Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Все статьи автора(2) Наталья Анатольевна Григошина,

педагог-психолог
первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 173 Калининского района

Влияние внутрисемейных отношений на адаптацию ребенка в школе

Если у родителей нет с ребенком отношений, основанных на  безусловной любви, все остальное (дисциплина, взаимоотношения со сверстниками, успехи в школе) строится на неверной основе, и тогда неизбежно возникают проблемы.

Росс Кэмпбелл

Работая в школе психологом, по роду своей деятельности мне приходится много консультировать. И в основном поводом для обращения родителей и педагогов служит нарушение дисциплины, неуспеваемость в школе, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами. И мне хотелось бы осветить основные причины, которые влияют на проблемы адаптации детей в школе.

Большинство родителей часто ссылаются на свою занятость и отсутствие времени, чтобы уделить внимание ребенку. Они так и говорят: «Мы же много работаем, чтобы дать ему все необходимое». Высокий ритм жизни, чрезмерная загруженность работой, неправильно расставленные приоритеты и как следствие постоянные стрессы, приводят к катастрофическому уменьшению времени для общения с детьми. Но ведь внимание – это не только восполнение материальных нужд. Есть еще и потребность в любви, общении, которые необходимо восполнять. В последнее время в семьях присутствует в основном формальное общение. Инновации, которые приходят в нашу жизнь разрушают традиции, которые всегда укрепляли семью и способствовали полноценному общению. Иными словами, проводя большую часть времени за компьютером, телевизором, создав свой собственный виртуальный мир, упускается драгоценное время, которое можно уделить в реальном мире нашим детям, подарив им свою любовь и внимание. Исследования показывают, что детям,  не получившим в свое время должной родительской любви, внимания, присущи следующие черты характера: неуверенность, отчужденность, чувство вины, чувство страха, непослушание, беспокойство, неумение общаться, способность к ожесточению. В результате дети сталкиваются с множеством трудностей в школе: им сложней подчиняться школьным правилам и требованиям, строить отношения с одноклассниками, у них пропадает интерес к учебе. 

Конфликты в нашей жизни неизбежны. И решать их нам все равно приходится. Но вопрос состоит в том, как мы их решаем? И чаще всего в семьях их решают далеко не конструктивными способами, которые сопровождаются скандалами, оскорблениями, а иногда и применением физической силы. И то, как ведут себя родители в конфликтной ситуации, так же ведут себя и дети, перенося этот опыт во взаимоотношения со сверстниками и педагогами, считая, что это единственно правильный способ решения проблем.

Незнание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка также приводит к множеству проблем в его адаптации.

В каждом возрасте, будь то младший школьный, подростковый, юношеский есть свои особенности и этапы развития, которые необходимо учитывать. Любое поведение имеет свою причину, знание которой позволяет более эффективно влиять на положительное поведение ребенка и приобретение им необходимых навыков в данном возрасте, которые помогут ему адаптироваться в школьной среде.

Важно при воспитании ребенка не забывать об индивидуальных особенностях. Ведь каждый ребенок – это уникальная личность, которая имеет свои особенности темперамента, характера, склонности и способности.

Учитывая эти особенности, родители могут помочь своим детям добиться больших успехов в учебе, а также сделать правильный выбор профессии, который определит его будущее.

Влияние взаимоотношений в семье на адаптацию ребенка в школе имеет огромное значение. И здесь очень важно родителям правильно расставить свои приоритеты: стараться находить время для общения с детьми, интересоваться их жизнью, любить и принимать их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, оказывать им поддержку в трудных ситуациях.

Ведь для того, чтобы у детей складывались хорошие взаимоотношения со сверстниками и педагогами, чтобы они достигали успехов в учебе, и их будущее было успешным, родителям необходимо сделать все возможное, приложить максимум усилий, чтобы атмосфера в семье была психологически благоприятной и оказывала положительное влияние на детей.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 12)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела