Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Методическая служба как система повышения квалификации педагогических работников: сегодня и завтра»
Выпуск №36 Октябрь 2011 | Статей в выпуске: 96


Екатерина Викторовна Соловьева,
учитель истории высшей квалификационной категории,
руководитель музея МБОУ гимназии № 14 «Университетская»
Ленинского района г. Новосибирска

Музей своими руками

 

 

Что такое школьный музей? Комната, где хранятся старые экспонаты? Или помещение, куда можно придти, чтобы узнать об исторических событиях? А может быть школьный музей это место, где можно узнать и о нас с вами?

Работая учителем истории уже много лет, понимаешь, что зачастую для детей история – это только события давно минувших дней. Дети могут с легкостью рассказывать об истории зарубежных стран, войнах и революциях, но приходят в замешательство, когда их спрашиваешь об истории нашего города, района, улицы, на которой они живут. Именно об истории нашей малой Родины и призван рассказывать наш школьный музей. В нем хранятся уникальные подлинные материалы о застройке Левобережной части города Новосибирска, о строительстве метрополитена. К нам приходят гости, чьими руками была построена эта часть города. У ребят начинают гореть глаза при словах «школьный музей».

Музей средней школы № 127 – гимназии № 14 «Университетская»  давно известен в районе и городе. Однако долгое время мечты о собственном помещении у ребят, которые занимались музейной работой, оставались только мечтами.

В 2008 году ученикам 10 класса, работающим в музее, пришла идея создать проект по открытию к 50-летнему юбилею школы нового помещения, ведь у нас ожидались гости не только со всего города, но и со всей страны и даже из-за рубежа. И ребята с воодушевлением взялись за разработку этого проекта.

Позже девочки вспоминали, как тяжело было начинать: «Мы не знали, что будет в итоге, но нам очень хотелось осуществить все свои замыслы. У нас возникло много идей, но перед нами были и многочисленные трудности. Но благодаря поддержке администрации и директора гимназии Любови Вилениновне нам удалось все трудности преодолеть! И только тот, кто по крупицам создавал музей своими руками, сможет оценить эту кропотливую работу».

Чтобы проектная деятельность была успешной, необходимо соблюдать следующие правила:

  • Инициатива должна исходить от самих ребят, им необходимо помогать, советовать, но не руководить ими.
  • В любом социальном проектировании должен присутствовать элемент фандрайзинга (поиска ресурсов для осуществления проекта), поэтому особое внимание необходимо уделить обучению работе с документацией.
  • Учащиеся должны уметь ставить цели и определять задачи для реализации этих целей.
  • Учащиеся должны понимать поэтапность реализации проекта, фиксировании результата на каждом этапе.
  • Учащиеся должны осознавать значимость предполагаемых результатов.

Очень важно понимать, что когда идет речь о поисках ресурсов, необходимых для реализации проекта, нужно идти в инстанции не только с подготовленным планом работ, но и с полным бюджетом проекта, включающим его обоснование. Руководитель организации должен точно знать и понимать куда, сколько и какие суммы вы намерены потратить. Кроме этого, он должен понимать, какой результат он получит от реализации данного проекта.

Пример бюджета:

Описание проекта: Завершение реализации проекта по оформлению и оборудованию помещения школьного музея, превращение его в центр патриотической работы нашей гимназии и микрорайона.

Директор проекта: Соловьева Екатерина Викторовна.

Сроки исполнения: Июнь-декабрь 2009 года.

Статья расходов и расчет платежа

Сумма, руб.

Срок платежа по календарному плану

1.ОПЛАТА

ТРУДА

оплата труда

руб/мес

длительность

всего

имеется

требуется

 

1.Покраска стен

 

3 дня

1000

 

1000

январь

2. Доставка пиломатериала

 

2 часа

600

 

600

январь

3. Раскрой пиломатериала

 

3 дня

5000

5000

 

январь

4. Кромка-облицовка

 

2 дня

5000

 

5000

январь

5. Сборка мебели

 

2 дня

14000

 

14000

январь

6. Проведение радиомоста в здание музея

 

2 дня

1000

 

1000

июнь-июль

ИТОГО

ОПЛАТА

ТРУДА

 

 

26600

5000

21600

 

2.ОСНОВНЫЕ

ПРЯМЫЕ

РАСХОДЫ

всего

имеется

требуется

 

1. Краска и колер

783,35

 

783,35

январь

2. Плакат-баннер

6322

 

6322

январь

3. Канцелярские товары

(бумага, двусторонний скотч, папки, мультифоры)

2930,80

2930,80

 

январь/сентябрь

4. Витрины высокие

11960

 

11960

январь

5. Столы, 7 шт.

20000

20000

 

январь

6. Стулья, 30 шт.

18000

 

18000

май-июнь

7. Пиломатериал для сборки мебели

15549

 

15549

январь

8. Стекло для сборки мебели

4208

 

4208

январь

9. Фурнитура для мебели

1000

 

1000

январь

10. Печать плакатов

720

 

720

январь

11. Настенные системы для размещения информации

20000

 

20000

апрель-май

12. Проектор

35000

 

35000

май

13. Компьютер (системный блок, монитор, клавиатура, мышка)

30000

 

30000

май-июнь

14. Принтер

3000

 

3000

Июнь

15. Оборудование для установки радиомоста для проведения сети Интернет

7000

 

7000

май-июнь

ИТОГО

ОСНОВНЫЕ

ПРЯМЫЕ

РАСХОДЫ

 

176473,15

 

22930,80

 

153542,4

 

ИТОГО

 

203073,15

100 %

27930,8

13,75%

175142,35

86,24%

 

Общая стоимость проекта:  203073,15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





























Комментарии к бюджету.

