Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Методическая служба как система повышения квалификации педагогических работников: сегодня и завтра»
Выпуск №36 Октябрь 2011 | Статей в выпуске: 96


Все статьи автора(14) Ирина Ивановна Петричук,
учитель английского языка
высшей квалификационной категории,
заведующая предметным объединением
учителей английского языка
МАОУ «Лицей № 9» Железнодорожного района г. Новосибирска

Методическая работа предметного объединения как система повышения квалификации педагогических работников

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» называет ряд приоритетных направлений, одним из которых является совершенствование учительского корпуса. Новая школа требует нового учителя. Принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей, центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентности. Изменится и система аттестации педагогов. Современному педагогу становится просто необходимо постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной и правовой. В современных условиях становится совершенно недостаточным прохождение курсов повышения квалификации один раз в пять лет, а более частое обучение не данных курсах (особенно с отрывом от преподавательской деятельности) обычно проблематично.

Многие образовательные учреждения в настоящее время сами организуют целую систему мероприятий (семинары, круглые столы, взаимопосещение уроков и т.п.), направленных на повышение профессионального уровня своих педагогов. В МАОУ Лицей № 9 эта работа ведется на  очень высоком уровне. С 2011 года в лицее реализуется проект «Обеспечение развития профессиональных компетентностей педагогов в условиях реализации президентской инициативы «Наша новая школа» как условие повышения качества образовательных услуг лицея», который является составной частью программы развития лицея на 2011-2015 годы и структурным элементом внутрилицейской системы управления качеством образования. Цель проекта – создание системы методической работы в лицее, ориентированной на развитие компетентностей педагогов как условия для  повышения качества образовательных услуг. Руководителем творческой группы авторов является Филимонов Г.Ф. – директор лицея, заслуженный учитель РФ.

 Во главе методической работы лицея стоит научно-методический совет. Научно-методический совет – это профессиональный орган, осуществляющий руководство методической, экспериментальной и практической деятельностью педагогического коллектива лицея, это целостная система взаимосвязанных методических, информационных, диагностических и других структур.

Для повышения уровня компетентностей учителей в той или иной области в лицей приглашаются специалисты для чтения проблемных лекций или проведения практических семинаров. Лекции и семинары также подготавливаются и проводятся заместителем директора по научно-методической работе Куневской Л.В., членами методического совета лицея, активными педагогами коллектива. В лицее организуется проведение тематических симпозиумов, «круглых столов», методических конкурсов, выставок, смотров. С сентября текущего года в лицее организована «Школа молодого педагога». Педагогические советы также обязательно включают в себя образовательный компонент. Для педагогов, не имевших возможности посетить тот или иной семинар или лекцию, все материалы помещаются на рабочий стол компьютера, находящегося в учительской, для самостоятельного изучения. Уже давно в лицее стали традиционными недели диагностики и контроля, в течение которых проводится полномасштабный мониторинг той или иной компетенции. По итогам НДК учителя, набравшие наиболее высокие баллы в контролируемой области, дают открытые уроки или проводят мастер-классы для остальных членов педагогического коллектива.

В нашем лицее учителя активно занимаются самообразованием и распространением передового опыта через инноваторскую деятельность, участие в конкурсах профессионального мастерства, научно-практических конференциях. Ряд педагогов обучается в аспирантуре, занимаясь научными исследованиями.

На первом педагогическом совете каждого нового учебного года педагогическим коллективом определяется методическая тема года. В 2011-2012 учебном году методической темой года является «Развитие профессиональной компетентности педагогов как условие повышения качества образовательных услуг лицея – развитие правовой компетентности». Безусловно, это не означает, что все образование и самообразование учителей будет ограничиваться только методической темой года. Предполагается лишь то, что принятая тема будет разрабатываться и изучаться (а также применяться на практике) более глубоко, чем остальные.

Кроме того, по мере необходимости, в лицее постоянно создаются творческие группы с целью изучения, обобщения опыта и  решения проблем развития образовательного учреждения, а также для разработки инновационных программ, организации диагностических и мониторинговых исследований, разработки новых технологий, стратегических направлений деятельности лицея, изучения социальных запросов к образовательному учреждению, выполнения какого-либо проекта, решения методической задачи или разработки локального документа.

Нужно отметить, что не основную, но значительную мотивирующую  роль к постоянному повышению своего профессионального мастерства для педагогов лицея играет тот факт, что в нашем лицее это стремление поддерживается материально. Так, например, учителя, занятые инновационной деятельностью, после успешной защиты своей работы на научно-методическом совете получают выплаты, в соответствии с набранными баллами (система бальной оценки понятна и объективна).  За распространение своего передового опыта (публикации, участие в научно-практических конференциях; выступления с докладами на районном и городском уровнях и пр.) учителя получают премии. Кроме того, в лицее локальным актом принято положение о доплатах из стимулирующего фонда за высокий уровень профессиональных компетенций. Положение о выплатах из стимулирующего фонда – это документ, который позволяет (на первом этапе на основе самоанализа) каждому учителю заявить о своем профессиональном уровне, отследить рост этого уровня, определить проблемные места.

Следует отметить, что не меньшее мотивационное значение к профессиональному самосовершенствованию педагогов имеет и тот факт, что члены администрации лицея, во главе с директором Филимоновым Г.Ф., сами являются постоянными разработчиками, экспериментаторами и трансляторами передового опыта.

Безусловно, в образовательном учреждении современного типа новые требования предъявляются и к работе предметных объединений. Предметное объединение (в нашем лицее имеющее статус методического объединения или кафедры) является структурным подразделением методической службы образовательного учреждения, объединяющим учителей по предметам, образовательным областям, видам воспитательной работы.

Предметное объединение учителей английского языка, которым я заведую, имеет статус кафедры. В лицее разработан и принят локальный документ – положение о методическом объединении (кафедре), в котором подробно описаны общие положения, задачи и содержание деятельности, компетенция и ответственность методического объединения (кафедры), дан перечень необходимой документации.  

В настоящее время в предметном объединении учителей английского языка работают восемь педагогов; из них два учителя высшей квалификационной категории, два – первой, один педагог имеет вторую квалификационную категорию и трое являются молодыми специалистами. Учителя, имеющие на настоящий момент первую квалификационную категорию, были аттестованы досрочно.

Основной целью предметного объединения является обеспечение условий для профессионального роста педагогов объединения через участие в инновационной деятельности; своевременное прохождение курсов повышения квалификации; посещение теоретических и участие в практических семинарах; участие в профессиональных конкурсах и работе творческих групп; проведение теоретических семинаров и педагогических чтений на заседаниях предметного объединения; разработку учителями ПО методических тем. Учителя ПО определили задачи, которые объединению предстоит решить в 2011-2012 учебном году. Это:

  • активное участие в обобщении прогрессивного методического опыта, осуществлении его распространения и внедрения в практику ПО; продолжение создания частной методики; опубликование своего опыта в периодических изданиях;
  • создание портфолио-сайта ПО и размещение его в Интернете; создание электронной документации и сборника методических и дидактических материалов как фактора повышения качества обучения английскому языку;
  • формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми.
  • совершенствование ключевых компетенций обучающихся и повышение качества ЗУН учащихся через внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса на уроках; внеаудиторную работу; организацию поисковой и исследовательской деятельности;
  • целенаправленная подготовка обучающихся старших классов к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ; работа над повышением интереса обучающихся к английскому языку через  организацию классно-урочной,  внеклассной и дополнительной деятельности по предмету на высоком уровне;
  • качественная подготовка обучающихся к НПК, предметным олимпиадам и конкурсам;
  • формирование механизмов оценки качества процесса обучения английскому языку с учетом новых требований.

Безусловно,  качественное решение поставленных задач требует высокого профессионализма всех членов кафедры, поэтому учителя английского языка постоянно занимаются самообразованием, проходят курсы повышения квалификации не только своевременно, но и чаще, чем это требует положение об аттестации педагогических работников, посещают семинары, сдают экзамены международного образца, участвуют в профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях педагогов, занимаются инновационной деятельностью.

 В этом году трое учителей нашего предметного объединения занимаются локальными новациями, две из которых являются управленческими: «Создание условий для развития профессиональных компетенций педагогов кафедры» и «Интеграция основного и дополнительного языкового образования в лицее на базе Центра Дополнительного Образования». Учителя кафедры также внедряют в образовательный процесс технологию развития критического мышления через чтение и письмо, а один из педагогов занимается систематизацией методических материалов, собирает копилку разработок уроков, проводит мониторинг успеваемости учащихся в группах, в которых применяется данная технология. Еще одной темой исследования и внедрения в образовательный процесс заявлена «Методика обучения дошкольников и младших школьников в системе дополнительного образования». Учителя, которые не занимаются в текущем учебном году новациями, в качестве самообразования работают над наиболее интересующими их методическими темами. В этом учебном году это следующие темы: «Воспитывающее обучение»; «Использование музыки на уроках иностранного языка», «Обучение устному иноязычному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор», «Формирование социокультурной компетенции учащихся старшей ступени», «Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка». С отчетами о результатах инновационной деятельности и докладами по своим методическим темам учителя выступают на заседаниях предметного объединения.

В новом учебном году два педагога кафедры заявились для участия в профессиональных конкурсах «Учитель года» и «Портфолио педагога». Очень показателен тот факт, что решение участвовать в конкурсе «Учитель года» не побоялся принять молодой учитель, так как все учителя нашего предметного объединения любых результатов добиваются в тесном сотрудничестве и оказывая друг другу необходимую помощь. Постоянная консультационная помощь всем учителям предметного объединения также оказывается заведующей кафедрой.

С нашей точки зрения, именно атмосфера взаимоуважения, взаимопомощи и сотрудничества является основной чертой нашей кафедры и основным условием успешности каждого из её членов.

Все методические и инновационные материалы объединяются в «Частную методику», которую учителя кафедры создают на протяжении пяти лет. Так же собираются наиболее интересные методические и узко-предметные материалы, которые появляются в психолого-педагогических журналах. Создаются также «банки» КИМов, соответствующих современным требованиям, материалов по подготовке к ГИА, ЕГЭ и олимпиадам разного уровня, сборники раздаточных материалов, для учащихся разных ступеней и т.д. Лучшие научно-практические исследования учащихся и их реферативные работы также сохраняются и оформляются в сборник. Все эти материалы хранятся в методическом кабинете кафедры и доступны для использования всем учителям предметного объединения. В компьютере, который находится в методическом кабинете, помещены «Папка учителя», в которой собираются теоретические и практические материалы о современных педагогических технологиях; материалы, касающиеся планирования, построения, анализа и самоанализа урока; федеральные и муниципальные законы и локальные акты, касающиеся сферы образования и др. Создана папка-обменник электронных презентаций к урокам; папка, в которую помещаются объявления, о проводимых в городе семинарах, курсах и конкурсах, краткая информация о которых также вывешивается на стенде «Текущие события» в методическом кабинете ПО.

На заседаниях предметного объединения учителя не только планируют совместную деятельность, отчитываются о проделанной работе или успеваемости учащихся и прохождении программы, но и, как уже было сказано выше, делают доклады по своим исследовательским или методическим темам, а также обмениваются знаниями, полученными на тех районных или городских семинарах, которые посетили не все члены кафедры.

Учителя английского языка нашего лицея активно занимаются распространением своего опыта через публикации, участие в профессиональных конкурсах, выступления на районных и городских образовательных мероприятиях, организацию открытых уроков и заседаний кафедры, на которые мы приглашаем своих коллег не только из нашего образовательного учреждения, но и других школ, гимназий, лицеев. Мы активно сотрудничаем с высшими учебными заведениями нашего города, такими как НГУ, НГПУ, НГТУ, Институт экономики и менеджмента, с методическими кабинетами представительств изданий «Longman»  и «Oxford», лабораторией иностранных языков.

Подводя итог, можно сказать, что в современных условиях только активная позиция и постоянная работа над повышением своих профессиональных компетентностей каждого члена предметного объединения, только совместная работа, в атмосфере взаимопомощи и сотрудничества, только создание четкой системы методической работы учителей одной предметной области и всего педагогического коллектива образовательного учреждения позволяет успешно решать задачи, которые на современном этапе ставят перед педагогами государство и общество.

 

Наша кафедра

 

На районном МО - мы всей кафедрой

Первый семинар в новом учебном году

(Британия Миллениум)

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 48)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Роль методической службы в формировании профессиональной компетентности учителя
2. Методическая работа предметного объединения как система повышения квалификации педагогических работников
3. Роль РМО в системе повышения квалификации педагогических работников
4. Педагогический бенефис.
Внимание! Новая социальная технология!

5. Реализация интеллектуально-творческого потенциала ребенка посредством участия в интеллектуальных играх
6. Конструирование интеллектуальных игр
7. Реализация проекта Intel® «Путь к успеху» в г. Новосибирске
8. «Отражение»
(открытое сетевое сообщество педагогов Новосибирска)

9. Развитие учебно-познавательных компетенций у учеников начальной школы
10. Коррекционно-развивающая работа с детьми-аутистами
11. Современные технологии в формировании читательского интереса у младших школьников
12. Конспект урока: Цикл Repeat - Until (цикл с постусловием)
13. Материалы для повышения уровня грамотности преподавателя английского языка (методическая помощь)
14. Развитие личности ребёнка через деятельность творческого кружка «Мастерица»
15. Библиотека – информационно-методический центр поддержки образования
16. Основы моделирования урока
17. Помощь всегда рядом