Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Методическая служба как система повышения квалификации педагогических работников: сегодня и завтра»
Выпуск №36 Октябрь 2011 | Статей в выпуске: 96


Надежда Николаевна Филимоненко,
учитель технологии первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 2 Октябрьского района г. Новосибирска

Развитие личности ребёнка через деятельность творческого кружка «Мастерица»

Одной из главных тенденций развития школьного образования является гуманизация, цель которой – построение образовательной среды, направленной на становление личности ребёнка. Результатом взаимодействия учитель – ребёнок, построенного на гуманистических началах, является благоприятная психологическая атмосфера, высокий уровень творческой активности детей, их самостоятельность, положительные внутренние мотивы, стремление к самовыражению и саморазвитию, освоения компетенций, необходимых в практической деятельности. Я рассматриваю личность ребёнка, его человеческие качества как наивысшую ценность.

Творчество – одна из главных социальных ценностей. Ориентация на приоритет творчества означает, что оно рассматривается как универсальный механизм развития личности, как стратегия образовательного процесса.

Все программы дают возможность выбора, поиска, проявления ребёнком своей индивидуальности, своих интересов.

Только интерес позволяет ребёнку заниматься каким-то делом достаточно долго, не утомляясь.

Художественно-творческое развитие представляет собой, прежде всего, целенаправленное формирование дарований учащихся в той или иной области искусства.

Процесс обучения и воспитания учащихся искусством обеспечивает специфическое развитие психической деятельности детей, их воображения, образной и логической памяти, речи, мышления. Привыкая приводить в движение все умственные силы, ученик впоследствии распространяет эту способность на любую другую деятельность. Я как руководитель кружка «Мастерица» декоративно-прикладного творчества, направляю свои усилия на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Знакомя в доступной форме с народным и декоративно-прикладным искусством, закладываю в детях образные художественные представления, воспитываю эстетический вкус, развиваю творческое начало, т.е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, обогащают её духовно, формируют нравственные чувства. На занятиях кружка учащиеся учатся понимать, ценить искусство, чувствовать потребность в нём. Искусство становиться необходимым для самопознания, выбора жизненного пути.

Становится важным поддержать и направить учащегося на потребность мыслить, узнавать, постигать, изумляться. Именно искусство хранит закон универсального творчества, наивысшего мастерства. Создание красоты требует огромных усилий, напряжения ума и сердца.

Чувствование красоты природы, окружающих людей вещей создаёт в ребёнке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память.

Культура зрения, культура мышления образами является существенным моментом в квалификационном облике огромного числа профессий, и способности к этим профессиям должны закладываться, возможно, в более раннем школьном возрасте.

Поэтому задачей становится поддержка и развитие общеобразовательных программ, ориентированных на культурную и профессиональную самореализацию учащихся.

Основная цель кружка «Мастерица»: формирование интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, создание условий для развития творческой личности и её самореализации. Введение  кружка декоративно-прикладного искусства в 5-х классах позволяет развить у ребёнка особые качества эстетического сознания и творческого воображения. Учебные планы составляю с учётом многообразия технологий обработки различных материалов: природный материал, береста, глина, солёное тесто, пряжа для ковроткачества, гобелена, ткань. Это даёт детям возможность попробовать свои силы в различного рода художественно-практической деятельности.

Многообразные творческие занятия учащихся способствуют развитию нравственных качеств: целеустремлённости, воли, настойчивости, организованности, развитию разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям, бережному отношению к народным традициям и развитию навыков, способствующих возрождению декоративно-прикладного искусства; подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, гуманному достижению жизненных целей и формированию творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

Труд активно способствует самоутверждению учащегося, даёт возможность ему почувствовать себя сильным, ловким, умным, способным. Овладение навыками вызывает у учащихся ощущение радости. В ходе занятий нарабатываются материалы:

  • уголок природы (роспись на бересте, цветы, куклы из бересты);
  • уголок мини-музей (куклы в национальных костюмах);
  • уголок ковроткачества (портрет А.С.Пушкина, Н.И.Гончаровой, жница).

 

 

Одновременно с занятиями в кружке «Мастерица» происходит процесс отслеживания результатов учащихся – через организацию выставок по окончании каждого учебного года; на мероприятиях в школе («Неделя открытых дверей» для родителей, на семинарах, на родительских собраниях). Кружок удостоен грамоты за участие в Международном конкурсе детского творчества «Красота божьего мира», на выставке-ярмарке «УчСиб», на выставках творчества «Малахитовая шкатулка». Участие в работе РМО. Подготовка и проведение занятий «Мастер-класс» по обмену опытом по теме «Работа с природным материалом – берестой и сосновыми шишками». Получены положительные отзывы о моей работе от коллег района. Организую праздники «Осенний спас», «Рождество», «Сочельник», «Масленица», Пасхальная выставка яиц с распродажей сувениров, костюмированные инсценировки народных посиделок «У лучины».

Результат работы кружка «Мастерица» – учащиеся становятся усидчивыми, сосредоточенными; это помогает в изучении предметов гуманитарного цикла.

Как хорошо, что есть всё-таки островок, где дети отдыхают душой и творчески.

 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Роль методической службы в формировании профессиональной компетентности учителя
2. Методическая работа предметного объединения как система повышения квалификации педагогических работников
3. Роль РМО в системе повышения квалификации педагогических работников
4. Педагогический бенефис.
Внимание! Новая социальная технология!

5. Реализация интеллектуально-творческого потенциала ребенка посредством участия в интеллектуальных играх
6. Конструирование интеллектуальных игр
7. Реализация проекта Intel® «Путь к успеху» в г. Новосибирске
8. «Отражение»
(открытое сетевое сообщество педагогов Новосибирска)

9. Развитие учебно-познавательных компетенций у учеников начальной школы
10. Коррекционно-развивающая работа с детьми-аутистами
11. Современные технологии в формировании читательского интереса у младших школьников
12. Конспект урока: Цикл Repeat - Until (цикл с постусловием)
13. Материалы для повышения уровня грамотности преподавателя английского языка (методическая помощь)
14. Развитие личности ребёнка через деятельность творческого кружка «Мастерица»
15. Библиотека – информационно-методический центр поддержки образования
16. Основы моделирования урока
17. Помощь всегда рядом