Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Методическая служба как система повышения квалификации педагогических работников: сегодня и завтра»
Выпуск №36 Октябрь 2011 | Статей в выпуске: 96


Все статьи автора(12) Олег Алексеевич Чернухин,
учитель биологии и экологии
МБОУ СОШ «Перспектива»,
методист, заведующий кафедрой естественных наук и экологии
ДТД УМ «Юниор» г. Новосибирска

«Экологи Сибири 2011»: социальное становление школьников в условиях профильной смены

Личный педагогический опыт, а также опыт педагогов – руководителей детских экологических объединений, показывает, что одним из эффективных средств развития социальной активности школьников является интеграция форм и методов экологического образования в организацию летнего отдыха и оздоровления детей [5].

Особое место, как в экологическом образовании, так и в организации летнего отдыха  занимают профильные смены.

На основании приказа Министерства образования от 13.07.2001 № 2688 под сменой профильного лагеря понимается «форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми, проводимая как смена юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтеров, актива детских и молодежных общественных объединений, зимняя и летняя профильная школа по различным видам детского творчества и т.п., в период каникул с круглосуточным или дневным пребыванием обучающихся и воспитанников». Другими словами, профильная смена подразумевает «погружение» участников в творческую самостоятельную работу определённой тематики.

Значимость такой деятельности для социального становления школьников подтверждается многолетним опытом проведения городских профильных смен Дворцом творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» [3]. Примером является профильная смена «Экологи Сибири», проводящаяся с 2007 года для активов экологических объединений учреждений общего и дополнительного образования детей.

 

 

Основная цель организации смены – развитие социальной активности обучающихся муниципальных учреждений общего и дополнительного образования посредством использования форм и методов экологического образования в сфере летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.

 

 

Теоретической основой деятельности смены является авторская модель социализации школьников средствами экологического образования [6, с. 41]. Подразумевается, что необходимым условием оптимизации социального развития школьников является дозированное сочетание трех видов деятельности:

  1. Изучение экологии. Основная задача – эмоциональное включение в мир Природы.
  2. Волонтерская деятельность. Ведущая идея – через участие в экологических инициативах транслировать своё миропонимание ровесникам.
  3. Исследовательское творчество. Исследовательская деятельность не только развивает познавательную активность, но ещё и учит эффективному общению с другими людьми: выполнение исследований и проектов осуществляется через совместную работу в коллективе, а для защиты проектов требуется умение корректно отстаивать собственную точку зрения и «прислушиваться» к чужой.

В 2011 году профильная смена «Экологи Сибири» проводилась с 17 по 23 июля на базе Детского образовательно-оздоровительного лагеря круглогодичного действия «Созвездие «Юниор», расположенного на территории микрорайона «Нижняя Ельцовка». ДООЛ КД «Созвездие «Юниор» является структурным подразделением Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор».

 

В смене приняли участие 75 школьников из 10 образовательных учреждений города:

  • МБОУ СОШ № 97, Октябрьский район. Руководитель: Елена Геннадьевна Чуб.
  • МАОУ Гимназия № 11, Октябрьский район. Руководитель: Владимир Митрофанович Шмаков.
  • МБОУ СОШ № 141, Первомайский район. Руководитель: Ольга Николаевна Реутова.
  • МБОУ СОШ № 51, Заельцовский район. Руководитель: Лариса Борисовна Кутафина.
  • МБОУ СОШ № 57, Дзержинский район. Руководитель: Татьяна Васильевна Иванова.
  • МБОУ Гимназия № 3, Советский район. Руководитель: Татьяна Геннадьевна Рубинштейн.
  • МБОУ СОШ «Перспектива» (школа надомного обучения), Центральный район. Руководитель: Олег Алексеевич Чернухин.
  • МБОУ СОШ № 160, МБОУ ДДТ им. В. Дубинина, Ленинский район. Руководитель: Елена Николаевна Беспалова.
  • МОУ ДОД ДТД УМ «Юниор», Главное управление образования мэрии города Новосибирска. Руководитель: Михаил Иванович Шишков.

Программа смены реализовывалась через пять направлений работы.

1. Летняя Академия Экологии.

Содержательная часть «Академии Экологии» включала следующие программы:

 Школа исследователя. Руководитель: Хабарова Татьяна Виталиевна, педагог дополнительного образования ДТД УМ «Юниор». Направления деятельности:

  • описание биолого-экологических особенностей пригородных экосистем;
  • выявление антропогенного воздействия на экосистемы;

прогнозирование дальнейшего развития экосистем. 

 

 

Для эффективной реализации ведущих идей «Школы исследователя» обязательным условием было освоение и применение лабораторного оборудования для проведения экологического мониторинга. Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» предоставлял участникам профильной смены следующее оборудование:

  • комплект-практикум экологический КПЭ;
  • ранцевая лаборатория мониторинга водных ресурсов НКВР-Р.

Предлагаемое оборудование дало возможность организовать экологическую лабораторию по изучению состояния воды, воздуха и почвы в полевых условиях. Руководили работой полевой экологической лаборатории Реутова Ольга Николаевна, учитель биологии МБОУ СОШ № 141, и Кутафина Лариса Борисовна, учитель биологии МБОУ СОШ № 51.

В нашем обществе, наряду с государственным контролем за антропогенными воздействиями, существует так называемая общественная экологическая экспертиза. Фактически, благодаря профессионализму педагогов и наличию лабораторного оборудования, в рамках смены осуществлялась детская экологическая экспертиза, как прообраз независимой общественной экспертизы. Участниками смены, в частности, был проведен анализ качества воды, взятой из разных источников на территории лагеря.

Итогом работы в «Школе исследователя» стало:

  • приобретение навыков полевых исследований биолого-экологической тематики;
  • выполнение комплексного исследовательского проекта «Биогеоценотическое исследование территории лагеря «Созвездие «Юниор» и прибрежной территории Малой протоки реки Обь».

 

Школа туриста. Руководитель: Михаил Иванович Шишков, педагог дополнительного образования ДТД УМ «Юниор». Направления деятельности: 

 

  • использование компаса в полевых условиях;
  • нахождение на карте точки с заданными координатами;
  • определение азимута;
  • установка палатки, разжигание костра;
  • оказание доврачебной помощи, обеспечение транспортировки «пострадавшего» в населенный пункт.

По окончании обучения в «Школе туриста» команды сдавали «экзамен» в форме прохождения «Экстрим-тропы», где и демонстрировали приобретенные умения и навыки.

  Школа волонтера. Руководитель: Татьяна Геннадьевна Рубинштейн, кандидат исторических наук, педагог дополнительного образования ДТД УМ «Юниор». Направления деятельности:

  • проведение социальных опросов;
  • проведение социометрии;
  • определение локальных экологических проблем, нахождение способов их решения.

 

  Подтверждением социальной значимости такой работы является итог смены прошлого года: ребята, под руководством Татьяны Геннадьевны, проводили опрос населения микрорайона «Нижняя Ельцовка» по проблеме отсутствия вывоза бытовых отходов в частном секторе, писали обращение к администрации района и собирали подписи. В результате для жителей частного сектора был налажен еженедельный организованный вывоз бытовых отходов. На смене 2011 года, занимаясь в «Школе волонтера», ребята проводили социально-экологическое описание территории лагеря и узнавали его историю.

 

2. Студия фитодизайна.

Руководитель: Валентина Александровна Великанова, профессор икебаны, педагог дополнительного образования Лаборатории экологического воспитания ИЦиГ СО РАН. Под руководством Валентины Александровны школьники, причем, не только девочки, но и мальчики постигали азы древнего японского искусства флористики и выполняли собственные творческие проекты.

 

Занятия флористикой учат внимательнее относится к окружающим нас растениям, видеть их красоту и гармонию. 

3. Форум юных исследователей родного края «Сибирь – наше будущее!». Выполненные творческие и исследовательские работы защищались авторами на форуме юных исследователей родного края «Сибирь – наше будущее!»,

традиционном для экологических профильных смен в городе Новосибирске [3; 4].

 

Ребята, через участие в форуме, получили возможность публично представить свои исследования и проекты всему сообществу смены, научиться корректно отстаивать свою точку зрения, приобрести навыки научной дискуссии.

4. Пресс-центр. За организацию работы пресс-центра поочередно несли ответственность представители разных команд. Каждое утро, при подведении итогов прошедшего дня, «репортеры» в творческой форме презентовали, как был «прожит» предыдущий день.

 

5. Творческая группа педагогов – руководителей детских экологических объединений. Во время профильной смены детских экологических объединений учились не только школьники.  

 

Руководители команд занимались в творческой группе «Организация исследовательской деятельности школьников различных возрастных групп». Творческая группа – это уникальная возможность для педагогов из разных образовательных учреждений обменяться эффективным опытом в сфере экологического образования. 

Научно-методическое обеспечение деятельности творческой группы обеспечивалось кафедрой естественнонаучного образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Главный итог работы – это повышение квалификации педагогов по проблематике экологического образования.

Важный социальный аспект экологической смены – включение в её состав команды учащихся из школы «надомного обучения» – средней общеобразовательной школы «Перспектива». Все ученики школы имеют медицинские показания на индивидуальное обучение на дому. Дети-«надомники» часто характеризуются пониженной мотивацией к взаимодействию с другими детьми, учебной и внеурочной деятельности. Становясь выпускниками, они не всегда успешно интегрируются в общество – оказываются неприспособленными к «взрослой» жизни. Поэтому, актуальным как для детей, так и для общества в целом, становится разработка и внедрение педагогических технологий, которые будут способствовать оптимизации социального развития  таких детей и полноценному включению их в жизнь общества.

Профильная экологическая смена для учеников из школы «Перспектива» стала формой инклюзивной среды – участвуя наравне со сверстниками в общих мероприятиях, дети-надомники не чувствовали себя «не такими», а другие участники не удивлялись «необычным» детям! Это также социально значимый результат профильной смены! 

