Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Все статьи автора(5) Марина Львовна Мерзлякова,

руководитель СП «Центр истории развития Ленинского района»

МКОУ ДОД ЦГПВ «Пост № 1»,

учитель истории МБОУ СОШ №40 Ленинского района г. Новосибирска

Реализация воспитательного проекта как один из способов корректировки взаимоотношений детей и родителей в семье

Разрыв поколений потому и происходит,

что взрослые не хотят понимать проблемы детей,

подрастая, дети, платят тем же.

Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Поэтому основная забота классного руководителя состоит в том, чтобы организовать воспитательную работу таким образом, чтобы объединить усилия школы и родителей, создать «интегрированное поле деятельности для всех ответственных за будущее поколение».

Для того чтобы понять личность ребенка, очень важно знать ту ближайшую социальную среду, в которой она воспитывается. Организуя воспитательную работу, классный руководитель должен основываться на «принципах взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу». Так, дома, в семье ребенок находится в иных, по сравнению со школой, условиях воспитания, поэтому задача классного руководителя состоит в том, чтобы помочь родителям продолжить линию воспитания, начатую в школе. Работу с семьей необходимо строить с учетом особенностей семьи, родителей и, прежде всего, семейных взаимоотношений. Актуальность решения проблемы преодоления разобщенности между детьми и родителями обусловлена потребностями проведения эффективной воспитательной работы с учащимися.

Ускоренный темп современной жизни, наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводят к нарушениям отношений между родителями и детьми. А от того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Ребенок чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Слабая взаимная заинтересованность родителей и детей создает у обеих сторон негативное отношение друг к другу, дети вообще разочаровываются в общении и переносят свое отношение к родителям на весь мир взрослых людей. Родители тоже, в свою очередь, испытывают горечь разочарования в своих детях, обиду и досаду, не верят в них, не уважают. Педагоги и психологи отмечают, что «глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения».

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами, в результате которых возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей. Важным условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей об обстоятельствах их жизни, в этом случае будет формироваться положительное отношение и к учебе, и к семье. В ходе проведения работы по изучению истории семьи учеников выяснилось, что даже в так называемых «благополучных» семьях не приняты «разговоры по душам», а время общения в среднем составляет от 10 до 20 минут в день. Из 27 учеников 6 класса только в 2-х семьях принято «рассказывать друг другу обо всех проблемах и происшествиях в жизни» каждого члена семьи. Очевидный дефицит общения приводит к накоплению нерешенных проблем, которые в дальнейшем приведут к непониманию и конфликтам. Поэтому именно в этом учебном году (когда стабилизировались отношения в коллективе, сформировались отношения между классным руководителем и детьми) на первый план вышла задача улучшения коммуникации, укрепление взаимоотношений между детьми и родителями. Замечу при этом, что речь не шла о вмешательстве классного руководителя в жизнь семьи, «перевоспитании», а только о «посильной» корректировке характера взаимоотношения детей и родителей.

Был создан и реализован проект, целью которого стало формирование культуры общения между детьми и родителями для создания благоприятного социально-психологического климата, способствующего раскрытию интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка, формированию его социальной защищенности.

Первоначально проект назывался «Мои родители – мои ровесники», в дальнейшем по предложению родителей (после прохождения начального этапа и по мере вовлеченности их в работу) по названию одноименной песни: «Ровесники, ровесницы». Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1) познакомить учащихся с историей жизни родителей и близких родственников, узнать об их жизни в школьном возрасте;

2) создать ситуацию взаимного внимания детей и родителей (в сравнении себя и своих родителей в школьном возрасте);

3) содействовать формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми.

Участниками проекта стали учащиеся и родители 6 «а» класса, классный руководитель. Работа по проекту проводилась в учебном году и на занятиях кружка «Мы-новосибирцы» как внеклассная, так как одним из направлений краеведческой работы было исследование истории семьи, поиск сведений о родственниках, далеких и близких, о родителях в первую очередь.

Учащимся было предложено собрать сведения о том, как выглядели, чем «жили» (занимались) их родители в 6 классе. Работа проходила в 4 этапа. На первом этапе – подготовительном, происходит мотивирование на выполнение задания по проекту, целевые установки. Час общения посвящается методам сбора информации, ознакомлению с методикой анкетирования и обработки информации.

Разрабатываются вопросы анкеты для родителей. Например: «в какие игры играли на переменах?», «Что носили в портфеле?» и т.д.

На втором этапе происходит взаимодействие с интервьюируемыми (родителями), анализ полученной информации в соответствии с определенными критериями.

Третий этап – оформление и представление полученных сведений в различных формах: публикация материалов на сайте класса, показ презентации на часе общения, создание видеоролика, фотофильма, оформление материала в печатном виде как статьи, рассказа о родителях в школьном возрасте.

Четвертый этап – рефлексия на общем собрании детей и родителей. Обсуждение результатов работы по проекту в классе – обмен мнениями.

Результатами проведенной работы стали:

1. Повышение мотивации родителей к созданию воспитывающей семейной среды, формированию близких, доверительных отношений с ребенком.

2. Активизация позиции родителей на взаимодействие с ребенком по поводу выполнения работы по проекту.

3. Приобретение (закрепление) навыка и опыта совместной деятельности родителей и детей в ситуации необходимого сотрудничества.

4. Осознание каждым ребенком единства со своей семьей, через сравнение себя-школьника и родителя-школьника.

5. Повышение мотивации детей к созданию творческих работ, посвященных семье и родителям, активному участию в социальных проектах.

Критериями оценки достижения поставленной цели были:

1. Динамика участия родителей в образовательном процессе.

2. Изменение отношения к организации семейного общения и досуга.

3. Количественные показатели участия детей в проектной деятельности.

4. Динамика показателей психологического комфорта учащихся.

Оценку результативности проводили с помощью:

– анкетирования. Количественно регистрируемые показатели степени вовлеченности в работу над проектом.

– анализа вопросов, собранных материалов, тестирование.

– сбора творческих работ и оформление результатов изысканий в печатном виде и на сайте класса, представление на общем собрании родителям.

– анализа работы по проекту – рефлексии, проведенной на общем собрании детей и родителей.

Степень эффективности реализации данного проекта нашла свое подтверждение при подведении итогов, отмечают улучшение отношений родителей и детей большинство семей (62%), «остались на прежнем уровне» (23%). И дети, и родители отметили значимость проекта для каждой семьи, принявшей в нем участие, хотя бы в части «повода для разговора», «причины побыть вместе», «необходимости сделать совместную работу».

Таким образом, в результате реализации данного проекта взаимная информированность родителей и детей о проблемах, чувствах, жизни в одном и том же возрасте дала возможность прийти к взаимопониманию и уважению мнения друг друга, началу построения (или закрепления) конструктивного взаимодействия и дальнейшего сотрудничества в семьях учеников, а значит, «объединению усилий семьи и школы на благо ребенка».

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 135)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Организация внеурочной деятельности в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта. Программа внеурочной деятельности «Здравствуй, Новосибирск!»
2. Механизмы внедрения и реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов в МБОУ СОШ № 129
3. Условия развития личности учащихся в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения
4. Преподавание истории в Образовательной системе «Школа 2100» в перспективе перехода на ФГОС второго поколения
5. Элективный курс как залог успешной подготовки школьников к написанию исследовательских работ и участию в научно-практических конференциях по истории
6. Реализация воспитательного проекта как один из способов корректировки взаимоотношений детей и родителей в семье
7. Интеллектуально-творческая игра «Азбука дорог» по правилам дорожного движения
8. Сценарий «Праздник осени»