Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Методическая служба как система повышения квалификации педагогических работников: сегодня и завтра»
Выпуск №36 Октябрь 2011 | Статей в выпуске: 96

Ведущая рубрики
Все статьи автора(4) Вера Викторовна Сундеева,

руководитель организационно-методического направления

Областного центра работы с одаренными детьми

Новосибирской области

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

 

Лето ушло в историю. Новый учебный год вступил в свои права, время творить и созидать.

Сегодня уже понятно, что в XXI веке роль знаний станет определяющей, что благополучным станет общество, умеющее ценить и развивать интеллект, эффективно использовать этот потенциал в интересах всех его членов.

В России внедряется президентская инициатива «Наша новая школа». Прописан переход на «исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать новое, выражать собственные мысли, принимать решения». Для этого нужны «новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет», и «современная инфраструктура». «Школы станут современными зданиями – школами нашей мечты, с добротной и функциональной школьной архитектурой – столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством».

В Новосибирской области выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Создаются условия для выявления особо одаренных ребят в каждом общеобразовательном учреждении. Старшеклассникам предоставляется возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Развивается система олимпиад и конкурсов школьников, практика дополнительного образования

Далеко за пределами региона известно о том, что в Новосибирской области по инициативе губернатора с 2010 года был разработан и начал реализовываться проект специализированных классов естественнонаучного и математического профилей, задачи которого: популяризация естественнонаучного знания и профессий с ним связанных, создание условий для развития одаренности школьников в научно-исследовательской и проектной деятельности.

В 19 общеобразовательных учреждениях области были открыты 23 специализированных класса естественнонаучного и математического профилей. Для реализации индивидуальной образовательной траектории одаренных детей этих классов был определен повышенный норматив финансирования – 70,70 тыс. рублей.

Позитивная оценка предварительных результатов реализации проекта в прошедшем учебном году позволила с 2011-2012 учебного года открыть в 32 учреждениях 60 специализированных классов естественнонаучного и математического направлений.

Несомненно, химия, физика, математика – это те предметы, которые способны увлечь и заинтересовать учеников средних и старших классов. А уважение к учащимся, профессиональные знания учителя, материальное оснащение кабинетов помогает педагогам привить интерес учащихся к удивительному, многогранному, востребованному во многих областях нашей жизни миру науки.

Октябрьский выпуск представлен звездным составом авторов – жемчужинами педагогики, солнечными людьми.

В 2009 г. в Новосибирске создано учреждение дополнительного образования детей «Областной центр работы с одаренными детьми», призванное организовать и консолидировать образовательные ресурсы НСО в направлении развития системы работы с одаренными детьми. О том, что составляет суть работы Центра, можно прочитать в статье «ДИО-ГЕН». Старты и мечты» директора Центра Галины Яковлевны Куклиной.

Качественное естественнонаучное образование учащихся невозможно без получения представлений об актуальных вопросах и проблемах сегодняшней науки, без активного включения учащихся в реальные научные исследования. Обеспечить это можно только при условии, что педагоги ведут активную научную жизнь, участвуют в реализации отечественных и международных грантовых программ, публикуются в авторитетных цитируемых изданиях.

Юрий Леонидович Башкатов всегда готов к встрече с нестандартным, одаренным учащимся. Его ученики стремятся к приобретению фундаментальных научных знаний, обладают аналитическим мышлением, проявляют качества лидера, умеют работать в команде, обладают творческим мышлением.

С целью популяризации инженерно-технических специальностей, отбора талантливых школьников для обучения в СУНЦ НГУ в рамках «Школьной ИНТЕРРЫ-2011» 22 сентября проведен конкурс «Защита фантастический идей». С проектом-победителем конкурса, автором которого является Орлов Артем, ученик 10 класса ССУНЦ НГУ, нас знакомит статья «Несколько слов о проекте-победителе Орлова Артема «Полеты в дальние дали».

В МБОУ «Лицей № 136» большое внимание уделяется исследовательской деятельности учащихся, что особенно важно в изучении физики, поскольку на ступени школьного физического обучения закладываются основы мировоззрения, естественнонаучной культуры личности.

Куратор специализированного класса Галина Николаевна Бырдина в статье «Современные подходы к организации исследовательской деятельности школьников в области естественнонаучного цикла» интересно и подробно рассказывает о том, какие результаты дала сложившаяся за год система работы по организации образовательного процесса в специализированном классе.

Решая задачи формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов учащихся  в урочное и внеурочное время, основное внимание Александр Васильевич Катанский уделяет не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Статью «Какая красивая физика!» Александр Васильевич адресует старшеклассникам, стоящим на пороге выбора.

