Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Все статьи автора(2) Екатерина Константиновна Лейбова,
кандидат педагогических наук, доцент НГПУ

Элективный курс как залог успешной подготовки школьников к написанию исследовательских работ и участию в научно-практических конференциях по истории

Научно-исследовательские работы по истории – особый вид творческих работ школьников. Их назначение председатель жюри региональной и городской конференций новосибирского научного общества «Сибирь» В. А. Зверев обозначает, как «приобщение школьников к практике исследования, приращение и совершенствование с помощью средств науки созданного людьми истинного знания о человеке и обществе»1. Иными словами, занимаясь научно-исследовательской деятельностью, учащиеся вносят свой собственный вклад в наличное историческое знание.

Знакомство с текстами исследовательских работ школьников, представленных на исторических конференциях различного уровня, позволяет нам сделать вывод, что далеко не всеми из них грамотно освоена методика работы с историческими источниками, которые лежат в основе их исследований2. Таким образом, учиться писать историческое исследование школьникам также необходимо, как и изучать сами исторические события. С этой целью нами был разработан и апробирован в течение шести лет в МБОУ Вторая Новосибирская Гимназия (ВНГ) элективный курс «Методика исторического исследования». Курс относится к дисциплинам по выбору. Он рассчитан на 34 часа в 9-х, 10-х и 11-х классах и предполагает преемственность каждого года обучения.

Данный курс соответствует системе профильного обучения (он ориентирован в первую очередь на классы гуманитарного профиля) и направлен на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории, поскольку каждому школьнику предоставляется возможность для написания научно-исследовательских работы по истории с учетом индивидуальных наклонностей и потребностей.

Целью курса является ознакомление школьников со структурой и алгоритмом исторического исследования, приобщение их к практике подобных исследований. Исходя из поставленной цели, сформулировано несколько задач:

1. Образовательные задачи:

– расширить и углубить знания школьников об истории как науке, об источниках разных типов, о процедурах исторического исследования, о ключевых методологических принципах современной исторической науки;

– обеспечить старшеклассникам углубленное изучение отдельных исторических сюжетов и их репрезентаций в сознании участников и современников событий;

– помочь учащимся в осознании многогранности, сложности и противоречивости исторических событий и явлений, а также причин их неоднозначного восприятия обществом и исторической наукой.

2. Развивающие задачи:

– создать условия для развития информационных и интеллектуальных умений учащихся при работе с разными типами исторических источников (соотносить информацию из разных источников, формулировать вопросы к источникам, понимать их возможности для изучения темы и др.);

– научить старшеклассников анализировать причины, обусловливающие различные версии и оценки событий прошлого.

3. Воспитательные задачи:

– актуализировать и обогатить субъектную позицию (личный социальный опыт) ученика как участника коммуникации при общении с очевидцами и участниками исторических событий, его самоидентификации (особенно при обращении к семейной истории);

– обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе за счет приведения изучения истории в соответствии с интересами и профессиональными намерениями школьников в отношении продолжения своего образования.

Выбор структуры и содержания курса «Методика исторического исследования» определяется несколькими методическими основаниями:

– процесс обучения приемам познавательной деятельности в процессе написания школьниками научно-исследовательской работы должен учитывать логику поэтапного формирования данных приемов; 

– процесс обучения алгоритму исторического исследования необходимо выстроить в логике постепенного возрастания степени познавательной самостоятельности школьников в овладении и применении необходимых учебных действий: от совместной работы целого класса (под непосредственным руководством учителя) – к групповой (с опорой на памятки различного рода) и далее – к выполнению индивидуально-групповых заданий (самостоятельная учебно-исследовательская деятельность учащихся).

Выбирая тематику будущего исследования, целесообразно учесть некоторые рекомендации:

– исторические источники, наиболее доступные ученикам, в первую очередь, отражают сюжеты региональной истории, т. е. той местности, жителем которой они являются, поэтому оптимально обращение к сюжетам, тесно связанным с историей Сибири или иллюстрирующим исторические события масштаба всей страны на примере региона;

– исторические источники личного происхождения предоставляют школьникам возможность взгляда на проблемы жизни страны, края, города, семьи «изнутри», «снизу», поэтому особую роль они способны сыграть при изучении вопросов повседневной жизни, быта людей;

– устные источники позволяют узнать мнение населения по поводу событий «большой» истории, понять их эмоциональные переживания в момент совершения событий, а также выяснить их отношение к последствиям этих событий, к ним целесообразно обращаться и при изучении масштабных (рубежных) событий истории страны в целом.

Содержание курса составлено с учетом особенностей работы на начальном, основном и заключительном этапе работы над историческим и социологическим исследованием, однако каждый год обучения предполагает также свои содержательные линии.

9 класс

I раздел: Начальный этап работы над исследованием (12 часов)

Как выбрать тему будущего исследования? Как сформулировать цели и задачи исследования? Каким будет содержание будущего исследования?

Знакомство с некоторыми историческими и социологическими методами сбора и систематизации информации – наблюдение, беседа, интервью, анкетирование.

Знакомство с универсальными методами теоретического осмысления исторических фактов для всей науки: сравнение, обобщение, классификация, моделирование, количественный и содержательный анализ и т.д.

Оформление титульного листа и библиографических описаний исследования.

II раздел: Основной этап работы над исследованием (12 часов)

Историографические особенности исследования. Работа с каталогом.

Источники исторического и социологического исследования: виды источников; принципы их классификации; способы работы с ними.

Роль дополнительного наглядного материала в исследовательской деятельности (анализ и сопоставление различных видов дополнительных наглядных материалов).

III раздел: Заключительный этап работы над исследованием (10 часов)

Как написать заключение к работе? Как составить список приложений к работе?

Культура устного выступления.

Критерии оценки исследовательских работ на районных и городских конференциях.

10 класс

I раздел: Начальный этап работы над исследованием (12 часов)

Общее и особенное в социологических и исторических исследованиях. Актуальность и новизна выбранной темы исследования. Определение и отличие понятий «цель» и «задачи» исследования.

Составление плана работы будущего исследования: разбивка материала по главам и параграфам; соотнесение названий параграфов с задачами исследования; процентное соотношение теоретического и практического материала исследования.

Картографирование, эксперимент, сбор вещественных материалов как особые методы сбора исторических фактов. Знакомство с методами теоретического осмысления фактов, разработанными историками: историко-генетический, историко-сравнительный и историко-типологические методы.

Особенности оформления ссылок на источники цитирования.

II раздел: Основной этап работы над историческим исследованием

(12 часов)

Выделение круга исследовательских работ по проблеме. Занятие в областной библиотеке.

Роль письменного исторического источника в исследовательской деятельности (анализ и сопоставление различных видов письменных источников).

Роль устного исторического источника в исследовательской деятельности (анализ и сопоставление различных видов устных источников).

Роль других видов исторических источников в исследовательской деятельности (анализ и сопоставление различных видов источников: вещественные, кино- и фото- источники и т.п.).

Формулировка промежуточных выводов к исследованию (подведение итогов после каждого параграфа и главы).

III раздел: Заключительный этап работы над историческим исследованием (10 часов)

Формулировка итоговых выводов. Соотнесение выводов и сформулированных во введение задач.

Обобщение и систематизация всех дополнительных наглядных материалов, задействованных в исследовании.

Создание презентаций условно-графических, аудио- и видео-, а также мультимедиа приложений.

Критерии оценки исследовательских работ на районных и городских конференциях.

11 класс

I раздел: Начальный этап работы над исследованием (12 часов)

Грамотная формулировка темы исследования. Определение предмета и объекта исторического и социологического исследования. Особенности формулировок тем исторического и социологического исследования.

Основные методологические подходы к описанию истории (знакомство с современной методологией истории: цивилизационный и формационный подходы, микроистория, устная история, история ментальностей, новая биография, интеллектуальная история, история повседневности, гендерная история и т.д.).

Метод пережитков, прогнозирования, диахронного анализа, контрфактического моделирования, различные методы датировки событий как особые методы теоретического осмысления исторических фактов.

Итоговое оформление текста исследования.

II раздел: Основной этап работы над историческим исследованием (12 часов)

Принципы историографического описания: хронологический, проблемно-тематический и др.

Практическое занятие в городском архиве (поиск, отбор и анализ письменных источников).

Индивидуальные встречи с очевидцами исторических событий, проведение интервью, бесед, массовых опросов.

Практическое занятие в краеведческом музее.

Обобщение и систематизация описываемого материала.

III раздел: Заключительный этап работы над историческим исследованием (10 часов)

Заключение как вариант осмысления всего проделанного исследования.

Варианты презентаций замысла, хода и основных результатов исследования на научно-практических конференциях.

Критерии оценки исследовательских работ на районных и городских конференциях.

Таким образом, в основе курса «Методика исторического исследования» лежит обучение старшеклассников приемам работы с различными историческими источниками. Представим проблематику исторических исследовательских работ школьников МОУ ВНГ, написанных под руководством автора данной статьи, в виде таблицы (см. табл. № 1).

Таблица 1.

Проблематика исторических исследовательских работ школьников МБОУ ВНГ (из опыта работы Лейбовой Е. К.)

Год написания

Авторство

Тема исследования

Цель исследования

Источники

2007

Марковская Дина

«Отражение военного подвига сибиряков в названиях улиц г. Новосибирска и памяти его жителей»

Выявить степень сохранности подвига сибиряков-участников Великой Отечественной войны в названиях улиц, скверов и архитектурных ансамблей г. Новосибирска и памяти его жителей

Устные (результаты массового опроса)

2007

Платонова Марина

«Народная медицина: осведомленность обывателей и лечебные практики в России ХХ века»

Охарактеризовать методы народной медицины, а также выявить степень познания новосибирцев о народных средствах медицины в начале ХХ в.

Устные (материалы индивидуальных интервью)

2007

Вельмакина Мария

«Воспоминания об игрушках как аспект памяти взрослых о повседневности 60-х–80-х гг. ХХ в.»

Выявить особенности повседневности 1960–1980-х гг. на основе анализа игрушек старшего поколения и воспоминаний о них

Визуальные (фотографии разных лет);

вещественные (игрушки разных поколений);

устные (опрос и интервью)

2007

Береснева Ольга

«Воспоминания о модных тенденциях послевоенного времени как отражение эволюции массовых эстетических идеалов»

Определить модные тенденции в СССР в 50–80-е гг. ХХ века как отражение эстетических вкусов всего поколения в сравнении их с мировыми тенденциями

Устные (материалы интервью);

вещественные (предметы гардероба);

визуальные (фотографии)

2008

Сазонова Анастасия

«Повседневная жизнь советского человека послевоенного периода»

Выявить особенности повседневной жизни людей в 1940-х – 1950-х гг. на основе источников личного происхождения

Устные (материалы интервью);

письменные (дневники и письма родных)

2008

Марковская Дина

«Подвиг сибиряков на фронтах и в тылу Великой Отечественной войны сквозь память поколений»

Определить пути получения информации о подвиге сибиряков на фронтах и в тылу Великой Отечественной войны жителями Новосибирска и степени его значимости для них

Письменные (учебники по истории ХХ в., анонсы телепередач, статистические материалы);

устные (материалы интервью)

2008

Корниенко Евгения

«Строительство первого в Сибири метрополитена, и его влияние на повседневную жизнь населения»

Определить степень влияния постройки новосибирского метрополитена на статус города, а также на изменение повседневной жизни его жителей

Письменные (опубликованные воспоминания по теме, статистические материалы);

устные (результаты опроса)

2008

Абросимова Татьяна

«Иллюстрированные журналы начала ХХ и XXI веков: результаты сравнительного анализа»

Выявить закономерности в развитии моды на основе анализа иллюстрированных журналов начала ХХ и XXI вв.

Визуальные (иллюстрированные журналы начала ХХ и XXI вв.);

письменные (публицистика)

2008

Варфоломеева Катя

«Изменение системы питания в России на протяжении ХХ в.: результаты сравнительного анализа кулинарных книг разных лет»

Определить причины изменения в системе питания россиян в ХХ веке на основе сравнительного анализа кулинарных книг разных лет

Письменные (кулинарные книги разных поколений);

устные (результаты массового опроса и материалы интервью)

2009

Мустафина Дарья

«Столыпинская аграрная реформа в судьбах моей семьи»

Определить формы и результаты влияния Столыпинской аграрной реформы на судьбу предков и родственников автора

Устные (воспоминания родных и близких)

2009

Бузмаков Саша

«Влияние постройки Транссибирской железной дороги на жизнь обитателей Каинска (или Колывани)»

Определить векторы и формы влияния Транссибирской железной дороги на хозяйственную деятельность, быт и культуру малых городов нашего края

Письменные (статистические данные, законодательные источники, воспоминания строителей Транссиба)

2009

Гамарник Дарья

«Отношение россиян к различным политическим партиям и их лидерам в 1990-е гг.»

Выявить и объяснить общее и особенное в отношении россиян к различным политическим партиям и их лидерам в 1990-е гг.

Устные (результаты массового опроса)

 

Большинство из научно-исследовательских работ школьников, представленных в табл. № 1, отличает обращение к актуальным проблемам региональной или семейной, зачастую повседневной истории, реконструированных на основе комплексного анализа разных типов исторических источников.

При освоении программы факультативного курса «Методика исследования» старшеклассники должны3:

  1. 1.     Знать и понимать:

– пространственную, временную, социальную обусловленность и взаимосвязь изучаемых исторических явлений;

– факты, явления, процессы, характеризующие системность, целостность и разномасштабность исторического процесса;

– актуальные элементы методологических знаний об историческом времени и пространстве;

– мировоззренческую основу различных концепций исторического процесса;

– разномасштабность исторического процесса (специфику и взаимосвязь истории России и мира, истории региональной, этнонациональной, локальной, личной).

  1. 2.     Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

– проводить комплексный поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

– осуществлять внутреннюю и внешнюю критику источника (характеризовать: авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, соотношение в нем первичной и вторичной информации, степень достоверности);

– классифицировать исторические источники по типу информации;

– переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);

– различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения, суждения и интерпретации;

– сочетать в решении познавательных задач методы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа;

– систематизировать полученную из источника информацию;

– приводить оценки исторических событий (историографию проблемы);

– сравнивать данные разных источников, выявлять их сходства и различия;

– формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулировку проблемы и целей своей работы, определение адекватных для своего исследования способов и методов решения задач;

– участвовать в индивидуальной и групповой исследовательской работе, формулируя собственную позицию по исследуемым вопросам;

– представлять результаты исследовательской деятельности в различных формах, а также владеть основными видами публичных выступлений.

3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– использовать полученные знания и умения для критического восприятия общественных процессов и ситуаций;

– определять собственную позицию по отношениям к явлениям современной жизни и объяснять ее;

– формулировать свои мировоззренческие взгляды;

– осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, свою гражданскую позицию;

– учитывать в своих действиях необходимость конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

В целом, обучение школьников в рамках элективного курса «Методика исторического исследования» является эффективным в профильных гуманитарных классах, по итогам которого старшеклассники с успехом пишут и защищают на научно-практических конференциях разного уровня собственные исследовательские проекты по истории.



1 Зверев В. А. Секция истории // Грани творчества: информационно-методический бюллетень / отв. ред. Э. С. Козлова. – Новосибирск, 2004. – С. 18.

2Лейбова Е. К. Устные исторические источники в исследовательской работе старшеклассников // Восток – Запад: проблемы взаимодействия. История, традиции, культура: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти проф. А. В. Эдакова: в 2 ч. – Новосибирск, 2007. – Ч. 2. – С. 128–133.

3Составлено в соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по истории: профильный уровень // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – № 8. – С. 10–11.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 17)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Организация внеурочной деятельности в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта. Программа внеурочной деятельности «Здравствуй, Новосибирск!»
2. Механизмы внедрения и реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов в МБОУ СОШ № 129
3. Условия развития личности учащихся в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения
4. Преподавание истории в Образовательной системе «Школа 2100» в перспективе перехода на ФГОС второго поколения
5. Элективный курс как залог успешной подготовки школьников к написанию исследовательских работ и участию в научно-практических конференциях по истории
6. Реализация воспитательного проекта как один из способов корректировки взаимоотношений детей и родителей в семье
7. Интеллектуально-творческая игра «Азбука дорог» по правилам дорожного движения
8. Сценарий «Праздник осени»