Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Методическая служба как система повышения квалификации педагогических работников: сегодня и завтра»
Выпуск №36 Октябрь 2011 | Статей в выпуске: 96


Ирина Валерьевна Зацепина,
учитель начальных классов МАОУ гимназии № 12
Калиниского района г. Новосибирска

Современные технологии в формировании читательского интереса у младших школьников

Сегодня в педагогике все чаще стали использоваться новые термины: «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология обучения». Их появление вызвано тем, что стремительный переход общества от индустриальной формации к информационной поставил перед педагогической наукой задачу воспитать человека с новым типом мышления, умеющего анализировать увиденное и услышанное, планировать, прогнозировать и контролировать развитие событий.

Изменения, происходящие в связи с переходом на новую модель образования в нашей стране, требуют нового подхода к совершенствованию учебного процесса, предполагающего развитие всех психологических новообразований младшего школьника. Сделать это без стремления ребёнка учиться, без желания и умения читать, невозможно.

Проблема состоит в том, что первоклассники в большинстве случаев не испытывают интереса к самостоятельному чтению. В семьях не принято читать детям, родители недостаточно уделяют внимание привитию интереса к книге в дошкольный период и, особенно, в период начального обучения, полагаясь на учителя. Поэтому для меня стала актуальна  тема:  «Формирование читательского интереса у детей младшего школьного возраста средствами игровых технологий».

Игра «Путешествие в «Читай-город». Рассмотрим её возможности.

Для успешного усвоения пройденного материала эффективнее проводить занятия в форме игры.

Эта игра является итоговым закреплением материала, изученного раздела (или разделов) по русскому языку и литературному чтению, окружающему миру, математике, физкультуре, рисованию, технологии, музыке.

Цель: развитие интереса к книге, чтению через различные виды детской деятельности, через уроки (занятия) развития речи, математики, изобразительной деятельности, экологического, физического и музыкального воспитания, через уроки технологии, информатики.

«Читай-город» – это город, состоящий из шести станций, в котором живут герои детских книг и мультфильмов. Шесть станций – это основные методики образовательного процесса: развитие речи (русский язык, литературное чтение), математика, окружающий мир, изобразительная деятельность, музыка, физкультура (технология, уроки информатики).

Игра-занятие проводится  раз в полтора-два месяца.  Каждая станция соответственно оформлена: название станции, выставка книг, иллюстрированный каталог, хозяева станции (различные герои детских книг и мультфильмов).

Перед началом самого путешествия с детьми осуществляется выбор средств передвижения (быстроходный катер, космический корабль, паровозик, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы и т.д.). По прибытии на станцию детей встречают сказочные герои, которые с ними знакомятся и рассказывают о станции и её жителях. Дети демонстрируют свои знания, умения, навыки в конкурсах, соревнованиях, викторинах, инсценировании сказок. Дети посвящают жителям станции свои рисунки, аппликации, коллективные работы. Это могут быть детские презентации, связанные с тематикой этой игры. В игру включаются специально подобранные задания по основным учебным дисциплинам. Подбор речевого материала осуществляю (как логопед) с учётом индивидуальной работы с каждым ребёнком. В обязательном порядке проводится ритмическая гимнастика (динамическая пауза) с учётом рекомендаций учителя физической культуры.

Путешествие заканчивается практическим делом: рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Все этапы путешествия сопровождаются слушанием музыки.

На первом году обучения начался подготовительный этап работы – диагностика устной и письменной речи, а так же читательского интереса у детей. В ходе обследования я выяснила, какие стороны устной речи и навыки чтения у детей сформированы.

Подводя итог выше сказанному, отмечу, что такая форма работы – в виде игры-путешествия с использованием книги и электронных ресурсов – помогает задействовать умственные, эмоциональные, эстетические, физические качества ребёнка включить его в творческий процесс, что развивает коммуникативные навыки, необходимые для формирования связной речи.

Проблема формирования читательского интереса и навыков младших школьников, которая актуальна на данном этапе и реализованная в процессе проведения интегративных занятий в форме игры-путешествия в «Читай-город», формирует не только читательский интерес, навыки, но и развивает все психические процессы: память, внимание, воображение, мышление, речь, а также способствует развитию эмоционально-волевой сферы. 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 1)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Роль методической службы в формировании профессиональной компетентности учителя
2. Методическая работа предметного объединения как система повышения квалификации педагогических работников
3. Роль РМО в системе повышения квалификации педагогических работников
4. Педагогический бенефис.
Внимание! Новая социальная технология!

5. Реализация интеллектуально-творческого потенциала ребенка посредством участия в интеллектуальных играх
6. Конструирование интеллектуальных игр
7. Реализация проекта Intel® «Путь к успеху» в г. Новосибирске
8. «Отражение»
(открытое сетевое сообщество педагогов Новосибирска)

9. Развитие учебно-познавательных компетенций у учеников начальной школы
10. Коррекционно-развивающая работа с детьми-аутистами
11. Современные технологии в формировании читательского интереса у младших школьников
12. Конспект урока: Цикл Repeat - Until (цикл с постусловием)
13. Материалы для повышения уровня грамотности преподавателя английского языка (методическая помощь)
14. Развитие личности ребёнка через деятельность творческого кружка «Мастерица»
15. Библиотека – информационно-методический центр поддержки образования
16. Основы моделирования урока
17. Помощь всегда рядом