 

 

Одна из ведущих идей в организации смены – отказ от конкуренции. Целесообразно не соревноваться  в том, какая из команд выполнит лучше своё задание, а сделать один общий для всех проект – в таком случае коллективный опыт становится достоянием каждого участника. При этом остается возможность выделить как команды, так и участников и поощрить за успехи. 

Поэтому, при подведении итогов смены, награждались все команды и отдельные учащиеся за успешность в различных номинациях. Кроме того, каждый участник получил сертификат о прохождении обучения в Летней Академии Экологии.

Основным организатором смены являлся Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор». Педагогический коллектив кафедры естественных наук и экологии ДТД УМ «Юниор» имеет многолетний опыт организации и проведения городских массовых мероприятий программы «Экология»,

 

профильных экологических смен и является центром поддержки детских экологических инициатив образовательных учреждений города Новосибирска [4]. 

Процесс развития социальной активности детей и подростков не будет эффективным без привлечения социальных партнеров – нельзя воспитать гражданина только «в стенах учреждения». Важно суметь привлечь для сотрудничества в сфере воспитания детей и подростков представителей государственных и муниципальных учреждений, а также общественных организаций – в этом случае само городское сообщество становится образовательной средой. В реализации Смены «Экологи Сибири 2011» основному организатору – Дворцу творчества детей и учащейся молодежи «Юниор», организационную, методическую  и информационную помощь оказывали:

  • Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Кафедра естественнонаучного образования НИПКиПРО с 2007 года является организатором деятельности творческой группы для педагогов – руководителей детских экологических объединений.
  • Новосибирский городской комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов. В 2011 году комитет профинансировал издание методического пособия, обобщающего опыт проведения профильных экологических смен [3].
  • Лаборатория экологического воспитания Института цитологии и генетики СО РАН. Валентина Александровна Великанова, профессор икебаны, педагог лаборатории ежегодно организовывает деятельность эколого-эстетической студии.
  • Руководителями отдельных программ смены приглашаются педагоги образовательных учреждений города Новосибирска. В 2011 году Ольга Николаевна Реутова, учитель биологии МБОУ СОШ № 141, и Лариса Борисовна Кутафина, учитель биологии МБОУ СОШ № 51, руководили деятельностью полевой лаборатории экологического мониторинга.
  • Общественный благотворительный фонд «Отечество», предоставивший для каждого участника смены выпуски журнала «Новосибирск – одна семья».
  • Андрей Поливцев, Новосибирский бард, лауреат  Всероссийского фестиваля авторской песни «Гринландия» (2011), предоставил в призовой фонд смены компакт-диски с записью альбома авторских песен «Верой, словно позолотою…».

Общеизвестно, что последействие по завершению смены не менее важно, чем сама смена. Значимый результат смены, который останется у детей, – это  возможность самостоятельно организовывать и проводить экологические инициативы. Те компетенции, которые сформировались у участников профильной экологической смены, позволят им в дальнейшем:

  • проводить экологические акции в своих образовательных учреждениях;
  • соревноваться в интеллектуальных и творческих конкурсах городской программы «Экология» [1];
  • участвовать в городских и региональных научно-практических конференциях школьников.

Информация о проведении профильной смены, правилах участия ежегодно размещается на web-странице «Экологи Сибири» и доступна для всех школьников, педагогов и представителей общественности города Новосибирска [2]. Пресс-релизы об итогах проведения смены размещаются на сайте Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор».

В целом, ежегодная реализация городской профильной смены детских экологических объединений в условиях системы образования города Новосибирска позволяет решать следующие задачи:

  • расширить направления деятельности детского экологического движения;
  • активизировать деятельность учителей и педагогов дополнительного образования в области экологического образования и просвещения;
  • обобщить эффективный опыт в сфере экологического образования и просвещения школьников. 

 

Литература:

  1. Городские массовые дела на 2011/2012 учебный год. Новосибирск, 2011.
  2. Информационная система «Экологи Сибири: игры и конкурсы для школьников» (http://admin.nios.ru/course/view.php?id=45). 
  3. Профильная смена детских экологических объединений города Новосибирска «Экологи Сибири» / Составители: О.А. Чернухин, Т.Г. Рубинштейн, Т.В. Хабарова. Новосибирск, 2011.
  4. Чернухин О.А. Детские игровые конкурсы как механизм развития экологического образования. / Экологическое образование в эпоху глобализации: Материалы VII семинара «Проблемы экологического образования и воспитания» / Новосибирск: НГУ, 2008. – С. 32-36.
  5. Чернухин О. А. Профильная смена как средство развития экологического образования. / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» – 2009. (http://festival.1september.ru/articles/557069/).
  6. Чернухин О.А. Экологическое образование как средство социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья: из опыта работы с учениками школы надомного обучения. – Новосибирск, 2011. (Интернет-версия: http://window.edu.ru/window/library?p_rid=74239).
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 182)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела