Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Методическая служба как система повышения квалификации педагогических работников: сегодня и завтра»
Выпуск №36 Октябрь 2011 | Статей в выпуске: 96


Все статьи автора(2) Елена Игоревна Каян,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
руководитель киностудий «Тринашка» и «Родник»
МБОУ «Гимназия № 13» Центрального района г.Новосибирска

Создание широкого общекультурного эмоционально-значимого для ребенка фона освоения содержательного стандарта в процессе занятий в детской киностудии

Я работаю в системе дополнительного образования с 2007 года. По образованию я учитель начальных классов. В 1984 году окончила Новосибирское педагогическое училище № 3. В 2007 году мною совместно с единомышленниками была создана детская киностудия «Родник» в Калининском районе города Новосибирска (МБУ ДОД «Центр «Юность», МПК «Ритм»). В 2009 году была организована детская киностудия «Тринашка» в Центральном районе (МБОУ гимназия №13).

В детской киностудии «Родник» работают три педагога и занимаются 45 воспитанников в возрасте от 6 до18 лет. В «Тринашке» пока около 20 студийцев (в основном ученики 1-5 классов) и два педагога. Киностудии «Родник» и «Тринашка» тесно сотрудничают с такими опытными детскими киностудиями как «Поиск», «Старая мельница». С их методической помощью педагогами «Родника» и «Тринашки» была разработана программа «Азбука кинематографии». В нашей программе соблюдаются следующие принципы:

Целостности – соблюдение единства обучения, воспитания и развития.

Гуманизации – признание личности ребёнка с её достоинством и потенциалом в качестве самоцели, создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи.

Интеграции – совмещение в программе нескольких подпрограмм (литература, режиссура, киноведение, операторское искусство, ИЗО, ДПИ, компьютерные технологии, актёрское мастерство), подчиненных одной цели и связанных между собой.

Практического подхода – приобретение знаний детьми во время активной деятельности по созданию авторского или коллективного фильма. 

Возрастного и индивидуального подхода – выбор форм, методов, приёмов работы в соответствии с возрастом и субъективным опытом детей.

Содержательная часть программы представлена тематическими блоками:

1. Литературно-театральное направление. Развитие умений и навыков литературного сочинения, стихосложения. Знакомство с видами и стилистикой сценариев, составление литературного и режиссерского сценария. Знакомство с правилами раскадровки.

Работа над актёрским мастерством. Озвучивание.

Развитие умения подбирать музыкальные фрагменты, предающие эмоциональную атмосферу и сюжетную линию фильма.

2. Изобразительное направление. Развитие навыков работы кистью, передачи объёма цветом, передачи в рисунках правил перспективы, линейной и воздушной. Занятия по живописи, рисунку, композиции, цветоведению.

3. Декоративно-прикладное направление. Развитие навыков работы с глиной, пластилином. Занятия по композиции, форме, объёму, лепке, росписи готовых изделий.

Формирование умений изготовления из бумаги, глины и пластилина марионеток и декораций.

4. Компьютерное направление. Знакомство с компьютерной 2D и 3D анимацией. Знакомство и работа с компьютерными программами Power Point, Vegas, Animator DV, DVD Architect.

Монтаж фильмов. Озвучивание. Монтаж аудио и видео файлов. Конвертирование изображения и звука из одного формата в другой.

5. Операторское направление. Знакомство с правилами работы с видео- и фотокамерами, техники безопасности. Развитие наблюдательности. Знакомство с правилами фокусировки, построения кадра, монтажными планами. Съёмка фильма.

6. Анимационное направление. Формирование работы на станке, выставления освещения, баланса белого, покадровой съёмки.

Манипуляции куклами-марионетками, объёмными куклами.

Работа с сыпучими и другими материалами. Рисование по стеклу.

7. Киноведческое направление. Развитие эмоционального восприятия экранного искусства, умения работать в команде, анализировать свою и чужую работу. Посещение детских киностудий в городе Новосибирске.

Участие в конкурсах, мастер-классах, фестивалях, форумах разного уровня, встречах с мастерами отечественной анимации и режиссуры.

 

Программа является комплексной, разноуровневой и рассчитана на 5 лет обучения.

Современное дополнительное образование в контексте модернизации Российского образования имеет следующие ценностные приоритеты и призвано решать такие сложные задачи, как:

– Выравнивание стартовых возможностей личности;

– Содействие ребенку в выборе индивидуального образовательного пути;

– Компенсация отсутствия тех или иных курсов в базовом образовательном пространстве;

– Создание широкого общекультурного эмоционально-значимого для ребенка фона освоения содержательного стандарта.

1. Стартовые возможности у воспитанников киностудии различны. Среди них есть успешные, уверенные в себе дети и подростки, у которых благополучные семьи, нет проблем с успеваемостью и поведением в школе. Однако есть среди наших воспитанников и те, что не могут реализовать свои способности в образовательном учреждении. Они плохо учатся и поэтому обладают низкой самооценкой, боятся очередной неудачи. Именно таким ребятам я поручаю самые ответственные задания. Например, съёмку, где такой ребёнок назначается главным оператором и командует всем процессом.

2. Обучаясь в общеобразовательном учреждении, дети (подростки) зачастую имеют слабое представление о разнообразии видов деятельности, где они могли бы реализовать свои способности. Воспитанники киностудий «Родник» и «Тринашка» на занятиях учатся составлять литературные и режиссёрские сценарии, рисуют, лепят персонажей, изготавливают декорации, выполняют покадровую  съёмку, монтаж, озвучку. На фестивалях имеют возможность встречаться и общаться с режиссёрами, художниками и другими профессионалами в своём деле. Таким образом, мы осуществляем профориентационную работу, позволяем ребёнку попробовать себя в разных профессиях, выбрать дело по душе для будущей взрослой жизни.

3. Конечно, базовое образовательное пространство не может так разнообразить обучающие курсы, как это может сделать дополнительное образование. Воспитанники киностудий «Родник» и «Тринашка» осваивают курсы компьютерной графики, анимации. Начиная работу как анимационная студия, мы увидели желание обучающихся не ограничиваться только мультипликацией. Им интересны все виды киноискусства. Именно поэтому, расширив свою студию до киностудии, мы стали снимать документальные, игровые сюжеты, фотофильмы, музыкальные клипы.

4. Решая задачу создания широкого общекультурного эмоционально-значимого для ребенка фона освоения содержательного стандарта, я на занятиях знакомлю детей с шедеврами отечественного и мирового кинопроизведений для детей. Анализируя эти классические (прежде всего анимационные) фильмы, ребята учатся у авторов передаче эмоционального настроя изобразительными средствами и с помощью звука. Очень часто воспитанники студии общаются со своими коллегами – участниками других студий города и России, а также посещают мастер-классы взрослых профессионалов. Ежегодно наши студии являются активными участниками традиционного Всероссийского мастер-класс фестиваля «Жар-птица», куда приезжают известные художники, аниматоры, режиссёры: А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, В.Д. Кудрявцева, Л.В. Носырев, Т.Я. Маслова, С. Серёгин, В.А. Соловьёв, В.Н. Фомин. Обладая огромным профессиональным и жизненным опытом, мастера проводят мастер-классы для юных участников фестиваля. А кандидат психологических наук, поэтесса, член Союза писателей РФ, Лауреат премии президента России Зинаида Николаевна Маслова объединяет будущих кинокритиков в Совет подмастерьев, который после каждого просмотра фестивальных работ детских студий обсуждает удачные и неудачные моменты. Совет подмастерьев параллельно с Советом мастеров и всеобщим голосованием выбирает десятку лучших фильмов и награждает их авторов.

Ежегодно работы воспитанников студий становятся Лауреатами конкурсов и фестивалей детского экранного творчества и компьютерной графики всех уровней: от районного до международного. География нашего участия в фестивалях: города Липецк, Старый Оскол, Санкт-Петербург, Москва, Тольятти, Норильск, Ярославль, Париж. Уже 5 лет мы участвуем во Всероссийском Форуме детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг», и как Лауреаты наши воспитанники награждаются путёвками в ВДЦ «Орлёнок» (г. Туапсе Краснодарского края) на профильную смену. В этом году смогли пообщаться с известными режиссёрами, операторами, мультипликаторами, а также отдохнуть 13 ребят из студий «Родник» и «Тринашка». Во время профильной смены ими были созданы 3 анимационных фильма и один репортаж для новостей «Бумеранга».

Сегодня у «Родника» и «Тринашки» большие планы: предстоит создать новые фильмы и подготовиться к фестивалям 2012 года.

 

На форуме «Бумеранг»

 

«Цифровой ветер». Победители регионального тура

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 7)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Методическая работа в МБОУ СОШ № 129
2. Модель взаимодействия семьи и класса
3. Создание широкого общекультурного эмоционально-значимого для ребенка фона освоения содержательного стандарта в процессе занятий в детской киностудии
4. «Образование – путь к успеху». Классный час в 7 классе
5. Разработка классного часа (музейного часа) «Бородинский бой»
6. Методика проведения мероприятия по гражданско-правовому воспитанию «Избирательное лото»
7. Педагогический проект «Волшебный мир анимации» (покадровая съёмка в процессе создания рисованного анимационного фильма «Как прекрасен этот мир»)
8. Повторительно-обобщающая игра для 5-х классов «Исторический калейдоскоп» как средство развития информационной, культурологической и коммуникативной компетентностей школьников
9. Путь к тайне
10. Здоровье учителя: практические приёмы психологической разгрузки и предупреждения синдрома профессионального выгорания
11. «Родительская школа»