Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Все статьи автора(5) Наталья Владимировна Воронина,
учитель первой квалификационной категории
МБОУ СОШ «Перспектива»
Центрального района г. Новосибирска

Условия развития личности учащихся в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения

Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любознательны.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения выдвигает требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, в которых приоритетной задачей является развитие личности.

Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. 

В то же время важнейшей задачей в работе педагога становится формирование универсальных учебных действий как важной составляющей фундаментального ядра содержания образования.

Таким образом, сегодня современный мир выдвигает следующие требования к личности: 

– грамотность; 

– компетентность; 

– коммуникативность;

– гибкость;

– креативность;

– умение перестраиваться;

– быстрое принятие решений.

В нашем общеобразовательном учреждении МБОУ СОШ «Перспектива» Центрального района города Новосибирска обучаются дети с особыми образовательными потребностями, которым учреждениями здравоохранения рекомендовано обучение на дому. Контингент обучаемых нами детей составляет неоднородную по заболеваниям группу.

 

Состояние здоровья детей (по ведущему дефекту развития) на 2011 год

Задача школы: Создание благоприятных условий через здоровьесберегающую программу, которая обеспечивает качественное обучение, воспитание, социальную адаптацию, интеграцию в общество социально зрелых людей; дать учащимся гарантированный уровень знаний, умений и навыков.

С 2004 года школа ежегодно подтверждает статус областной экспериментальной площадки «Организация модели «Школа надомного обучения». С 2007 года школа работает по теме: «Модель «Школы надомного обучения».

В 2011-2012 учебном году, как и в других школах России, учащиеся первого класса начали обучение по стандартам второго поколения. Учитывая основные положения «Модели «Школы надомного обучения», с введением в 2011-2012 учебном году новых образовательных стандартов, мною поставлена цель: воспитать высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, который способен принимать судьбу Отечества как свою личную, осознавать ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Передо мной, как и перед другими учителями, встала проблема: как, с помощью какого инструментария развивать личностные характеристики учеников, формировать универсальные учебные умения? Как выстроить процесс обучения, чтобы методы и приемы педагогического воздействия эффективно работали на развитие требуемых результатов?

По-моему мнению, решение данной проблемы базируется на комплексном подходе к обучению и воспитанию ребенка, взаимосвязи и непрерывности этих составляющих – это единый процесс, в котором необходимо использовать такие методы, приемы работы, которые позволяют ребенку развиваться, применять полученные знания в различных ситуациях, в том числе и жизненных.

В качестве основной цели обучения в стандартах определяется «развитие личности учащихся на основе усвоения универсальных способов деятельности». Формировать универсальные учебные действия – значит развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), контролировать и оценивать свои достижения (формировать умение учиться). При достижении указанной цели, учителю необходимо выстраивать обучение на основе технологии деятельностного метода.

Данная технология является ведущим методом в моей работе. Дети на уроках работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении самых разных учебных задач. Данная технология требует от учащихся умения высказывать свое мнение, обосновать его, выстраивать цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает эффективно за счет того, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют сами ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под моим руководством, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новое знание. Ученикам предоставляется возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения. Владение таким умением – одна из важнейших характеристик современного человека. С ним связаны такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления.

Воспитание личности – процесс, который не имеет четких границ. Развитие личностных характеристик учащихся и формирование универсальных учебных действий происходит как на уроках, так и через воспитательную работу, которая отражена в плане классного руководителя, где основными формами деятельности являются: познавательная, игровая, спортивная, коммуникативная, досуг. Работа ведётся через классные часы, экскурсии, ролевые игры, конкурсы, походы, благотворительные мероприятия, дискуссии.

Основные направления работы:

– духовно-нравственное;

– спортивно-оздоровительное ;

– художественно-эстетическое;

– проектная деятельность;

– патриотическое.

Духовно-нравственное развитие предполагает воспитание гражданственности, патриотизма, любви к России, своему народу, своему краю, доверие к людям.

Формы работы разнообразные:

– беседы, чтение книг, изучение предметов, предусмотренных учебным планом школы;

– в процессе экскурсий, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания;

– в процессе сюжетно-ролевых игр на тему морали, этического поведения, творческих конкурсов, праздников;

– посильном участии детей в социальных проектах;

– проведение бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, конкурсов и спортивных соревнований, встреч с ветеранами и военнослужащими.

Экскурсия на тему: «Моя малая Родина – Новосибирск»

Экскурсия на тему: «Наши земляки – герои»

Участие в долгосрочном социальном проекте: «Покормите птиц зимой!»

 

Спортивно-оздоровительное направление ведется в рамках кружка «Сибирское здоровье», целью которого является укрепление здоровья, развитие двигательных способностей обучающихся, формирование у детей позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре, воспитание здорового образа жизни.

Учитывая обстоятельство, что все дети первого класса имеют III группу здоровья, администрация нашей школы ходатайствовала о проведении занятий ЛФК в центре социальной защиты Центрального района города Новосибирска. В результате – дети систематически посещают уроки ЛФК в данном центре.

Важное составляющее воспитания – приобщение детей к миру искусства, вовлечение их в творческую деятельность. Художественно-эстетическое развитие – это своего рода форма, внутри которой происходит и познавательное, и социально-личностное развитие детей; развиваются все сферы личности: когнитивная, эмоциональная, волевая. Вхождение в мир искусства способствует формированию и развитию у детей качеств духовно-нравственного распорядка, т.к. отражает мир целостно, в единстве истины, добра и красоты, и нацелено на познание, прежде всего внутреннего мира человека, его идеалов, жизненных ориентиров и ценностей.

Работа по художественно-эстетическому воспитанию в нашем учреждении проводится через активное участие всех детей в различных конкурсах: чтецов, рисунков, проектов, танцев, песен, посещении кружка «Умелые руки» – это дает возможность каждому ребенку раскрыться в полном объеме: он счастлив от того, что его принимают и понимают, сопереживают чувствам, поддерживают стремление больше видеть в окружающем мире. Это является мощным стимулом для развития  позитивного образа «Я» – знания о себе, своих возможностях, развивает положительные самоощущения, смелость в активном проявлении себя в процессе деятельности и в предъявлении окружающим ее результата. Ибо всем известна истина: успех порождает успех.

Патриотическое направление в современном обществе имеет огромное значение. Патриотизм – важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности. Считаю, что главным методологическим принципом патриотического воспитания учащихся первого класса должно быть познание и осознание ими, прежде всего, своей Малой Родины, города Новосибирска. В связи с этим в план воспитательной работы отдельным блоком включена краеведческая деятельность: цикл бесед о городе Новосибирске, экскурсии по краеведению.

Формы краеведческой деятельности – урочная и внеурочная. Работа в данном направлении осуществляется через поиск информации, проектирование, обработку собранных материалов, экскурсии в музеи города. Конечным результатом такой краеведческой работы предполагается создание собственного классного музея к концу обучения в начальных классах. С первых школьных дней на уроках через просмотр фильмов, чтение литературы, организации тематических выставок книг у детей формируются такие важные понятия, как «Родина», «патриот», «подвиг», «воин-освободитель». Учащихся необходимо подводить к осознанию того, что патриотизм – это любовь к Родине. Чтобы пробудить у детей интерес к истории, подвигам, составлен список книг на военно-патриотическую тематику для внеклассного чтения. Часть из них обсуждается на внеклассных занятиях, например: «Володька –партизанский сын» А. Первенцева, «Капитан Гастелло» А. Беляева, «Штурм рейхстага» Б. Горбатова, «Кортик» А. Рыбакова, «Что ты сделал хорошего» Л. Татьяничевой и др.

Важной составляющей моей работы с детьми составляет проектная деятельность. Работа осуществляется в рамках авторского курса «Мой первый проект» через урочную, внеурочную деятельность, дистанционные курсы в «Областном центре образования», где также мною разработан дистанционный курс: «Мой первый проект».

Данная работа ведется четвёртый год. Начиная с первого класса, дети учатся проектировать на занятиях кружка в школе, а в четвёртом классе появляется возможность заниматься на курсе и дистанционно.

Цель работы в рамках курса «Мой первый проект» – создать условия, при которых учащиеся:

– самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

– учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

– приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

– развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения экспериментов, анализа, построение гипотез, обобщения);

– развивают системное мышление.

Задачи:

– Научить обучающихся овладеть первичными представлениями об исследовательской деятельности.

– Привить навыки планирования своей деятельности, рефлексии.

– Обучать поиску знаний из разнообразных информационных источников.

– Развитие творческих способностей.

– Формирование навыков и умений применять полученные знания в других областях, в повседневной жизни.

– Реализация интересов каждого ребенка.

– Формирование коммуникативных умений.

– Развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся.

– Способствовать росту личных достижений каждого обучающегося.

– Формирование положительной самооценки у детей.

– Формирование устойчивой мотивации к обучению.

В заключение стоит отметить, что воспитать гражданина нашей Родины с такими качествами, которые требует современное общество, возможно только педагогу, который сам обладает этими качествами, любит своё непростое дело, безупречно уважает личность ученика, обладает высокими способностями к саморазвитию.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 12)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Организация внеурочной деятельности в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта. Программа внеурочной деятельности «Здравствуй, Новосибирск!»
2. Механизмы внедрения и реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов в МБОУ СОШ № 129
3. Условия развития личности учащихся в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения
4. Преподавание истории в Образовательной системе «Школа 2100» в перспективе перехода на ФГОС второго поколения
5. Элективный курс как залог успешной подготовки школьников к написанию исследовательских работ и участию в научно-практических конференциях по истории
6. Реализация воспитательного проекта как один из способов корректировки взаимоотношений детей и родителей в семье
7. Интеллектуально-творческая игра «Азбука дорог» по правилам дорожного движения
8. Сценарий «Праздник осени»