Математика сама по себе дисциплина очень творческая. Но чтобы создать математика (физика, химика), в него надо вложить много сил, потому что «гений – это только 1% способности, а оставшиеся 99% – это трудолюбие».

Мария Ивановна Мазур формирует у школьников систему математических знаний и умений, необходимых для применения в профессиональной деятельности. Много времени уделяет интеллектуальному развитию учащихся, «созданию математиков», справедливо полагая, что математика играет большую роль в интеллектуальном развитии школьников;  мыслящий человек легче усваивает нормы этики, становится духовно богаче.

В статье «От старших к младшим» Мария Ивановна делится своими впечатлениями о проведении мастер-класса для учащихся в рамках «Школьной Интерры – 2011».

В гимназии № 3 Советского района разработана модель непрерывного образования, на базе которой была создана концепция деятельности специализированного класса. В основе модели – информатизация образования, межпредметная интеграция и развитие у учащихся навыков самообразования, самостоятельной творческой и исследовательской деятельности.

О том, как эта деятельность реализуется, можно прочитать в статье Юлии Юрьевны Дубцовой «Реализация проекта «Специализированные классы для одаренных детей» в МБОУ гимназии № 3 в Академгородке».

Поэт Е.А. Баратынский писал: «Талант – это поручение от господа Бога». К такому поручению следует отнестись со всей серьезностью.

С одной стороны, учащийся специализированного класса  должен сразу включаться в напряжённую работу, требующую применения всех сил и способностей, с другой – само по себе преодоление новизны условий учебной работы требует значительной затраты сил организма. Предлагаемые способы снятия утомления и восстановления сил помогут школьнику сохранить здоровье и умственную энергию в течение всего учебного периода. Эффективные способы снятия усталости и сохранения работоспособности в течение всего рабочего дня предложены Надеждой Павловной Абаскаловой в материале «Как учиться и работать без перегрузок».   Приятного и познавательного чтения!

 



«ДИО-ГЕН». Старты и мечты
Автор: Галина Яковлевна Куклина
Статья понравилась: 7

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Новосибирской области «Центр дополнительного образования детей «ДИО-ГЕН» был учрежден правительством Новосибирской области в 2009 году как «Областной центр работы с одаренными детьми».

(1103 просмотров)
Несколько слов о проекте-победителе «Полеты в дальние дали»
Автор: Юрий Леонидович Башкатов
Статья понравилась: 16

Рельсовый ускоритель – линейный электродвигатель, хорошо известный еще с XIX века. Исследователи регулярно возвращаются к использованию этой схемы для достижения больших скоростей, особенно для военных целей.

(759 просмотров)
Современные подходы к организации исследовательской деятельности школьников в области естественнонаучного цикла
Автор: Галина Николаевна Бырдина
Статья понравилась: 14

В настоящее время социальная ситуация диктует потребность в выпускнике образовательного учреждения как личности творчески саморазвивающейся, способной реализовать свои индивидуальные запросы, решать проблемы общества.

(1701 просмотров)
Размышления о фюзеосе, или какая красивая физика!
Автор: Александр Васильевич Катанский
Статья понравилась: 9

В самом начале изучения курса физики в старшей школе – в 10-м профильном классе, я провожу вводную лекцию. Эта вступительная лекция в форме философской беседы в течение первых трёх пар (6 часов) играет роль камертона, настраивает класс на всё дальнейшее общение по поводу физики. Здесь строится каркас будущего здания, и все дальнейшие частности уже будут восприниматься элементами единого целого.

(1221 просмотров)
От старших младшим
Автор: Мария Ивановна Мазур
Статья понравилась: 7

Учащиеся 11 специализированного математического класса гимназии № 6 «Горностай» уже ни первый год привлекаются к работе с младшими ребятами во внеурочной деятельности по предмету математики.

(769 просмотров)
Реализация проекта «Специализированные классы для одаренных детей» в МБОУ гимназии № 3 в Академгородке
Автор: Юлия Юрьевна Дубцова
Статья понравилась: 9

В 2010-2011 учебном году МБОУ гимназия № 3 в Академгородке выиграла конкурс на организацию специализированного химического класса. Эта победа не была случайной, так как с 1999 года между гимназией и факультетом естественных наук НГУ действует договор о сотрудничестве.

(926 просмотров)
Волшебное трио для снятия усталости
Автор: Надежда Павловна Абаскалова
Статья понравилась: 13

Запомните, пожалуйста, три простых, но весьма эффективных упражнения.
1. Станьте прямо, голову слегка отведите назад и поместите руки за голову, затем медленно поднимите руки вверх и хорошенько потянитесь, а затем прогнитесь и, придерживаясь этого неспешного темпа, плавно опустите руки. Повторите это упражнение несколько раз.

(827 просмотров)