Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Методическая служба как система повышения квалификации педагогических работников: сегодня и завтра»
Выпуск №36 Октябрь 2011 | Статей в выпуске: 96


Наталья Григорьевна Терентьева,
учитель информатики высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 185 Октябрьского района г. Новосибирска

Конспект урока: Цикл Repeat - Until (цикл с постусловием)

«Не первый год работаю я в школе,

Не понаслышке знаю этот труд.

В делах любых смотреть стараюсь в корень,

Иначе ведь успехи не придут».


Тема урока: Цикл Repeat - Until (цикл с постусловием).

Цель урока: 1) обучающий аспект: познакомить учащихся с понятием цикла Repeat–Until, научить применять его для решения практических задач.

2) развивающий аспект: развитие алгоритмического мышления; мыслительной деятельности; обогащение словарного запаса; умений и склонности к рефлексии, самостоятельности выполнения практических заданий на компьютере.

3) воспитательный аспект: воспитание интереса к информатике, личной ответственности за результаты своей работы, бережного отношения к технике, объективного отношения к результатам работы компьютерных программ, потребности и умения работать в коллективе для решения совместной задачи.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок демонстрация (презентация).

Средства обучения: проектор, презентация по теме «Цикл Repeat-Until», раздаточный материал.

Ход урока:

1)    Организационный этап.

  • приветствие;
  • перекличка;
  • объявление темы урока и обучающего аспекта цели урока.

2)    Этап подготовки учащихся к активному и созидательному усвоению нового материала.

Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучать программирование на языке Паскаль. Давайте вспомним то, что мы уже прошли.

Напомните мне, пожалуйста, что такое цикл. (Цикл – это фрагмент программы, повторяемый многократно).

С какими видами циклов вы уже знакомы (работали)? (цикл с параметром (For), с предусловием (While)).

Для  решения каких задач мы использовали эти циклы? (Оператор For используется, если число повторений заранее известно, то есть заранее может быть вычислено, While задачи, в которых число повторения оператора (составного оператора) заранее не известно, а задано лишь условие его повторения, задается в самом начале оператора).

Этап усвоения новых знаний.

Как вы уже сегодня сказали, цикл While выполняет проверку условия выполнения тела цикла в самом начале оператора. А оператор повтора Repeat – Until аналогичен оператору While, но отличается тем, что условие проверяется после очередного выполнения цикла. Repeat – Until называют оператором цикла с постусловием и таким образом гарантируется хотя бы однократное выполнение цикла. Критерием прекращения цикла будет истинность условия (равенство выражения константе true). Тело цикла Repeat – Until может содержать несколько операторов.

Записывается оператор цикла с постусловием в виде:

 

Тело цикла – простой или составной оператор, условие – величина логического типа (выражение, переменная, или константа). После каждого выполнения тела цикла вычисляется значение условия. Если результат равен false, то тело цикла выполняется снова и опять вычисляется значение условия. Если результат равен true, происходит выход из цикла и переход к следующему за Repeat – Until оператору. Обращаю ваше внимание на то, что цикл Repeat – Until выполнится, по крайней мере, один раз, так как проверка условия выполняется после выполнения цикла, а он в программе находится выше условия.

Рассмотрим пример:

Составим программу суммирования произвольного количества целых чисел. Суммирование прекратим при вводе числа 0.

  1. Внимательно читаем условие задачи.
  2. Cтроим математическую модель решения задачи, определяем необходимые формулы и логические связки.

Математическая модель:

а – числа, которые будем складывать;

s – сумма этих чисел;

обязательные условия решения задачи: s=s+a (сумма увеличивается на а); проверяем равно ли а 0;

  1. Cоставление алгоритма к решению задачи.

 

  1. Написание программы.

Program summa1;

Var a,s: integer;

Begin

         s:=0; {начальное значение суммы}

         Repeat

                  write (‘Значение a=’);

                   readln (a);

                   s:=s+a;

         Until a=0;

         writeln (‘сумма введённых чисел равна  ’, s);

End.

 

  1. Компиляция и запуск программы.
  2. Проверка программы на правильность выполнения. Тестирование. Ввод данных, предусматривающих все варианты.
  3. Анализ результата, если верно, то конец, если нет, то возвращаемся к пункту 1.

3)    Этап закрепления новых знаний.

Задача.

Вычислить значение функции y=4x3-2x2+5 для значений х, изменяющийся от -3 до 1 с шагом 0,1.

  1. Внимательно читаем условие задачи.
  2. Строим математическую модель решения задачи, определяем необходимые формулы и логические связки.

х – переменная, изменяющаяся от -3 до 1, с шагом 0,1

y= 4x3-2x2+5 = 2х2(2х-1)+5 – выполнили преобразования для удобства записи. y:=2*sqr(x)*(2*x-1)+5.

x:=х+0,1 – запись шага.

х>1 – условие окончания цикла.

  1. Составление алгоритма к решению задачи.

 

  1. Написание программы.

program funct;

var

         x,y: byte;

begin

         x:=-3;

         Repeat

y:=2*sqr(x)*(2*x-1)+5;

                   write(‘x= ’,x:5:1,’                   y= ‘,y:10:4);

                   x:=x+0.1;

         Until x>1;

end.

  1. Компиляция и запуск программы.
  2. Проверка программы на правильность выполнения. Тестирование. Ввод данных, предусматривающих все варианты.
  3. Анализ результата, если верно, то конец, если нет, то возвращаемся к пункту 1.

4)    Этап сообщения домашнего задания.

  1. Учить определения, формулировки, уметь правильно записать оператор цикла в блок-схеме и в программе.

Текст задачи: 2. Составьте программу планирования закупки товара в магазине на сумму, не превышающей данной величины.

  1. Математическая модель:

x – цена товара, к – количество товара, р – заданная предельная сумма, s – общая стоимость покупки. Начальное значение общей стоимости покупки s=0.

S>p – условие прекращения цикла.

 

Алгоритм:

 

5)   Этап подведения итогов урока.

Кратко повторяется, что нового узнали на уроке. Выставляются оценки за урок.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 22)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Роль методической службы в формировании профессиональной компетентности учителя
2. Методическая работа предметного объединения как система повышения квалификации педагогических работников
3. Роль РМО в системе повышения квалификации педагогических работников
4. Педагогический бенефис.
Внимание! Новая социальная технология!

5. Реализация интеллектуально-творческого потенциала ребенка посредством участия в интеллектуальных играх
6. Конструирование интеллектуальных игр
7. Реализация проекта Intel® «Путь к успеху» в г. Новосибирске
8. «Отражение»
(открытое сетевое сообщество педагогов Новосибирска)

9. Развитие учебно-познавательных компетенций у учеников начальной школы
10. Коррекционно-развивающая работа с детьми-аутистами
11. Современные технологии в формировании читательского интереса у младших школьников
12. Конспект урока: Цикл Repeat - Until (цикл с постусловием)
13. Материалы для повышения уровня грамотности преподавателя английского языка (методическая помощь)
14. Развитие личности ребёнка через деятельность творческого кружка «Мастерица»
15. Библиотека – информационно-методический центр поддержки образования
16. Основы моделирования урока
17. Помощь всегда рядом