Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Все статьи автора(2) Наталья Анатольевна Григошина,

педагог-психолог
первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 173 Калининского района

Роль педагога-психолога в современном образовании

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он – совершенный Учитель.

Л.Н. Толстой

В последнее время все чаще говорят о современном образовании, о том, какой должна быть новая школа, какими качествами должен обладать педагог, чтобы соответствовать тем требованиям, которые к нему предъявляются. На мой взгляд, главные изменения должны произойти в осознании педагогами переосмысления своего внутреннего мира, мышления, желании расти как личность, развиваться профессионально.

Очень важно, чтобы педагог смог увидеть в каждом  ученике личность, которая имеет свои характерные особенности, признал, что каждый ребенок уникален и талантлив, принял его таким, какой он есть, уважал его, а также сумел раскрыть личностный смысл любого изучаемого материала, сделав его интересным и понятным для ребенка.

В моем понимании педагог – это позитивный человек, который может стать примером для своих учеников. Всем известно, что в настоящее время не так много положительных образов, которые оказывают влияние на наших детей. Так вот педагог может стать этим образом, непререкаемым авторитетом в глазах учеников, на которого бы они захотели стать похожими. Но для того, чтобы это стало реальным, педагог сам должен почувствовать себя уникальной личностью.

Немаловажная роль в профессиональном и личностном росте педагога отводится психологу образования, который способен помочь ему почувствовать себя свободной, развитой, уверенной в себе личностью, способной к осознанному выбору, принятию решений, эффективному познанию себя и окружающей реальности, умеющей мыслить критически, автономно.

В своей профессиональной деятельности мною используется новый современный универсальный метод консультирования и помощи людям, имеющим разнообразные проблемы: неврозы, стрессы, зависимости, психосоматические болезни, кризисы – дианализ. Его создатель – новосибирский ученый, врач-психотерапевт, профессор Владимир Юрьевич Завьялов. В настоящее время дианализ, который входит в число ведущих направлений российской психотерапии и консультирования, официально признан профессиональным сообществом,.

Дианализ – это методология здравомыслия, то, что очищает мышление, делает его здоровым, освобождает от стереотипов и предрассудков. А значит, главное в дианализе – уметь мыслить, размышлять, организовывать и дисциплинировать свое мышление, что позволяет понять и осознать свои проблемы.

В своей работе педагог постоянно сталкивается с определенными трудностями в решении профессиональных задач, общении с детьми и их родителями, с коллегами по работе. И как следствие испытывает определенную долю стресса, подпитывая негативные эмоции, а это в свою очередь формирует патогенное мышление. Посещая тренинг личностной эффективности, педагоги высказывают положительные отзывы, говоря о том, что они получают внутреннее спокойствие, освобождаются от комплексов,  стереотипов мышления, прислушиваются к мнению своих коллег, учатся общаться и решать конфликтные ситуации, анализировать свое эмоциональное состояние, получают внутреннее очищение и желание работать над собой. Применение дианализа в работе с педагогами способствует повышению качества их работы, повышает стрессоустойчивость, формирует позитивный эмоциональный фон, способствующий профессиональному росту, индивидуальному творческому решению поставленных перед ними задач в процессе обучения и воспитания.

Не менее актуальной проблемой, на мой взгляд, является построение взаимоотношений между родителями и детьми. Семья – это то место, где закладывается фундамент будущей жизни ребенка и от того, что вкладывают в него родители, будет зависеть его будущее. Поэтому первостепенная задача родителей – любить своих детей, общаться и проводить с ними время.

Работая в школе с семьями, мне часто приходится  наблюдать совсем другую картину. Родители недостаточно уделяют внимание детям, ссылаясь на постоянную занятость, мало общаются с ними, игнорируют их, часто обвиняют, конфликтуют между собой далеко не конструктивными способами.

В своих высказываниях В.А. Сухомлинский говорит: «Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей», но складывается впечатление, что родители не видят смысла в воспитании детей, семейном счастье и благополучии. Происходит это по разным причинам. Но одна из базовых причин – это психологическая непросвещенность наших родителей в вопросах воспитания, правильного функционирования и развития семьи.

Какая же роль отводится педагогу-психологу в изменении этой ситуации?

Конечно же, необходимо проводить для родителей обучающие семинары и тренинги, круглые столы, консультации, конференции на разные темы, касающиеся вопросов воспитания детей в семье и построения взаимоотношений между супругами.

Одной из таких форм просвещения является клуб психологической поддержки семьи «Дианализ для родителей», где основной формой работы является дискуссия. Посещая клуб, родители не только получают знания в области построения взаимоотношений в семье, но и сами выводят «новые знания» в процессе обсуждения и размышления, высказывают свое мнение и получают ответы на свои вопросы. В результате посещения клуба родители освобождаются от ненужных концепций, которые мешают нормальному общению в семье, получая новое видение в решении проблем.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что дианализ, как новый, современный, экологичный, эффективный метод психологической помощи является методом, сберегающим здоровье. Применение дианализа в образовательном учреждении дает возможность педагогу-психологу найти новые способы установления взаимопонимания между педагогами и учащимися, родителями и их детьми в процессе обучения и воспитания. В целом это способствует их личностному росту, а также умению делать осознанные выборы в течение всего жизненного пути, принимать правильные решения, что ведет к формированию здоровой, успешной личности, способной отвечать требованиям современного образования, а также формированию психологически благоприятной атмосферы в школе и семье!

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 12)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела