Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Методическая служба как система повышения квалификации педагогических работников: сегодня и завтра»
Выпуск №36 Октябрь 2011 | Статей в выпуске: 96


Все статьи автора(2) Светлана Александровна Савинова,
руководитель клуба интеллектуального творчества «Астерикс» МБОУ
ДОД СЦ «Звездный», автор интеллектуальных игр АМКИР ДТД УМ
«Юниор» г. Новосибирска

Реализация интеллектуально-творческого потенциала ребенка посредством участия в интеллектуальных играх

Многие педагоги, признавая, что в дошкольном возрасте игра является потребностью и основным видом деятельности ребенка, забывают о том, что и в последующие годы она продолжает оставаться одним из главных средств и условий успешного роста ребенка как личности, его психического и интеллектуального становления. Вот почему основной целью деятельности клуба интеллектуального творчества «Астерикс» является создание внутри клуба таких условий, которые в полной мере помогали бы каждому ребенку реализовать его интеллектуально-творческий потенциал, как в качестве игрока, так и в качестве автора и организатора игры. Это значит, что из множества функций игры на первый план выходит функция самореализации ребенка. Здесь игра нужна как сфера реализации себя как человека, как личности. Именно поэтому ребенку важен сам процесс игры, а не ее результат или возможность победы, то есть процесс игры – это пространство  самореализации, игровые коллизии вызывают у ребенка стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений, а это уже – творчество!

Всю деятельность подростков – членов клуба интеллектуального творчества – образно можно представить в виде модели. Модель построена по принципу двух  раскручивающихся спиралей, центральной осью которых являются гуманистические отношения. Одна из спиралей представляет внутренний план деятельности коллектива, то есть деятельности, которая выполняется без связи с другими подобными объединениями. А другая – внешний план, то есть деятельность за пределами клуба. Эти два плана взаимодействуют между собой, и чем насыщенней внутренний план деятельности, тем продуктивнее деятельность плана внешнего.

Каждый план (внутренний и внешний) имеет три взаимосвязанных периода: предыгровой, собственно игровой и постигровой.

Предыгровой период включает в себя три направления, среди которых:

  • подготовка к участию в игре;
  • подготовка игр, где ребята являются инициаторами, создателями и организаторами игр;
  • психологическая подготовка, включающая в себя развитие психических функций и личностных качеств.

При подготовке к игре (в роли участника, автора или организатора) необходимо усвоить много информации. На этом этапе большую часть времени занимает индивидуальная работа по поиску информации. В связи с этим первоочередная задача заключается в том, чтобы научить детей работать с книгой, дать основы библиотечно-библиографических знаний.

Собственно игровой период – это, если так можно выразиться, проверка и оценка умений, полученных на предыгровом этапе, того, что усвоено. Это проверка отношений  участников игры, как к своим партнерам, так и к соперникам.

Игра – демонстрация процесса коллективного мышления. Иногда способ, когда их знания суммируются. Желание найти правильный ответ и личная приязнь друг к другу увеличивает эти знания во сто крат.

Интеллектуальные игры требуют  от ребят определенного напряжения, находчивости, терпения и организованности. Игра стимулирует силы участников, вызывает подъем активности, творчества. Игра – зона активизированной деятельности, и в этом ее созидательность. Если же речь идет о создании новых игр, сделанных и оформленных самими ребятами, то это, бесспорно, уже труд творческий, плодотворный. Из ребят, обладающий организаторскими способностями в играх, незаметно вырастают общепризнанные лидеры, а весь коллектив в целом приобретает признаки самоорганизующейся системы.

Постигровой период включает в себя анализ участия в играх, анализ организации и проведения игр и психологическую релаксацию. Анализируя и обсуждая игры, ребята учатся критиковать конструкцию, отмечать свои успехи и просчеты, корректировать свою деятельность. Этот этап необходим для успешного развития коллектива,  при помощи анализа развивается способность к рефлексии, оценке и самооценке, происходит коррекция образа каждого и уровня его притязаний, без чего невозможно планирование дальнейшей деятельности.

Внешняя деятельность подразумевает выход за рамки клуба, связь и постоянное поддержание контакта с другими подобными объединениями. Таким образом, расширяется сфера общения членов клуба, появляется возможность поделиться своими идеями с другими и что-то перенять у них, увеличивается количество друзей.

В рамках этой деятельности клуб постоянно участвует во всех крупных городских интеллектуальных турнирах. Одна из задач  внешней деятельности – показать результаты своего коллективного творчества, то есть авторские игры, созданные внутри клуба.

Чтобы расширить круг ребят, которые играют в наши игры, был открыт сайт клуба интеллектуального творчества «Астерикс».

Участвуя в разного рода турнирах и сравнивая свои достижения с результатами других команд, можно узнать насколько развиты в коллективе взаимопонимание, поддержка, и, следовательно, насколько продуктивна и успешна деятельность клуба. Особенно ярко это проявляется на региональных сборах и фестивалях, где ребята проводят вместе несколько дней, в результате чего демонстрируют подлинные отношения между членами коллектива.

Учитывая все вышесказанное, можно выделить ряд принципов, на которые опирается вся деятельность клуба интеллектуального творчества:

  • принцип добровольности, то есть отсутствие принуждения в любой форме при включении детей в игру;
  • принцип развития игровой динамики;
  • принцип поддержание игровой атмосферы;
  • принцип взаимодействия игровой и неигровой деятельности;
  • принцип взаимодействия и сотворчества.

Таким образом, деятельность клуба интеллектуального творчества понимается как путь поиска ребенка самого себя в коллективе, в обществе. Это путь, дающий свободу самораскрытия и самореализации. Это свободное коллективное творчество подростков, удовлетворяющее их потребность в самоактуализации и предполагающее нерегламентированное общение, ориентирующееся на индивидуальные особенности личности и способствующие эмоциональному благополучию каждого ребенка.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 7)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Роль методической службы в формировании профессиональной компетентности учителя
2. Методическая работа предметного объединения как система повышения квалификации педагогических работников
3. Роль РМО в системе повышения квалификации педагогических работников
4. Педагогический бенефис.
Внимание! Новая социальная технология!

5. Реализация интеллектуально-творческого потенциала ребенка посредством участия в интеллектуальных играх
6. Конструирование интеллектуальных игр
7. Реализация проекта Intel® «Путь к успеху» в г. Новосибирске
8. «Отражение»
(открытое сетевое сообщество педагогов Новосибирска)

9. Развитие учебно-познавательных компетенций у учеников начальной школы
10. Коррекционно-развивающая работа с детьми-аутистами
11. Современные технологии в формировании читательского интереса у младших школьников
12. Конспект урока: Цикл Repeat - Until (цикл с постусловием)
13. Материалы для повышения уровня грамотности преподавателя английского языка (методическая помощь)
14. Развитие личности ребёнка через деятельность творческого кружка «Мастерица»
15. Библиотека – информационно-методический центр поддержки образования
16. Основы моделирования урока
17. Помощь всегда рядом