Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Елена Анатольевна Соловьёва,
кандидат исторических наук,
учитель истории высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 156 Центрального района г. Новосибирска

Преподавание истории в Образовательной системе «Школа 2100» в перспективе перехода на ФГОС второго поколения

Динамичный XXI век диктует изменения практически во всех сферах общественной жизни, заставляя эволюционировать и такую её важную часть, как образование. На протяжении долгих лет в историческом образовании преобладал «знаниевый» подход, результат обучения определялся по количеству знаний. Стандарт 2004 года ввёл понятие «компетентность». Новый ФГОС, «стандарт второго поколения» идёт в этом направлении дальше. Как отразится переход на новый стандарт на конкретном учителе истории? Что может помочь реальному учителю в его работе?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратить внимание на следующие ключевые составляющие нового ФГОС:

– цели и задачи,

– результаты обучения и их измерение,

–методы обучения.

Основными источниками информации для нас являются «Фундаментальное ядро ФГОС» и «Примерная программа по истории для основной школы». Согласно данным документам, «главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности».

Среди задач обучения, наряду с личностными, следует выделить:

«1) развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

2) формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе».

Т.о. акцент в основополагающих документах делается на активное применение приобретённых знаний и умений.

К результатам обучения относится «развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Кроме того, результаты обучения разделяются на личностные, предметные и метапредметные.

Личностные – это убеждения и качества:

– осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

– освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

– осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

– понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные:

– способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

– владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

– способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

– готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:

– овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

– способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

– умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

– расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

– готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Данные результаты существуют в виде УУД (универсальных учебных действий), которые служат основой для создания контрольно-измерительных материалов. Помимо этого, ФГОС второго поколения вводит достаточно чёткое разведение базового и повышенного уровня обучения.

Согласно примерной программе, «содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач».

Соответственно, и сам процесс обучения требует некоторого изменения методов обучения, переход к активным и интерактивным методам, проектной методике и т.д.

Значительный опыт в теоретическом и практическом плане накоплен Образовательной системой «Школа 2100». «Школа 2100» – это большой коллектив авторов, состоящий из учёных и практикующих педагогов, это разработка предметных линий по всем ступеням обучения, это и создание целостного УМК по каждому предмету.

Цель всей системы – «выращивание функционально грамотной личности», в ней заложена одна из главных идей – применение знаний и умений. Логическое продолжение – применяемые технологии: проблемно-диалогическая, продуктивного чтения, оценивания.

УМК по истории включён в Федеральный перечень и представляет собой непрерывную линию учебников 5-9 класса (10 и 11 готовятся к изданию), построенную на единых подходах с учебными пособиями начальной ступени по курсу окружающий мир. Для каждого класса выпущены методические рекомендации, рабочие тетради и контрольные и проверочные работы. УМК по обществознанию также входит в Федеральный перечень, представлен учебными пособиями для 6-9 класса, учебник для 5 класса готовится к изданию в 2012 году. Также издательство готовит рабочие тетради, методические пособия, контролирующие материалы.

Проблемно-диалогическое обучение позволяет активизировать личностное восприятие и осуществлять деятельностный подход, поскольку соответствующие технологии построены именно на организации самостоятельной деятельности учеников. Проблемно-диалогическая технология включена в методический аппарат учебных пособий и всего учебно-методического комплекса в целом.

Результаты обучения представляются в виде универсальных учебных действий: организационных, коммуникативных, интеллектуальных и оценочных, на которые уже ориентированы задания как в учебных пособиях, так и в рабочих тетрадях и контрольно-измерительных материалах. Технология оценивания учебных успехов (ТОУУ), принятая в ОС «Школа 2100» и соответствующая принципам оценивания ФГОС, выделяет уровни обучения: базовый, повышенный и максимальный, вводит активное применение самооценки.

Таким образом, наработки авторов ОС «Школа 2100» могут оказать существенную помощь учителю в подготовке перехода на ФГОС второго поколения.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 32)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Организация внеурочной деятельности в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта. Программа внеурочной деятельности «Здравствуй, Новосибирск!»
2. Механизмы внедрения и реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов в МБОУ СОШ № 129
3. Условия развития личности учащихся в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения
4. Преподавание истории в Образовательной системе «Школа 2100» в перспективе перехода на ФГОС второго поколения
5. Элективный курс как залог успешной подготовки школьников к написанию исследовательских работ и участию в научно-практических конференциях по истории
6. Реализация воспитательного проекта как один из способов корректировки взаимоотношений детей и родителей в семье
7. Интеллектуально-творческая игра «Азбука дорог» по правилам дорожного движения
8. Сценарий «Праздник осени»