процессе. Если эти профессиональные изменения нарушают целостность личности, снижают её адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как «синдром эмоционально-профессионального выгорания» (СЭВ) и «профессиональную деформацию».

СЭВ – это процесс постепенной утраты человеком эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстранённости и снижения удовлетворения исполнением работы. В литературе в качестве синонима синдрома эмоционального выгорания, используется термин «синдром психического выгорания».

Личность человека – достаточно целостная и устойчивая структура, и ей свойственно искать пути защиты от деформации. Одним из способов такой психологической защиты и является синдром эмоционального выгорания. Основная причина развития СЭВ – несоответствие между личностью и работой, между повышенными требованиями руководителя к работнику и реальными возможностями последнего. Зачастую СЭВ вызывается несоответствием между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в работе, самим искать способы и методы достижения тех результатов, за которые они отвечают, и жёсткой, нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности и контроля за ней. Результат такого контроля – возникновение чувства бесполезности своей деятельности и отсутствие ответственности.

Отсутствие должного вознаграждения за работу переживается работником как непризнание его труда, что может также привести к эмоциональной апатии, снижению эмоциональной вовлечённости в дела коллектива, возникновению чувства несправедливого к нему отношения и, соответственно, к выгоранию. Стресс на рабочем месте – несоответствие между личностью и предъявляемыми к ней требованиями – является ключевым компонентом СЭВ.

К основным организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; недостаточное моральное и материальное вознаграждение за работу; высокая степень неопределённости в оценке выполняемой работы; невозможность влиять на принятие решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций; однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.

Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:

1. Физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям; затруднённое дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы).

2. Эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и чёрствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадёжности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других – люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества).

3. Поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи – падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение).

4. Интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах – тренингах, образовании; формальное выполнение работы).

5. Социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).

Таким образом, СЭВ характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни.

Как показывают исследования, для учителей с педагогическим стажем 15-20 лет уже характерны «педагогические кризисы», «истощение», усталость, нарушается нервно-психическое благополучие – «положительный» полюс, выражающийся в субъективных переживаниях комфорта, безмятежности, физического и душевного благополучия и отсутствия проблем. Самому педагогу чаще всего не под силу справиться с накопившимися проблемами, возникает необходимость психологической помощи и поддержки учительства как профессиональной группы с низкими показателями психологического и физического здоровья. И для решения этой проблемы необходима, в первую очередь, психологическая работа с учителем, которая заключалась бы в запуске механизмов по формированию способности к собственному развитию, к созданию мотивов и интересов быть здоровым.

Одной из производных по сохранению психического здоровья учителя является рациональная организация учебного процесса и изменение характера учебной деятельности в сторону преобладания активности ребёнка и взрослого в самообразовании, самопознании, самодеятельности. Примером такого подхода к организации учебного процесса в классе может служить использование на уроках активных методов обучения (АМО) с элементами тренинга социального действия, которые обеспечивают работоспособность ученика и педагога; эффективность результатов работы и развитие личности, направленное на формирование позитивного отношения к самому себе, к открытому взаимодействию с миром.

Техника тренинга включает в себя следующие формы занятий: имитационные и ролевые игры, работа в малых группах, дискуссии и дебаты, конференция и презентация результатов деятельности, проектирование социального действия, психологические разминки, направленные на создание комфортной рабочей атмосферы.

Такие занятия способствуют снижению эмоционального напряжения, уменьшению тревожности, формированию позитивного восприятия собственной личности, созданию ситуации успеха для всех участников урока (педагога в том числе), атмосферы творчества для школьников и учителя. А творчество – это не только гарантия психического здоровья, но и смысл человеческой жизни. Меняется отношение ученика к уроку, а положительная отдача со стороны воспитанников – важная составляющая профессиональной удовлетворённости учителя. Педагог и ученик оказывают друг на друга взаимное влияние своей эмоциональностью, получая друг от друга соответствующий отклик.

И старшеклассники нашей школы, принимавшие участие в таких занятиях, говорят: «Очень интересные, полезные и необычные уроки!», «Самое главное, что мы работали сами, а не получали готовые знания. Время работы пролетало незаметно!», «Мне очень понравились занятия. Творческая и непринуждённая атмосфера, полезные знания – всё было здорово!».

При использовании таких форм организации учебного процесса можно отметить следующие положительные моменты: «На традиционных уроках часто приходится быть серьёзными, а это вызывает утомление и «приедание», «На уроках с использованием АМО чувствую себя эмоционально комфортнее, царит атмосфера доверия и дружбы с учениками», «Вызывает интерес сам процесс подготовки к таким занятиям. Узнаю много нового», «Отказываясь от привычных, рутинных методов работы, ощущаю себя моложе», «Приятно видеть неподдельный интерес учеников и их желание работать! Возникает желание самому работать дальше, совершенствовать себя», «После таких занятий появляется интерес к самому себе». Многие учителя отмечают также, что использование АМО встряхивает их от «профессиональной спячки», заряжает энергией и творчеством, способствует формированию позитивного восприятия собственной личности.

Явно напрашивается вывод о том, что самосовершенствование педагога является важной составляющей его психического здоровья. Главное, чтобы педагог научился понимать важность этого фактора, позволяющего сохранить профессиональную молодость и повысить собственную самоценность.

На своих уроках я постоянно использую методы психофизической разгрузки: физкультминутки, тренинговые упражнения и игры, элементы смехотерапии /весёлые истории, анекдот/, музыкотерапию, элементы точечного массажа.

Предлагаю воспользоваться моим опытом и вам.

Упражнения для снятия общей усталости /ОДС/: – 1 группа

1. «Потягушки»: заложите руки за голову и, откинувшись на стуле, потянитесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Шея не будет болеть от напряжения.

2. «Усталые ручки»: поднимите руки до уровня груди, соедините ладони и кончики пальцев, покачайте сомкнутые ладони вперед и назад. Так отдыхают усталые руки.

3. «Плечики»: крепко обопритесь руками о сиденье стула. Выпрямив ноги, поднимитесь над стулом. Так отдыхают плечи.

4. «Хот-дог»: играющие в колонну друг за другом. Сосиска – левая нога в сторону; кетчуп – правая нога в сторону; кока-кола – вращение телом; хот-дог, хот-дог, хот-дог – прыжки вперёд.

Точечный массаж головы и шеи /ОДС/: – 1 группа

1. Массируем область лба от центра к вискам – 2-, 3-, 4-м пальцами.

2. Массируем заднюю поверхность шеи от позвоночника в стороны /над 7 шейным позвонком/.

Гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко: – 2 группа

1. «Жмурки»: зажмуриваем и широко открываем глаза 5-6 раз подряд с интервалом в 30 секунд.

2. «Вверх-вниз, вправо-влево»: двигаем глазами вверх-вниз, вправо-влево, не поворачивая головы. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

3. «Круг»: вращаем глазами по кругу, сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

4. «Квадрат»: представить квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний – в правый нижний. А затем одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

5. «Рисование носом»: посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинный , что достаёт до таблички. Нужно написать носом выбранный элемент.

Дыхательная гимнастика: –2 группа

1. «Чудо-нос»: После слов «Задержу дыхание» сделать вдох и задержать дыхание.

Носом я дышу свободно,

Глубоко и как угодно.

Выполню задание,

Задержу дыхание…

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим:

Глубже, шире.

2. «Каша кипит»: вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторяется 8-10 раз.

3. «33 Егорки»: нужно глубоко вздохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух закончится, нужно запомнить, сколько Егорок было названо.

На пригорке, возле горки

Жили тридцать три Егорки:

Раз Егорка, два Егорка,

Три Егорка…

4. «Ветерок»: поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох – подул тихий ветерок. Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову и сдуть ворсинку, выдох – подул нежный ветерок. Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову и задуть свечи – подул сильный ветерок.

Упражнения для профилактики плоскостопия: – 2 группа

1. «Балерина»: Сидя на стуле, упереться пальцами ног в пол. Делать маленькие шажки, как балерина в пуантах. Колени внутрь не поворачивать.

2. «Пяточка-носочек»: поочерёдное поднимание от пола носков и пяток.

3. «Пружинки»: представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. Снова прижмём стопы к полу. Крепче! Сильнее! Ох, как тяжело! Ноги напряжены. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились.

Что за странные пружинки

Упираются в ботинки?

 

Ты носочки опускай,

На пружинки нажимай.

Крепче, крепче нажимай.

Нет пружинок – отдыхай!

Повторить 3 раза.

Упражнения на релаксацию, расслабление: – 3 группа

1. Упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясное восприятие и речь). «Надеть шапку» – нужно «мягко завернуть» уши от верхней точки до мочки (3 раза).

2. Упражнение «Голова». Помимо интеллектуального напряжения, учитель вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на учеников, подавлять их чрезмерную активность, в чём-то сдерживать, контролировать. Такое интенсивное управление учебной ситуацией вызывает у него перенапряжение и, как следствие этого, различные физические недомогания. Учителя часто жалуются на головные боли, тяжесть в затылочной области головы. Предлагаемое упражнение помогает снять эти болезненные ощущения.

Станьте прямо, расправив плечи и слегка откинув голову назад. Постарайтесь понять, в какой части головы ощущаете тяжесть. Представьте себя, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите этот головной убор рукой, выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, поправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

3. Психотехническое упражнение «Внутренний луч». Это упражнение направлено на снятие у учителя утомления и внутренних «зажимов», на обретение им внутренней стабильности.

Необходимо занять удобную позу сидя или стоя в зависимости от того, в какой конкретной ситуации упражнение будет выполняться (в учительской, на уроке, в транспорте).

Представьте, что внутри вашей головы, в верхней её части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз, освещая изнутри тёплым, ровным и расслабляющим светом все части лица, шею, плечи, руки и т. д. По мере движения луча исчезает напряжение в области затылка, разглаживаются морщины на лице, лучше видят глаза, опускаются плечи. «Внутренний луч» как бы формирует новую внешность спокойного человека, довольного собой и своей жизнью, своей профессией и своими учениками.

Мысленное движение «внутреннего луча» сверху вниз, а затем снизу вверх необходимо осуществлять несколько раз. От выполнения упражнения важно получать внутреннее удовольствие, даже наслаждение. Заканчивается упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я всё теперь буду делать хорошо!»

4. Разрядка от гнева и агрессии:

Сильно сжимаем руки в кулаки, чтобы пальцы впились в ладони, а затем разжимаем пальцы, расслабляем их. Делаем столько раз, пока не почувствуем, что напряжение уходит.

Вытягиваем руки вверх и тянемся вверх изо всех сил, как будто хотим что-то достать с потолка. Тянемся до предела, а потом опускаем руки вниз, расслабляем их.

Закрываем глаза и напряжённо нахмуримся. Сохраним это выражение лица сколько сможем, а потом расслабимся. Почувствуем, как напряжение исчезает.

Открывая рот как можно шире, слаживаем губы в большую букву О. Так расслабляются мышцы лица.

Трём ладони друг о друга, пока они не нагреются, а затем положим их на лицо. Закрываем глаза и чувствуем расслабление.

 

Одной из форм психофизической разгрузки является музыкотерапия. Музыка влияет на пульс и дыхание, оказывает влияние на холестериновый обмен, спокойная музыка способствует нормализации вегетативной нервной системы. Музыку можно использовать и на уроке.

Пример упражнения – релаксации (под релакс-музыку):

Упражнение «Белое облако»:

– «Закройте глаза, дышите глубоко и свободно, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело тяжелеет, и тёплая волна расслабления проходит по вашим мышцам. Представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный тёплый летний день. Вы смотрите в удивительно чистое, голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы очарованы его красотой.

Вы видите, как оно медленно приближается к вам. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Вы в ладу с самим собой. Облачко очень медленно подплывает к вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Вы полностью расслаблены и наслаждаетесь этой картиной. Вы в полном согласии с самим собой. Представьте себе, что вы медленно встаёте. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите все выше и выше. Наконец, вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы ступаете на него, и сами становитесь белым облачком. Теперь и вы – маленькое белое облачко. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко-высоко в небе. Понаблюдайте за собой со стороны некоторое время (30 секунд)…

А сейчас пришло время возвращаться обратно, на землю. Сделайте вдох и глубокий медленный выдох, потянитесь. Медленно откройте глаза… Мы с вами снова вместе в нашей комнате».

 

Кокология – тест «Улучшение жилищных условий»

Агенты по торговле недвижимостью прекрасно знают, что вне зависимости от типа собственности, которую подыскивают для себя их клиенты, будь то однокомнатная квартира или особняк с тремя спальнями и садом, – все они надеются обрести не просто крышу над головой. Они ищут жилище, которое могли бы назвать своим домом. Демонстрационные залы, где покупатель может досконально рассмотреть каждый квадратный сантиметр своего будущего жилища, проектируются с учётом этой особенности. Мебель и дизайн интерьера подбираются в этих случаях с особой тщательностью, так, чтобы сердце потенциального клиента забилось в радостном предвкушении: «Я хочу жить здесь и только здесь. Это не дом, а мечта».

Вообразите, что вы только что присмотрели себе подходящее жилище в одном из таких выставочных центров и теперь решаете, подписывать ли вам контракт об аренде. Во время осмотра вас никто не подгонял, и вы задали агенту по недвижимости все интересовавшие вас вопросы. Тем не менее, прежде чем принять окончательное решение, вы хотели бы еще разок осмотреть одно из помещений вашего будущего дома.

Определите для себя, какая часть дома требует дополнительного осмотра?

  1. Ванная.
  2. Спальня.
  3. Столовая/кухня.
  4. Веранда/сад.

КОММЕНТАРИЙ К ТЕСТУ «УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ»

В психоанализе дом – это довольно часто встречающийся символ тела. Поиск нового дома синонимичен стремлению улучшить свои физические данные, внешний вид и здоровье. Соответственно, та часть дома, к которой вы проявили повышенный интерес, ассоциируется с действиями, которые вы могли бы предпринять для своего физического самосовершенствования. Если быть более конкретным, то внутреннее или внешнее пространство дома, которым вы остались не вполне удовлетворены, указывает на обстоятельства, мешающие вам сесть на диету, заняться спортом или же общим омоложением организма. 

1. Ванная. Ванная – это место, где тело избавляется от грязи, а потому она символизирует стремление человека к внутреннему очищению и самообновлению. Те, кто остались недовольны своей ванной, интуитивно чувствуют, что прилагают недостаточно усилий для своего самосовершенствования.

2. Спальня. Спальни по определению ассоциируются со стремлением к физической релаксации и комфорту. Те, кто пожелали ещё раз изучить свою будущую спальню, на самом деле хотели бы почаще добираться до кровати. Как приятно сбросить надоевшие ботинки и пригреться под тёплым уютным одеялом! Вас волнует не столько диета или физическая нагрузка, сколько усилия, которые вам придётся приложить, чтобы добиться желаемых результатов.

3. Столовая/кухня. Эти помещения больше всего ассоциируются с принятием пищи и самой пищей. Вот что в первую очередь приходит вам в голову, когда вы задумываетесь о необходимости привести свое тело в порядок. Следить за фигурой было бы так легко, если бы только можно было не ограничивать себя в еде.

4. Веранда/сад. Веранда и сад имеют самое прямое отношение к расслаблению и отдохновению души. Здесь можно отрешиться от суеты и погрузиться в тишину и спокойствие. Если вы сочли нужным ещё раз осмотреть сад, то, скорее всего, вы слишком напряжены и испытываете постоянный стресс – тот самый стресс, что мешает вам посещать бассейн или тренажёрный зал, формирует вредные привычки в том, что касается еды, и ведёт к истощению и отсутствию мотивации. Прежде, чем вы сможете приступить к совершенствованию своего тела, вам нужно избавиться от скопившегося в вас напряжения.

 

В заключение хочется привести слова американского психолога  Вирджинии Сатир:

«Человек, чья самоценность высока, создаёт вокруг себя атмосферу человечности, ответственности, сострадания и любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше от того, что он в нём существует. Он доверяет самому себе… он уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения и совершать обдуманные поступки…Человек с высокой самоценностью внушает доверие и надежду. Он не пользуется правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время он не идёт на поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор». В том числе – выбор путей по сохранению собственного здоровья.

И ещё:

Здоровы Вы или нет – это результат того, во что Вы верили и что делали в прошлом. Будете ли Вы сильны и слабы в будущем, зависит от того, во что Вы верите и как поступаете в настоящем. Молекулы Ваших клеток поменяют своё положение сразу и полностью согласно Вашей вере. Где вера, там, как правило, истина.

 

Полезные сайты по теме «Здоровье» для учителей и классных руководителей:

  1. www.zapartoi.ru – журнал «Здоровье школьника»
  2. www.io.nios.ru – газета «Интерактивное образование» – рубрики «Школа здоровья», «Экологическое просвещение», «Духовно-нравственное воспитание»,«Одарённые дети», «Классный час для классного руководителя».
  3. www.nios.ru – сайт ГУО г. Новосибирска
  4. www.zdorovieinfo.ru – ТВ-программа «Здоровье» с Еленой Малышевой.
  5. www.fskn.gov.ru – сайт Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков.
  6. www.glazka.ru Сибирский Центр Профилактики и Лечения Близорукости «Глазка»
  7. www.magistr.websib.ru – Городской центр образования и здоровья «Магистр»
  8. www.ag.nios.ruНовосибирский Детский Автогородок
  9. www.sfcop.ru – Сибирский федеральный центр оздоровительного питания, программа «Здоровое питание – здоровье нации», образовательный интернет-проект «Здоровье детей в руках взрослых»
  10. www.vitaminov.net – Здоровый образ жизни
  11. www.samopoznanie.ru – Портал о здоровье (каталог сайтов)
  12. www.bolen-kot.net.ru – проект о здоровье кошек
  13. www.domsovetof.ru – рубрика «Здоровье детей. Укрепление иммунитета»
  14. www.za-partu.ru – Что нужно для здоровья школьника. В помощь родителям
  15. www.woman-otido.ru – «Женщина от … и  до…» – о женском здоровье

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 28)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Методическая работа в МБОУ СОШ № 129
2. Модель взаимодействия семьи и класса
3. Создание широкого общекультурного эмоционально-значимого для ребенка фона освоения содержательного стандарта в процессе занятий в детской киностудии
4. «Образование – путь к успеху». Классный час в 7 классе
5. Разработка классного часа (музейного часа) «Бородинский бой»
6. Методика проведения мероприятия по гражданско-правовому воспитанию «Избирательное лото»
7. Педагогический проект «Волшебный мир анимации» (покадровая съёмка в процессе создания рисованного анимационного фильма «Как прекрасен этот мир»)
8. Повторительно-обобщающая игра для 5-х классов «Исторический калейдоскоп» как средство развития информационной, культурологической и коммуникативной компетентностей школьников
9. Путь к тайне
10. Здоровье учителя: практические приёмы психологической разгрузки и предупреждения синдрома профессионального выгорания
11. «Родительская школа»