Необходимость приобретаемой техники и расходных материалов обоснована следующими причинами:

  1. Покупка оборудования для установления радиомоста для проведения сети Интернет и оплата работ.

Помещение школьного музея находится в отдельно стоящем здании и по оценке специалистов проведение туда проводной сети достаточно трудоемко и более дорогостояще, чем установление радиосвязи. Интернет нам необходим для связи с выпускниками разных лет, налаживания и укрепления связей разных поколений, для ведения переписки, для поиска выпускников и ветеранов разных лет, для обновления сайта музея школы.

Нахождение сети Интернет в самом помещении музея позволяет ребятам одновременно вести переписку и работать с архивами.

  1. Покупка стульев.

В музей истории школы  приходят ветераны, выпускники первых лет школы. Принимать гостей пожилого возраста нам крайне проблематично. Пока приходится брать стулья из соседних помещений.

Кроме этого, планируется работа музея, как  центра патриотической работы гимназии и микрорайона с проведением не только уроков и различных мероприятий.

  1. Покупка проектора.

Наш будущий музей – окно в мир. Мы планируем не только тематические экскурсии с использованием имеющихся в наличии экспонатов, но и видеоэкскурсии различной тематики: исторические, краеведческие, военно-исторические, географические и др.

Кроме этого, проектор нужен для презентаций при проведении семинаров, конференций различного уровня.

  1. Компьютер.

Необходим для проведения архивной, регистрационной, проектной и других видрв деятельности. Кроме этого, он нужен для работы проектора и выхода в Интернет.

  1. Принтер.

Необходим для распечатывания документов, формирования тематических папок, печати писем, копирования старых фотографий и т.д.

  1. Настенные системы для размещения информации.

Такие системы есть сейчас во всех современных музеях. Они позволяют мобильно менять тематику экспозиции и проводить даже разовые тематические экскурсии без ущерба основной экспозиции. Витрины-книжки нужны каждому музею!

Кроме того,  любой  проект, должен иметь следующую структуру:

  1. Представление организации, претендующей на получение гранта.
  2. Краткая аннотация проекта.
  3. Постановка проблемы.
  4. Цели и задачи проекта.
  5. Стратегия достижения поставленных целей.
  6. На чьи интересы направлен данный проект.
  7. Рабочий план реализации проекта (наименование работ, сроки, ответственный).
  8. Ожидаемые результаты.
  9. По какому принципу будут оцениваться  результаты реализованного проекта.
  10. Бюджет проекта (сколько финансов имеется, сколько требуется, сроки финансирования по календарному плану, при этом бюджет должен иметь две статьи – оплата труда и траты на основные прямые расходы).
  11. Комментарии к бюджету (обоснование необходимых расходов).
  12. Из каких ресурсов будет проводиться дальнейшее финансирование.

 

В ноябре 2008 года проект создания музея победил на школьном конкурсе социальных проектов, и в этом же учебном году учащиеся приступили к его реализации.

Ребята очень скоро поняли, что мало получить деньги на реализацию проекта. Очень важно их правильно освоить и получить ожидаемый результат. Было очень непросто. Своими руками оформляли все стенды, мыли, убирали, клеили. Но никто и не обещал им, что будет легко. Очень важно заинтересовать ребят так, чтобы большая часть работ легла на их плечи. Руководитель проекта должен направлять, подсказывать, работать наравне со всеми, но не делать все самостоятельно.

А 31 января 2009 года состоялось знаменательное событие для нашей гимназии. День, когда впервые открылись двери перед посетителями музея, был для нас удивительным! На этой первой экскурсии встретились ученики нашей гимназии, администрация, учителя и выпускники школы разных лет. И, конечно же, пришли те, чьими руками был создан этот музей.

В апреле 2009 года данный проект был представлен на Сибирской ярмарке в рамках Конкурса социально значимых проектов и был отмечен грамотой губернатора Новосибирской области. В этом же году проект оформления нового помещения музея истории школы был так же представлен на Всероссийском конкурсе  социальных проектов «Я – гражданин России».

Наш музей не только получил новое помещение, но и был оборудован согласно всем современным требованиям! В 2010 году он успешно прошел паспортизацию. В 2011-2012 учебном году на базе нашего музея проходят занятия «Городской школы юных экскурсоводов».

Очень важно, что и для ребят опыт проектной работы не прошел бесследно. Сейчас они уже выпускники, но являются лучшими друзьями нашего музея, часто приходят не только в гости, но и чтобы стать непосредственными участниками музейных мероприятий. А недавно участница проекта Фомина Алина поделилась секретом: проучившись два года в НГТУ, она собирает документы для перевода на факультет музеологии педагогического университета. А что может быть важнее для педагога, чем продолжение его дела учениками.

Так что же такое школьный музей? Наша гимназия с гордостью может ответить на этот вопрос – это место, где встречается прошлое, настоящее и будущее!

Приходите к нам в музей!

 

 

Бывшее помещение музея

 

 

Подготовка и участие  Совета музея в школьном конкурсе социальных проектов «Я - гражданин»

 

 

Защита проекта

 

 

Выделенное помещение для музея истории школы №127 – гимназии №14 «Университетская»

 

 

Оформление нового помещения музея

 

 

Новое помещение музея истории школы №127 – гимназии №14 «Университетская», открытое 31 января 2009 года

 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 272)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела